Программа творческих мастерских Разнообразие окружающего мирадля работы в летнем лагере с дневным пребыванием детей


Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района Волгограда»



Утверждена методическим советом
Прот._______ от__________ __2016г
Директор МОУ Центр Е.СПринева


Программа
творческих мастерских
«Разнообразие окружающего мира»
для работы в летнем лагере с дневным пребыванием детей





Автор:
Чухнина Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования


Волгоград
2016 год



Пояснительная записка.

Программа составлена для проведения занятий с обучающимися 8-12 лет в творческих мастерских летнего лагеря с дневным пребыванием детей.Программа разработана на 6 часов и предусматривает изготовление коллективных работ в технике аппликации и бумажной пластике.Коллаж.
Каждая работа изготавливается за одно занятие группой обучающихся (один отряд) на формате А-1., при этом используется ватман, склеенные между собой цветные листы ксероксной бумаги или однотонные обои. Бумага, на первый взгляд, простой материал, но надо видеть, как загораются глаза детей, когда из разноцветных кусочков появляются произведения,которые занимают достойное место в оформлении школьных оздоровительных лагерей.
А сколько радости доставляет ребятам работа в коллективе, когда из небольших деталей выполненных каждым, составляется единое целое.
Занятия помогают обучающимся соизмерять свои действия с действиями коллектива, уметь находить и выражать своё «Я» в творчестве, проявлять дружелюбие, взаимовыручку, общительность. Дети учатся работать в коллективе, и это приносит радость .
Обучающиеся младших классов с большим увлечением занимаются практической работой, узнают начальные сведения о цвете, форме, пропорциях, составляют композиции на плоскости, рисуют и вырезают геометрические фигуры,различные предметы несложной конфигурации. Навыками больших и сложных работ они владеют недостаточно, поэтому каждый изготавливает по одному, два элемента, собирают в единое целое, создавая композицию в конце занятия.
Нагрузка и задание должно соответствовать возрасту, силам и возможностям детей. Следует поощрять смелость в поисках новых форм, проявления фантазии и неординарности в решении поставленной задачи.
Педагог предоставляет обучающимся неограниченную самостоятельность, тем самым направляет творчество детей. Текущий инструктаж обучающихся
необходим при показе различных приёмов работы с бумагой. Все задания должны способствовать познавательной активности, развиватьхудожественный вкус и творческие способности.
При выполнении коллективных работ на детей возлагается большая ответственность, они должны сознавать, что от их умения и качества исполнения зависит результат всей работы.
Большое воспитательное значение имеет наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных работ. Анализ работы учит обучающихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Цель: развитие творческого мышления и композиционных навыков, при работе с бумагой.
Задачи:

расширить кругозор обучающихся;
развитие пространственного воображения,глазомера,чувство цвета и пропорции
обучение приемам работы с бумагой в различных техниках

Материалы и инструменты.
Бумага.
Прежде чем приступить к работе, необходимо провести краткий инструктаж при работе с материалами и инструментами.
Одним из самых доступных материалов в творчестве детей является бумага.
Работа с бумагой развивает фантазию, учит пользоваться простейшими инструментами. Свойства бумаги позволяют быстро исправлять ошибки, легко резать, сгибать, склеивать.
В работе можно использовать мелкие кусочки цветной и другой бумаги.
При выполнении эскиза на большом листе педагог рекомендует обучающимся выполнять его на белой стороне цветной бумаги ближе к краю, с целью рационального использования материала.
Клей.
Для представленных работ с учётом возрастных особенностей обучающихся, лучше всего использовать клеящий карандаш. Он прост в работе, не оставляет пятен. Клеем следует смазывать края приклеиваемой детали.
Ножницы.
В работе с обучающимися, применяются канцелярские ножницы с закруглёнными концами. Для обучающихся 6-8 лет, мускулатура рук у которых недостаточно развита, необходимы ножницы с плавно разработанным ходом и прочным соединением половинок.
Карандаш.
У каждого обучающегося должны быть хорошо заточенные с мягким грифелем простые карандаши, чтобы в процессе выполнения задания, в случае поломки карандаша, обучающийся не отвлекался. Не рекомендуется использовать фломастеры, цветные карандаши, ручку в виду того, что сложно будет исправлять допущенные ошибки.
Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема
Общее количество 6 часов
В то числе




Теория
Практика

1
Летний букет
1
10мин
35мин

2
Корзина с цветами
1
10мин
35мин

3
Корзина с фруктами
1
10мин
35мин

4
Летняя Фантазия
1
10мин
35мин

5
Бабочки
1
10мин
35мин

6
Подводный мир
1
10мин
35мин


Содержание.

«Летний букет
На большом листе ватмана (или другая бумага) приклеивается ваза. Лист закрепляется на доске.
Для изготовления объёмного цветка необходимо иметь:
лист цветной бумаги формата А-4;
вырезанный круг диаметром 6,7 см.
Изготовление цветка:
лист бумаги складывается пополам три раза, чтобы получилось восемь частей:
на полученном прямоугольнике рисуется лепесток (схема);
рисунок вырезается по контуру, в результате получается восемь лепестков (схема);
В центре каждого лепестка делается надрез около 2 см (схема);
Для получения объёма, склеивание производится по линии надреза ассиметричным совмещением(схема);
Изготовленные лепестки приклеиваются по окружности, оставшиеся два, три лепестка приклеиваются в центре круга(схема);
Вырезаются зелёные листья . Все приклеиваем, формируем букет. Подводится с детьми итог проделанной работы.

«Корзина с цветами»
.Педагог заранее вырезает из бумаги заготовку корзины, в которой будут располагаться цветы.
С обучающимися обсуждаются варианты изготовления цветов. Лучшие из них рисуются на доске.
.Педагог дает рекомендации детям, что использовать чёрные и коричневые цвета для этой радостной работы не желательно.
Дети изготавливают цветы по собственному замыслу.
После изготовления цветов они размещаются на верхней части корзины с учётом чередования тёмных и светлых пятен.
Подводится итог проделанной работы. В беседе с детьми заостряется внимание на построение композиции, при этом учитывается цвет, форма, и расположение.


«Корзина с фруктами»
Педагог заранее вырезает из бумаги заготовку корзины, в которой будут располагаться цветы.
С обучающимися обсуждаются варианты изготовления и декорирования фруктов. Лучшие из них рисуются на доске.

Дети изготавливают фрукты по собственному замыслу.
После изготовления цветов они размещаются на верхней части корзины с учётом чередования тёмных и светлых пятен.
Подводится итог проделанной работы. В беседе с детьми заостряется внимание на построение композиции, при этом учитывается цвет, форма, и расположение.


«Летняя фантазия»
На большом листе ватмана (или другая бумага) приклеивается ваза. Лист закрепляется на доске.
С детьми проводится беседа «Цвета лета», акцентируется внимание на теплых цветах и контрастах.
На доске рисуются различные варианты конфигураций листьев. Обучающимся предлагается вырезать по несколько листьев.
Педагог предлагает изготовить каждому по несколько кружков красного цвета- ягодки.
Составляем букет из вырезанных листьев и ягод.
Подводится итог проделанной работы. В беседе с детьми заостряется внимание на построение композиции, при этом учитывается цвет, форма, и расположение.

«Бабочки»

На доске крепится лист бумаги большого размера.
С детьми проводится беседа «Разнообразие окружающего мира» и какое место в нем занимают бабочки.Возможные размеры,цвета и форма.Симметричное вырезание.
Педагог разъясняет технологию изготовления бабочек.
Обучающиеся рисуют, вырезают рыбок и декорируют их по своему замыслуПосле завершения работы, все детали приклеиваются на заготовленный раннее лист.
Подводится итог проделанной работы. В беседе с детьми заостряется внимание на построение композиции, при этом учитывается цвет, форма, и расположение.
«Подводный мир»

На доске крепится лист синей бумаги большого размера.
Детям предлагается обсудить какие рыбки могут находиться в водном царстве рыб.
Педагог разъясняет технологию изготовления и рыб и водорослей.
На доске размещаются эскизы возможных вариантов.
Обучающиеся рисуют, вырезают рыбок и декорируют их по своему замыслуИз зелёной бумаги вырезаются водоросли.
После завершения работы, все детали приклеиваются на заготовленный раннее лист.Подводится итог проделанной работы. В беседе с детьми заостряется внимание на построение композиции, при этом учитывается цвет, форма, и расположение.

Условия реализации программы.
         Для успешной реализации программы есть необходимые условия:
Материально-технические условия:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, соответствующие количеству обучающихся и их возрастным особенностям.

Инструменты и материалы:  ножницы, бумага,клеящий карандаш,простой карандаш и т.п.для каждого ребенка.

Литература


. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастер. - М: Просвещение, 1994;
. Конышева Н.В. Чудесная мастерская. –М. : изд. Ассоциация ХХ1 век, 2002;
. Конышева Н.В. Наш рукотворный мир. –М. : изд. Ассоциация ХХ1 век, 2002;
. Богатеева З.А Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.- М: Просвещение, 1986;.
15