Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как условие повышения эффективности обучения (из опыта работы учителя технологии МОУ Шилкинской СОШ №1 Бухтояровой Светланы Васильевны)




Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как условие повышения эффективности обучения
(из опыта работы учителя технологии МОУ Шилкинской СОШ №1
Бухтояровой Светланы Васильевны)














Содержание
Введение3
Глава.
Теоретические основы повышения эффективности обучения на уроках технологии6
Психолого-педагогическое обоснование понятия эффективности обучения на уроках технологии..6
Методические основы применения средств ИКТ как условия повышения эффективности обучения на уроках технологии ............................................13
Глава.
Система работы по повышению эффективности обучения на уроках технологии средствами ИКТ19

Глава
Анализ результатов работы по повышению эффективности образовательного процесса на уроках технологии средствами ИКТ.24

Заключение28
Список используемой литературы..30










Введение
Образовательная область «Технология»- обязательная составляющая часть общего среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний, умений, без которых невозможны полноценное становление личности, ее социализация, сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, экономический и социальный прогресс страны. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Одним из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.
-ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
-ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
-широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества.
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.
Цель: повышение эффективности обучения на уроках технологии средствами ИКТ

Задачи:
Дать психолого-педагогическое обоснование понятия эффективности обучения на уроках технологии
Проанализировать методические основы применения средств ИКТ как условия повышения эффективности обучения на уроках технологии
Описать систему работы по повышению эффективности обучения на уроках технологии средствами ИКТ
Проанализировать систему работы по повышению эффективности обучения на уроках технологии средствами ИКТ
При обучении учащихся проектной деятельности (основной метод в технологии) использование ИКТ является просто необходимым. Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Учащиеся испытывают удовольствие не только от результатов своей работы, но и от осознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяет реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными (в старших классах) программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
В современной жизни необходимо не только вооружить учащихся знаниями и умениями, но и выработать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и, прежде всего умению работать с электронным учебником. Умение работать с электронным учебником пробуждает у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования. Это помогает работе с проектом.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи только таблиц и схем. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Любой педагог не может не задуматься о том, что ждет его учеников. Каждый учитель знает, что окружающая действительность потребует от них огромного запаса знаний и умений в области современных технологий.




































1.Глава
Теоретические основы повышения эффективности обучения на уроках технологии
Психолого-педагогическое обоснование понятия эффективности обучения на уроках технологии.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемого, а достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, учитель тем самым управляет этой активностью. Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет её, контролирует, предоставляет для неё нужные средства и информацию.
Обучающая деятельность педагога:
- Определение целей и задач учебной деятельности учащихся
- Формирование потребности в знаниях и мотивов учебной деятельности учащихся
- Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися
- Организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом
- Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-волевого характера
- Регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся
- Оценивание результатов учебной деятельности учащихся
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного
процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
Основные группы методов обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-
познавательной деятельности
Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
К педагогическим средствам относятся:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
компьютерные классы;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.
Эмоциональность обучения и стимулирование волевых усилий учащихся в овладении знаниями обеспечиваются также специальными дидактическими методами и приемами. К ним относятся: демонстрация учебно-наглядных пособий, использование технических средств обучения, высокая содержательность изложения нового материала учителем, привлечение ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций и т.д.
Основные принципы обучения – это:
наглядность обучения;
сознательность и активность учащихся в обучении;
научность обучения;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.
В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регулярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи школьников, но и выявлять недостатки в их учебной работе. У одних она вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других – выявляет недостатки в познавательной деятельности, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и таким образом и тех, и других стимулирует к познавательной активности, способствует формированию прилежания и ответственности за выполнение своих школьных обязанностей. Такую же роль играет и самоконтроль учащихся за результатами своей учебной деятельности. При определении сущности обучения было отмечено, что его важнейшей задачей помимо овладения знаниями, умениями и навыками (образование) является развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Для развития способностей и задатков учащихся большое значение имеет включение в учебный процесс решения творческих задач, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, индивидуальная работа с хорошо успевающими и создание для них повышенной «учебной нагрузки» с тем, чтобы они лучше раскрывали свой умственный потенциал. Поддержание этих условий создает предпосылки для развития способностей и творческих задатков учащихся в процессе обучения.
Успешность обучения во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. Для достижения наибольшей успешности обучения педагоги школ в процессе преподавания учебных дисциплин используют различные методики и технологии, как уже проверенные в педагогической практике, так и оригинальные, собственной разработки. Однако, прежде чем рекомендовать новые разработки к широкому внедрению в практику, необходимо проверить их работоспособность, то есть оценить их влияние на успешность обучения учащихся.
Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Поэтому мерой успешности обучения выступает оценка успеваемости, выраженная в абсолютных показателях, в процентном соотношении или какой-то другой форме. Обучение признается успешным, если, во-первых, позволяет достигнуть заданных норм, определяемых целями и задачами обучения, то есть достигнуть определенного, заранее заданного результата. И, во-вторых, если этот результат достигается наиболее рациональным способом, а именно, с меньшими временными затратами и трудовыми ресурсами. Полноту, степень приближения к заданным нормам обучения называют результативностью.
Характеристику, связанную с трудоемкостью достижения результата, называют эффективностью обучения. Поскольку обучение является процессом взаимодействия педагога и обучаемых, то эффективность может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, эффективность может выступать как показатель трудоемкости методики, связанный с временными, материальными, человеческими затратами, осуществляемыми преподавателем в процессе обучения. Во-вторых, эффективность может быть рассмотрена как производительность труда обучаемых, связанная больше с временными затратами учащихся. Для оценки работоспособности методики (технологии) необходимо исследование обеих сторон. Однако когда мы рассматриваем успешность обучения, то достаточно ограничиться эффективностью в форме производительности труда учащихся.
Итак, чтобы оценить успешность обучения учащихся, следует определить их результативность и эффективность. На практике это осуществляется следующим образом. Учащимся в конце урока, или на последнем уроке изучения темы (раздела), или в конце четверти выдается контрольное задание на самостоятельное выполнение. Преподаватель замеряет время выполнения задания каждым учеником. В процессе проверки подсчитывается количество правильно выполненных операций, как в целом, так и по вновь изученному материалу, в зависимости от преследуемой цели.
Для оценки результативности обучения вводится коэффициент, определяемый по формуле: К=q/Q, где q – точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; Q – общее число операций в задании. Коэффициент результативности является индивидуальным показателем усвоения, в идеале он должен быть равен единице.
Оценка эффективности обучения осуществляется несколько сложнее. Эффективность рассматривается нами как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся на единицу времени выполнения контрольного задания. Обучение тем эффективнее, чем больше правильных операций выполнено за меньшее время. Эффективность определяет среднюю скорость выполнения отдельных операций конкретным учеником, достигнутый им навык выполнения операции.
Предложенный подход к оценке успешности обучения позволяет выявить связь между результативностью и эффективностью обучения. Таким образом, при одной и той же результативности эффективность возрастет, если уменьшится время выполнения задания. И, наоборот, при одном и том же времени выполнения задания эффективность будет тем выше, чем больше будет результативность обучения. Если же время выполнения задания совпадает с идеальным временем, то коэффициент эффективности становится равным коэффициенту результативности. Этим объясняется встречающееся в педагогической литературе совмещение понятий успешности с понятием эффективности, под которым, в свою очередь, понимают и результативность обучения.
В обычной практике учитель ограничивает время выполнения контрольного задания. В этом случае замер эффективности не производиться и можно установить соответствие между предложенным коэффициентом результативности и традиционной пятибалльной оценкой, например: значение коэффициента в пределах от 0 до 0,3 означает “неудовлетворительно”; за результат от 0,3 до 0,5 - “удовлетворительно”; от 0,5 до 0,7 – “хорошо”; от 0,7 до 1 – “отлично”.
Cравниваются достигнутые средние результативность и эффективность учащихся по итогам изучения темы или раздела, четверти, года.
Термин эффективность вошел в педагогические исследования из других областей знания; по мере накопления теоретических и эмпирических данных эффективность в педагогике стали трактовать не просто как улучшение обучения; она превратилась в понятие, характеризующее особое его качество. Феномен эффективности обучения трактуется отечественными и зарубежными учеными в качестве фундаментального понятия дидактики.
Эффективность и связанные с ним понятия - интенсификация и оптимизация педагогического процесса, как составные части проблемы научной организации учебной деятельности, получили разностороннее освещение в работах известных педагогов и психологов: Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Б.Ф. Ломова, М.И. Махмутова, И.П. Раченко, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной.
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения- педагогический мониторинг.
Сегодня термин «мониторинг» активно используется многими науками, в том числе педагогикой и психологией. А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико – прогностическое отслеживание образовательного процесса.
Педагогический мониторинг:
индивидуальный педагогический мониторинг по предмету;
педагогический мониторинг класса по предмету.
По данным индивидуального мониторинга выстраиваются графики, показывающие динамику уровня усвоения материала и эффективности протекания образовательного процесса для данного учащегося.
Индивидуальный педагогический мониторинг лежит в основе педагогического мониторинга класса по предмету:
мониторинг качества образовательного процесса по периодам обучения;
динамика качества образовательного процесса по годам обучения;
сохранность качества образовательного процесса при смене содержания программ и учебников.
По данным мониторинга качества образовательного процесса по периодам обучения выстраиваются следующие графики, отражающие динамику:
эффективности протекания образовательного процесса по периодам обучения в классе;
уровня усвоения материала по периодам обучения в классе;
качества усвоения материала по периодам обучения в классе;
уровня успеваемости по периодам обучения в классе;
степени обученности.
Данная форма педагогического мониторинга позволяет отслеживать результаты образовательного процесса в течение учебного года и, по мере необходимости, вносить в систему управления качеством образовательного процесса необходимые коррективы. Мониторинг направлен на достижение главной задачи - повышение эффективности работы учителя и, соответственно, повышение эффективности обучения в целом.
Методические основы применения средств ИКТ как условия повышения эффективности образовательного процесса на уроках технологии
Информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного ПО.
Под дидактической эффективностью применения в обучении ИКТ предлагается понимать эффект деятельности преподавателя по достижению с использованием комплекта компьютерных и информационных средств заранее прогнозируемых целей обучения и воспитания учащихся, это положительное приращение достигнутого при этом результата в настоящем к предыдущему результату, с учетом временных, технических, дидактических и психофизиологических затрат. В таком случае измерение и оценку дидактической эффективности применения ИКТ можно с достаточной степенью достоверности производить по количественно-качественным показателям образовательного процесса путем обобщения и сравнения одних статистических данных с другими. Следует указать, что сравнению подлежат только результаты изначально определяемые целями обучения. Использование набора таких критериев как качество усвоения знаний, навыков и умений, прочность их усвоения, мотивация, активность, а также время обучения позволяют, на требуемом уровне успешно решать задачи оценки эффективности применения ИКТ.
Когда речь заходит о применении компьютера в деятельности учителя, возникают вопросы:
-целесообразность применения компьютера?
-различные подходы к организации уроков с использованием компьютера?
-средства для применения на уроках?
1. Целесообразность применения компьютера.
-Компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов – ( тестирующие программы)
- Компьютер применяется для обучения (применение всевозможных обучающих программ)
- Компьютер применяется для демонстрации.
2. Подходы к организации уроков с использованием информационно- коммуникационных технологий.
-Используется один компьютер для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов.
-Используется компьютерный класс для контроля знаний учащихся или же для обучения.
3. Средства для применения на уроках:
-Использование готовых мультимедийных программ;
- Создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.
На основе анализа научной психолого-педагогической и специальной литературы можно определить шесть основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии.
Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога.
Наличие обратной связи позволяет в некоторых случаях передавать отдельные функции педагога машине и обеспечить необходимый объём внимания для каждого учащегося, что особенно важно в условиях дефицита учебного времени. Так как компьютеры можно объединить в локальную сеть, то в режиме диалога могут быть использованы различные организационные формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне.
Как известно, процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален. По мнению проф. И.М.Чередова, в учебной деятельности чрезвычайно важно, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Использование компьютера позволяет полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.
Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности.
Работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем и проанализировать те или иные процессы или явления, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначально неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы, процесс которой смоделирован, приведен лишь к тактической «подсказке» и возможности поработать с моделью еще раз, но уже с учетом допущенных ошибок.
Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени.
В деятельности современного человека немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом использовании.
Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа.
Использование программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащихся к большому объему новой информации.
Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями.
Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж.
Итак, компьютер может применяться на следующих этапах урока и учебного процесса в целом:
Этап объяснения нового материала;
Этап первоначального закрепления материала;
Этап контроля и проверки знаний.
Таблица 1
Применение компьютера на уроке

Где
Для чего
Что
Как

На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.На этапе первоначального контроля
Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных
Контролирующие и тестирующие программы
Компьютерный класс

На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления
Для обучения
Обучающие программы
Компьютерный класс

На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения
Для демонстрации при объяснении нового материала
Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций
Один компьютер и видеопроектор

На внеклассных мероприятиях
Для демонстрации материала
Мультимедийные средства
Один компьютер и видеопроектор

На внеклассных мероприятиях
Для развития творческих способностей учащихся
Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр
Компьютерный класс

Педагогические программные средства:
- программы, моделирующие процесс или явление;
-контролирующие программы;
- программы - тренажеры обычно контролируют правильность ответа и время;
- развивающие игры;
- обучающие программы;
-ресурсы глобальной сети Интернет (банки знаний, сайты)
Урок технологии с использованием ИКТ технологий обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию. Презентация лекции создаётся средствами PowerPoint и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов труда. Учащиеся, опираясь на данную информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему, учитель направляет их деятельность. Предваряет практическую работу вводный инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному повторению. Каждый ребёнок работает на своём уровне и в присущем ему темпе. Тем учащимся, которые не могут выполнить активное повторение предлагается пассивное повторение, они ещё раз просматривают видео фрагмент, либо презентацию. Мультимедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающим его.
Использование ИКТ и Интернета способствуют формированию всех компонентов коммуникативной компетенции. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, звуковое сопровождение дают учащимся возможность системного наглядного восприятия материала, а так же позволяет расширить кругозор и углубить знания по предмету. Использование компьютера и Интернет-ресурсов позволяют сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным, повышает эффективность усвоения материала.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является отслеживание учителем объективной информации о деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютерное тестирование контроля знаний учащихся по технологии, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. Тесты на компьютере позволяют не только объективно оценить знания учащихся, осуществляя мониторинг усвоения материала на протяжении времени изучения отдельной темы или всего курса обучения, но и вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является создание школьниками мультимедийных презентаций, которые являются самостоятельными творческими проектами по наиболее актуальным проблемам содержания учебного предмета, виртуальными учебными пособиями по различным видам декоративно-прикладного творчества. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций.
Использование ИКТ на различных этапах урока [9]
Тема «Создание эскиза фартука в графическом редакторе»

1 этап
Повторение изученного материала
Компьютерная программа Puzzle
Время 10 мин

2 этап
Освоение нового материала
Компьютерная программа Power Point
Время 10 мин

3 этап
Закрепление материала
Компьютерная программа Paint
Время 10 мин

4 этап
Контроль знаний и умений
Компьютерная программа:
Оденем куклу
Время 5 мин

Суммарное время
35 мин


Применение ИКТ технологий на уроках технологии:
Повышает эффективность учебного процесса;
Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
Сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
Развивает активность и самостоятельность учащихся;
Дает возможность учащимся , пропустившим занятие, самостоятельно в
удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
Уменьшает количество ошибок допущенных учащимися при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия.
Учащиеся вовлекаются в учебный процесс, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Таким образом, ИКТ при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень
2.Глава.
Система работы по повышению эффективности обучения на уроках технологии средствами ИКТ
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Информационно-коммуникационные технологии - это огромное поле деятельности для педагога любой специальности. Они открывают большие возможности в переосмыслении методов и приемов обучения. Внедрение ИКТ в сферу предметов расширит кругозор учащихся, позволит учителю полнее использовать имеющиеся образовательные ресурсы, существенно повысит уровень преподавания.
Педагогическая система представляет собой взаимосвязь всех компонентов, методов, процессов, направлений и других составляющих частей, направленных на достижение разнообразных педагогических целей.
Я использую возможности школьного кабинета информатики, компьютеризированное рабочее место учителя, домашние компьютеры учащихся. Такая методика позволяет провести вводный курс, объяснение нового материала для всего класса по теме урока, используя компьютеризированное рабочее место учителя, а затем уже предлагать учащимся самостоятельно работать с отдельными заданиями, проектами, тестами в компьютерном классе, на дополнительных занятиях, дома с последующим обсуждением и разбором технологий их выполнения, защитой проектов.
На уроках технологии при обучении учащихся я использую ИКТ, начиная с 5 класса. Уроков информатики у них еще не было, но многие девочки имеют дома компьютер, занимаются в кружках «Информатика для любознательных», создаю творческую группу из 3-5 человек, которые выполняют различные задания с помощью программы Power Point по разделам программы, например «Кулинария», «Моделирование фартука», «Интерьер кухни» и т.д.
В 5-6-7 классах при изучении раздела «Кулинарии» для составления меню и расчета его стоимости, используем программу «Веселый поваренок». Это позволяет разнообразить изучение нового материала, развивает творческие способности, интерес к предмету, повышает успеваемость.
Суть технологических процессов учащиеся лучше усваивают, если они представлены в виде схем или моделей. Это конкретная опора, облегчающая им выполнение практических заданий, в том числе и по кулинарии, и закрепляет навыки работы с компьютером (текстовый и графический редактор Word).[9]

Рисунок 1


Задания по составлению рецептур также могут быть представлены в виде таблиц и диаграмм.
Например:
Из сборника рецептур учащиеся выписывают рецептуру на 1000г пресного теста и переводят вес каждого продукта в проценты по отношению к их общему весу:
Мука625г – 58,68%
Сахар20г - 1,88%
Жир75г - 7,05%
Меланж.90г - 8,45%
Соль..10г - 0,94%
Сода..10г - 0,94%
Вода.225г – 21,12%
Лимонная кислота..10г - 0,94%
Итого:.1065г – 100%
Структура расхода продуктов для пресного теста может быть также представлена в виде диаграммы с округлением до целых чисел

Рисунок 2

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Использование схематизации – этого своеобразного языка технологии - обеспечивает осознанное усвоение учащимися изучаемых процессов и выполнение заданий значительной сложности. Осваивая этот язык, девочки учатся обобщать, видеть за одной моделью разные явления.
Текст пояснительной записки к выполненному проекту также набирается и обрабатывается в текстовом редакторе Word. В нем же составляются различные блок-схемы, таблицы. Экономический расчет часто проводится с помощью электронных таблиц Excel.
Начиная с 5 класса учащиеся знакомятся с графическим редактором Paint при моделировании фартука. Учащиеся создают на компьютере разнообразные модели этого изделия. При использовании программы Paint на смену альбомному листу и карандашу приходит экран монитора.
При изучении раздела «Рукоделие» для создания схем вышивки, бисеронизания также можно воспользоваться программой Excel. Кроме этих программ на уроках мы используем различные каталоги с рисунками для вышивки, например, «Каталог по вышивке». Посмотрев каталог, можно выбрать подходящий рисунок и, с помощью принтера, распечатать нужный рисунок, а затем перенести его на ткань. Рисунок при желании можно изменить и перекрасить. Использование каталога сокращает время поиска рисунка и его перевода на ткань.
Excel- программой можно воспользоваться для составления кроссвордов по разным темам как способ контроля пройденного материала.
При изучении раздела «Рукоделие»- вязание, пользуемся готовой программой «Уроки вязания», где дается поэтапное обучение вязанию через систему уроков, сопровождающиеся звуковым эффектом, если возникают затруднения у девочек можно повторить уроки –показы несколько раз в удобном темпе.
Фотографии, помещаемые в пояснительную записку, обрабатываются компьютерной программой Adobe Photoshop.
Графический редактор Paint используем при создании схем для лоскутной мозаики, при воспроизведении рисунков ткацких переплетений, выполнения рисунка для аппликации, для создания эскизов различной сложности.
Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.
По отдельным темам программы создаю эффективный иллюстративный материал (презентацию, слайд-фильм) в программе Power Point, обладающей возможностями анимации и подключения звукового сопровождения, что также повышает интерес учащихся.
Девочками в процессе проектной деятельности при знакомстве с системами поиска в сети Интернета было найдено много сайтов, содержащих информацию по проблемам, изучаемым в образовательной области «Технология».( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -как выбирать одежду (моделирование и проектирование); [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рецепты, диеты (технология обработки пищевых продуктов) и т.д.
При изучении раздела «Культура дома», «Гигиена девушки» используем программу «Парикмахер», позволяющую девочкам менять свой имидж. С помощью цифрового фотоаппарата получаем фотографии девочек класса, вставляем в программу « Парикмахер» и каждая девочка подбирает себе новый образ.
При изучении раздела «Моделирование и конструирование одежды» используем программу « LEKO», рассчитав мерки с помощью таблиц Excel, вводим данные и с помощью принтера распечатываем готовую выкройку на свой размер. В будущем планируем заняться моделированием одежды на компьютере при помощи программы 3D Studio Max. Пока пользуемся электронными справочниками, представленными на СD-дисках, которые содержат значительно больше информации, чем журнал или книга. Использование электронных справочников ускоряет поиск необходимой информации. Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качественного уровня знаний.
В старших классах уровень ИКТ – компетенции учащихся значительно повышается. Это дает возможность широко применять компьютер на уроках технологии.
По всем разделам программы «Технология» составлены тесты, которые позволяют быстро и качественно определить уровень усвоения материала, качество знаний по предмету.
Тесты на компьютере позволяют не только объективно оценить знания учащихся, осуществляя мониторинг усвоения материала на протяжении времени изучения отдельной темы или всего курса обучения, но и вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».

Мой опыт использования ИКТ на уроках технологии показал, что создается возможность готовить задания соответствующие уровню, темпу обучения и стилю каждого учащегося, открываются новые пути в развитии мышления, возможности для активного обучения. С помощью ИКТ проведение уроков становится более эффективным, интересным, увлекательным процессом, а огромный поток информации - легкодоступным. Использование ИКТ позволяет рациональнее распределить время занятия, освобождает учащихся и учителя от лишних записей и пояснений, повышает уровень усвоения и объективность оценки знаний, а также помогает реализовать принцип личной заинтересованности учащегося в усвоении материала и многие другие принципы развивающего обучения.























3.Глава
Анализ результатов работы по повышению эффективности образовательного процесса на уроках технологии средствами ИКТ
Использования ИКТ на уроках технологии способствует лучшему пониманию и усвоению знаний, способствует эффективному закреплению материала, способствует оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышает результативность обучения.
Основной целью использования ИКТ является повышение эффективности обучения :
повышение мотивации обучения;
развитие познавательной активности учащихся;
стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
повышение качества образования;
совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
На своих уроках я использую компьютер как:
средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
средство информационной поддержки учебного процесса;
дополнительный источник информации;
средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.
Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности обучения.
Критерии эффективности урока с использованием ИКТ:
1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока. Это означает, что учащийся работает в течение всего времени занятия. Он включается в проверку домашнего задания, слушает объяснение нового материала, участвует в закреплении, выполняет самостоятельную работу.
2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик на уроке переживает свои успехи и неудачи, то это способствует включению мотивационных центров и центров саморегуляции поведения.
3. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Она связана с поддержанием интереса к изучению материала. Основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его самореализация
4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их.
5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке.
6. Оценка уровня полного усвоения знаний
7. Достижение целей урока. Дидактическая цель – это усвоение знаний, формирование умений и способов действий на уроке по изучаемой теме. Достижение данной цели характеризуется уровнем усвоения знаний, которому соответствуют полученные отметки. Воспитательная цель достигается за счет социализации мышления в процессе взаимодействия. Нормы поведения усваиваются в процессе совместной деятельности, направленной на достижение определенных целей.
Мониторинг эффективности образовательного процесса с использованием ИКТ технологий на уроках технологии
Обученность/качество/успеваемость
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По результатам анкетирования учащихся можно утверждать:
уроки с применением ИКТ технологий нравятся больше, чем обычные;
качества творческой личности, которые развивались на уроках технологии с применением ИКТ (%) (по методике В.И.Андреева)
1) Целеустремленность 73,9
2) Воля 34,8
3) Познавательная активность 45
4) Эмоциональность 17,4
5) Любознательность 47,8
6) Лидерство 13
7) Смелость 69,6
8) Решительность 26
9) Самоконтроль 43,5
10) Открытость 30,4
11) Независимость 8,7
12) Инициативность, активность 21,7
13) Чувство юмора 39,1
14) Яркое воображение 47,8
15) Оригинальность 39,1
16) Увлеченность 56,5
17) Сообразительность 43,5
18) Гибкость мышления 17.4


Мыслительная деятельность-45%
Мотивация-55%
Уровень знаний-77%
Самооценка-62%
улучшается и общий психологический климат на уроках: учащиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне (выставки, конкурсы, олимпиады, конференции, предметные недели)
Результаты участия в олимпиадах, конференциях

2012-2013
2013-2014

2014-2015

Школьная олимпиада по технологии
Количество участвующих:
42 человека
Количество участвующих:
45 человек
Количество участвующих:
50 человек

Районная олимпиада по технологии
Потапкина Кристина (8 класс)-1 место Проект «Соцветие»

Потапкина Кристина (9 класс).Проект «Цветочная фантазия»
Потапкина Кристина (10 класс) -2 место. Проект «Волшебная мозаика»

Муниципальная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»

Шмулова Екатерина (9класс)
Исследовательская работа «Пища: что мы едим. Польза или вред?»





Заключение
Бесспорно, что в современной школе компьютер является многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся, формирования ключевых компетенций.
ИКТ позволяют:
- выиграть время для более интенсивного обучения;
-сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
-вовлечь всех учащихся в учебный процесс;
- вводить новое через компьютерные технологии;
-развивать творчество и самостоятельность учащихся.
ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ј часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, Ѕ часть увиденного и услышанного, ѕ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. ИКТ позволяют создать условия для повышения качества процесса обучения.
Практика показала, что уроки с использованием ИКТ позволяют учащимся с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
Кроме того, использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяет дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными схемами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность учащегося через эмоционально-чувственное восприятие.
Итак, использование ИКТ позволяет решить ряд важнейших проблем, стоящих перед школой:
- снятие перегрузок;
-усиление мотивации обучения;
- повышение скорости и качества усвоения материала;
-успешное решение вопросов дифференцированного подхода ;
- создание условий для проблемного обучения и проведения учебно-исследовательских работ;
- возможность использования фондов библиотек, музеев;
- электронные учебники - дополнительное средство получения информации;
-существенное сокращение учебного времени, используемого для контроля знаний;
- более продуктивное использование времени на уроке для практической работы;
-повышение эффективности обучения.
Исследование эффективности применения ИКТ должно быть направлено не столько на фиксирование и оценку конечного результата, сколько на условия протекания всего процесса обучения, динамику учебной деятельности.
Повысить продуктивность применения ИКТ в школе можно за счет более полного использования достижений современной педагогической науки, оптимизации учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, улучшения содержания обучения, всестороннего учета индивидуальных психофизиологических характеристик и психологического состояния обучаемых.
Одним из важных факторов совершенствования системы обучения школе является активное использование в процессе обучения современных ИКТ
Таким образом, ИКТ могут существенно повысить эффективность обучения на уроках технологии





Список используемой литературы
Атутов П.Р. Технология современного образования.- М. Педагогика. 1996. №2
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989 г.
Бобко И.М., Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. Новосибирск: СИОТ РАО, 1996. 122с.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
Глозман А.Е., А.А.Карачев, В.М.Казакевич и др. – Эксперимент: Новое содержание общего образования: Технология/ – М.: Просвещение, 2003
Полат Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М., 1999.
Подласый И. П. Педагогика. – М., Владос, 2000
Симоненко В.Д.. Методика преподавания технологии -М.,1999.
Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Журнал «Школа и производство» № 1- 2001 , № 7- 2002, № 2,3,4,7-2004, № 1-2006.
Использованы материалы сайтов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http.school.techno.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915




Рисунок 1C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\рис-3.pngRoot Entry