Статья Из опыта работы в летнем оздоровительном лагере.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОФИЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ.
Стоит ли говорить о том, что вопросы организации досуга учащихся, особенно в дни каникул, актуальны и для родителей, и для учителей, и (что самое важное) - для школьников. Энергии ребят хватает на поездки к родственникам, на путешествия, на экскурсии, на прогулки со сверстниками, и, тем не менее, у детей все равно остается много свободного времени. Как заполнить его с пользой для ребенка? Оказывается, существует простое решение этого вопроса. Оно заключается в организации профильной группы в летнем оздоровительном лагере при школе. Результаты такой формы работы очень быстро можно увидеть, наблюдая счастливые лица увлеченных учеников. Эти первые успехи и побудили меня взяться за перо и поделиться собственным опытом работы с группой пятиклассников, который, надеюсь, окажется полезным коллегам, впервые приступающим к такому виду деятельности. Эффективность работы профильной группы выражается, прежде всего, в зарождении интереса детей к предмету, в желании узнавать, моделировать, экспериментировать, в понимании ими прикладного характера предмета, его связи с жизнью, с практикой. Особую ценность приобретает такая форма работы с учетом оздоровительной составляющей. Согласно целям реализуемой программы суть её заключается в укрепление психического и физического здоровья детей, в создании условий для развития личности ребёнка, в повышении математической культуры учащихся. Занятия математикой оказываются как бы включенными в жизнь ребенка.
Начинаем день, как известно, с активной зарядки и завтрака, после чего – занятие математикой на серьезные темы, но в увлекательной, нестандартной форме, например, в форме игр, квестов, экскурсий, практикумов, конкурсов. Далее – смена видов деятельности: спортивные игры, походы в кинотеатр, библиотеку, экскурсии. После обеда готовим математические модели, осваиваем логические игры. Наш день в оздоровительном лагере заканчивается к 15.00.
Все мы понимаем, что в летний период ребенок настроен на отдых. Именно поэтому, планируя работу группы, следует делать акцент на учение с увлечением, то есть на обучение учащихся искусству применять математические идеи и методы решения практических и теоретических задач без громоздких вычислений, приемам выхода из ряда затруднительных положений, возникающих в повседневной жизни, на развитие логического мышления и творчества. Эти задачи решались мною в ходе изучения следующих тем математики: «История чисел», «Занимательные факты из истории математики», «Приемы быстрого счета», «Древнерусские меры длины», «Магические квадраты», «Лист Мебиуса», «Симметрия», «Золотое сечение», «Геометрические фигуры». Некоторые занятия были посвящены решению логических, занимательных задач, головоломок, софизмов, парадоксов, созданию и разгадыванию кроссвордов, кросснамберов, решению задач конкурса “Кенгуру”, изготовлению демонстрационных моделей, в том числе модели листа Мебиуса и его разновидностей.
Занятия математикой дети совмещали с активным отдыхом на свежем воздухе. Для ребят была организована экскурсия на городскую конюшню, где они услышали много интересной информации о лошадях, получили огромный эмоциональный заряд от катания верхом. Также много восторженных откликов вызвала познавательная, насыщенная информацией историко-геометрическая экскурсия по родному городу, в ходе которой познакомились с историей архитектуры Павловска, рассмотрели геометрические фигуры, входящие в состав зданий и сооружений, а также убедились в их красоте, гарантированной соблюдением гармонической пропорции. Особый след в душах детей остался от поездки в Костомаровский Спасский монастырь, где они познакомились с главной достопримечательностью обители - уникальными пещерными храмами, находящимися в толще меловой горы. По окончании смены детям было предложено выбрать наиболее заинтересовавшую их тему для создания презентации с последующим докладом по ней. В этой работе проявились, кроме прочих, творческие способности, самостоятельность, инициативность ребят. С увлечением подбирая материал по теме, дети незаметно для себя приобретали навык работы с программой Microsoft Office Power Point, узнавали тонкости данного приложения, получали первый опыт проектной деятельности. Защита проектных работ стала своего рода итогом работы смены. Дети с гордостью и удовольствием представили результаты своего труда на суд товарищей. И снова дети учились по выбранным критериям анализировать, оценивать, комментировать выступления друг друга. Было радостно видеть в них грамотных докладчиков, способных отстаивать свою точку зрения, работать в команде, владеющих ключевыми компетенциями соответствующими данному возрасту.
В заключении хочу сказать, что создание таких профильных групп в летних оздоровительных лагерях при школах - большая находка для общества, заинтересованного в современном подходе к процессу образования, однако пока эта форма работы внедряется неактивно и осторожно.
Литература.
Сухарева Л. С. «Каникулы: игры, интересные истории…и немного математики.», журнал «Математика. Все для учителя», издательская группа «Основа», 2016, № 5, с. 2-75.
Журнал Квантик, издательство МЦНМО, 2012г., №1.
Белоусова О. С. "Ах, лето!" Программа летнего профильного лагеря по математике», [Электронный ресурс], http://festival.1september.ru/articles/599459/.