Использование некоторых приемов технологии развития критического мышления на уроках химии


Использование некоторых приемов технологии критического мышления на уроках химии
Иногда людям не удается оперативно принять верное решение, так как они не умеют быстро и правильно мыслить. Научить человека думать можно с помощью появившейся в середине 90-ых годов прошлого века новой, пока еще недостаточно разработанной в теории и практике обучения технологии критического мышления. Создатели ее (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл) опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира. По их мнению, учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда учащийся умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл.
Чтобы понять суть данной технологии, необходимо обратиться к определению самого понятия критического мышления.
Специалисты по психологии и смежным наукам дают следующие характеристики данного понятия:
Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Критическое мышление называют еще направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата: должны мы принять, отвергнуть или отложить его, и степени уверенности, с какой мы это делаем.
Критическое мышление – это аналитическое мышление, то есть способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, применять полученные результаты как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
Критическое мышление – это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Выделяют три основных этапа в применении технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.
Первый этап – вызов. Его задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;
Побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.
Второй этап – осмысление. На данном этапе учащиеся получают новую информацию; осмысливают ее, соотносят с уже имеющимися знаниями.
Третий этап – рефлексия. Он направлен на целостное осмысление полученной информации; формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Технология критического мышления предполагает набор взаимосвязанных методов обучения и методологических приемов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности и благодаря которым учащиеся могут активно работать на уроках и приобретать знания.
На каждом из этапов используются свои методические приемы. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имен…», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Пометки на полях», «Чтение с остановками» «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрестная дискуссия», «Зигзаг», «Кубик»»Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе» и др.
Рассмотрим применение некоторых приемов на уроках химии.
На этапе вызова целесообразно применение приемов «Корзина идей, понятий, имен…» и «Составление кластера». Рассмотрим прием «Корзина идей, понятий, имен…».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или что думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано все, что учащиеся знают об изучаемой теме.
Покажем, как проводится обмен информацией по теме «Спирты».
Учитель задает школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?
Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин.).
Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин.), при этом ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего разногласия.
Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов, заносит сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.
Список идей по теме «Спирты».
Спирты – органические вещества.
Спирты содержат гидроксильную группу.
Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.
Спирты жидкие.
По названию спирты могут быть разными.
Спирты растворяются в воде.
Этиловый спирт оказывает вредное воздействие на живые организмы.
Спирты можно получать разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей.
На этапе осмысления можно использовать приемы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос».
«Пометки на полях»
Этот прием известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста:
- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации не имеют значения;
+ - новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с этим материалом.
- информация, которая идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями; то, о чем он думал иначе.
? сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырех колонок, соответствующих значкам, описанным выше. При использовании этого приема учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, четко обозначить время, отведенное на эту работу, следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-нибудь дополнительной литературы по химии. Применение данного приема позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), дает возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом происходит осмысление материала.
На этапе рефлексии целесообразно применение методических приемов «Перекрестная дискуссия» и «Написание эссе».
Рассмотрим прием «Написание эссе».
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное изложение мыслей на заданную тему, в котором ценятся самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы и аргументации.
Обычно учащиеся пишут эссе на уроке после обсуждения проблемы, по времени это занимает не более 5 минут.