Поурочный план к уроку на тему: Относительная влажность воздуха
Поурочный план к уроку на тему: Относительная влажность воздуха
Группа Дата Проверил Урок физики проведен по теме: «Относительная влажность воздуха». Эта тема изучается в разделе «Взаимные превращения жидкостей и газов». Учащиеся уже знакомы с основами МКТ, на основе знания рассматривается механизм парообразования, кипения, испарения, конденсаций, относительной влажности воздуха. Тип урока – комбинированный, форма - фронтальная, групповая, самостоятельная работа. Урок разработан по структуре П.С.Гранкина с использованием РСОЗУ, характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. По дидактической цели это урок изучения нового материала. По способу проведения его можно отнести к уроку-соревнованию с использованием ИКТ, элементов интернет - технологии.
Цели и задачи урока:
Образовательная:
сформировать понятие о влажности воздуха, углубить знания учащихся об испарении и конденсации, кипении и парообразовании.
раскрыть значение влажности воздуха для самочувствия людей, для предсказания погоды; отметить, что очень важно следить за влажностью воздуха;
научить определять влажность воздуха с помощью психрометрической таблицы; рассмотреть устройство психрометра.
продолжить работу над формированием умений учащихся выступать перед группой; объяснять материал своим товарищам.
Развивающая:
развитие логичности и самостоятельности мышления, выработка умения быстро мыслить, проявлять сообразительность, навыков общения и работы в команде;
развитие способности к оценочным действиям, навыков взаимоконтроля.
Воспитательная:
продолжить работу над формированием положительного отношения к учебному сотрудничеству, чувства ответственности за порученное дело, трудолюбия, честности и объективности.
Метод обучения: диалогический, словесный, наглядный
Межпредметная связь: химия, математика, ФХМА, русский язык
Оборудование урока: компьютер и мультимедийная установка, учебники, раздаточный материал, психрометрическая таблица, презентация урока.
ПЛАН УРОКА
План урока Время Количество баллов
Сообщение целей и задач урока, плана урока 2' Актуализация прежних знаний/ /фронтальный опрос 8' 2б
Проверь себя! / /индивидуальная работа 4' +1' 5б
Архипелаг неразгаданных тайн /дополнение знаний/ 10' Лекция урока 10' 5б
Перемена / ПУ на развитие памяти, внимательности 5' Лабораторная работа №3. Определение относительной влажности воздуха. 20' 10б
Распознаем неизведанное / решение задач/ 4'+1' 4б
Прилив «Взгляд на будущее» 5' Закрепление 3' Итог урока 1' Инструктаж по домашнему заданию 1' Урок 21-22 ХОД ЗАНЯТИЯ
Элементы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1. Организационный момент -
2´
Сообщение учащимся темы, цели, задачи, плана урока.
2. Актуализация прежних знаний - 8' /2б
5. Проверь себя!
/индивидуальная работа/
- 4' +1' /5б
4. Архипелаг неразгаданных тайн /дополнение знаний/
- 10'
5. Лекция урока
-10' /5б
6. Перемена / ПУ на развитие памяти, внимательности
7. Лабораторная работа №3.
8. Распознаем неизведанное
/решение задач/ - 4´+1' /4б
9. Прилив «Взгляд на будущее» - 5'
10. Закрепление - 3'
11. Итог урока - 1´
13.Инструкция по домашнему заданию - 1´
Полная готовность группы и оборудования; приветствие учащихся; быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели и задачи урока, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений.
Предлагаю записать тему урока в тетради.
Тема урока: Относительная влажность воздуха
Эпиграф к уроку: Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Персидский поэт Фирдоуси
Сегодня на уроке вам предстоит оценить свои знания по физике, выполняя задания на каждом этапе урока.
Вы будете самостоятельно выставлять баллы в сводную ведомость, а в конце урока мы подведём итог.
Ведется опрос домашнего задания по теме «Испарение и конденсация».
Предлагаю для учащихся заранее подготовленные вопросы.
Каждый вопрос оценивается в баллах.
Какой процесс называется испарением?
Какие фазовые переходы вещества называют парообразованием и конденсацией?
Что называется кипением?
Какой пар называется ненасыщенным?
Какой пар называется насыщенным?
Что называется теплотой парообразования?
Что понимают под термином критическая температура?
Предлагаю учащимся тест для контроля знаний по пройденной теме.
1. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называют…
А. плавлением Б. испарением В. диффузией Г. конденсацией
2. Чем больше свободная поверхность жидкости, тем испарение происходит…
А. быстрее Б. медленнее3. При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…
А. самые медленные Б. самые мелкие В. самые быстрые Г. самые крупные
4. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?
А. остается неизменной Б. увеличивается В. уменьшается5. Переход из жидкого состояния в газообразное называют…
А. отвердеванием Б. конденсацией В. испарением Г. диффузией
Для восполнения знаний предлагаю информации по теме: «Относительная влажность воздуха».
Будьте предельно внимательны!
Влажностью воздуха называют величину, характеризующую содержание водяных паров в различных частях атмосферы Земли. Для количественной оценки влажности воздуха используют абсолютную влажность и относительную влажность воздуха.
Абсолютная влажность воздуха – это количество водяных паров на единицу объёма воздуха. Её принято обозначать, так же как и плотность (ро). Абсолютная влажность воздуха ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м³ при данных условиях, т.е., чему равна плотность водяного пара. Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρо насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %.
Относительная влажность зависит не только от абсолютной влажности воздуха, но и от температуры. Чем выше температура, тем больше водяных паров содержит воздух.
Пример. В жаркий день относительная влажность в 90% означает, что в воздухе присутствует огромное количество влаги, и в такой день самочувствие будет неудовлетворительным, т.к. допустимая относительная влажность для человека 40% - 60%.
Влажность воздуха характеризует и точка росы. Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы. Для измерения влажности воздуха используют следующие измерительные приборы: гигрометр, психрометр, волосной гигрометр, психрометрический гигрометр.
Раздаю учащимся дидактический материал с основными моментами и терминами, пройденными на данном уроке для записи в тетрадь.
Организация выполнения упражнений.
Проведение лабораторной работы - Определение относительной влажности воздуха.
Предлагаем учащимся задачи на закрепление новой темы.
Выступления студентов по выполнению домашнего задания.
Является ли влажность воздуха важным для нас явлением?
Итак, ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленной перед началом урока?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Хорошо, спасибо!
Все учащиеся хорошо поработали и в группе, и самостоятельно, а насколько мы узнаем с вами по результатам ваших работ.
Кто сколько баллов заработали за сегодняшний урок?
Итак, у кого же самый высокий рейтинг?
Молодцы! Давайте поаплодируем!
Подготовиться к контрольной работе по разделу «Взаимные превращения жидкостей и газов», параграф 17.
Внимательно слушают преподавателя.
Психологическая настроенность на предстоящую работу.
Опрос проводится устно.
Самостоятельное выполнение работы.
/самооценка по ключу/
/Ключ к тесту:
1. Г
2. А
3. В
4. Б
5. В
Внимательно слушают преподавателя.
Оформляют конспект в тетрадях.
Выполняют упражнения.
Самостоятельное выполнение работы.
Решают задачи.
Презентация на тему: «Образование росы, тумана, инея, осадков».
Подводя итог урока, убедились, что учет влажности воздуха необходим в любой сфере человеческой деятельности. Избыток и недостаток влаги пагубно влияет на здоровье человека, предметы быта, материальные и культурные ценности. Для регулирования оптимальной влажности необходимо использовать специальные приборы – психрометры, гигрометры, увлажнители различных типов.
Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя.
23-26б – оценка «5»
19-22 – оценка «4»
13-18 – оценка «3». Целеустремленность, интерес и ответственность.
Развитие аналитического мышления, памяти, устной речи.
Развитие мышления, познания, интереса, ответственности.
Расширение кругозора, углубление знаний.
Умение выделять главное.
Развитие памяти, внимательности.
Развитие внимательности, самостоятельности, объективности.
Развитие интереса, познавательных способностей.
Развитие памяти, речи.
Воспитание самостоятельности.
Удовлетворение проделанной работой и заработанными баллами. Желание работать еще лучше.