Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальных классов

Мониторинг сформированности
универсальных учебных действий в начальной школе
 
Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.
И.В. Гёте
     
      Начальная школа важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.
     Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
     Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных. Особую актуальность она приобретает применительно начальной школе. Именно в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть универсальные учебные действия УУД.
    С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития.
     В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности предметных компетенций и УУД.
Объекты исследования:
1.    Учащиеся начальной школы;
2.    Универсальные учебные действия младших школьников;
3.    Психолого- педагогические условия обучения;
4.    Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Предмет исследования:  мониторинг сформированности УУД у младших школьников.
      В основу идеи положена гипотеза: проведение мониторинга сформированности УУД у младших школьников по предложенным мною критериям оценивания позволят:
1.      отследить динамики развития УУД и индивидуальности учащихся;
2.      составить план дальнейших действий и корректировку программ;
3.      увидеть сильные и слабые стороны, как учителя, так и учеников;
4.      повысить уровень качества образования и  знаний учащихся. 
Цель исследования: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.   Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;
2.   Выбор диагностического материала для отслеживания сформированности УУД. 
Формирование и апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школы.
Составление таблиц обработки результатов диагностик по классу и индивидуальную карту развития УУД для каждого ученика.
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.  
Для проведения мониторинга сформированности УУД были выбраны следующие методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
личностные

·
·познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

·
·регулятивные, включая саморегуляцию;

·коммуникативные действия.

Показатели мониторинга УУД в начальной школе:
Регулятивные УУД
1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3.  Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
4.  Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей.
5.  Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
6.  Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
7.  Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД
1.  Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
2.  Умение составлять логическое действие «синтез».
3.  Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным, самостоятельно выбранным критериям.
4. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5.  Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
6.  Умение устанавливать аналогии.
7.  Умение устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.
8.  Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
9.   Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12. Умение использовать знаково – символические средства для создания  моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.
13. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15  Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16.Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17 Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
2. Умение формулировать точку зрения.
3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения.
5. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
6. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
7. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. В полном объеме 34 показателя изучаются, и анализируются, в мониторинге начиная с 3 класса.
Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Портфолио в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Здесь предметом оценки является  не только предметные достижения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты.

При исследовании использовались следующие методики:








Циклограмма мероприятий 3 класс

УУД
Характеристика УУД
Инструментарий
Методы
Периодичность проведения
Сроки проведения

 
1
Самопознание и самоопределение
 
Самооценка
 
·         Тест на определение самооценки «Лесенка».
·         Методика «Незаконченные предложения»
тестирование
2 раза в год



Нравственно-этическая ориентация
 
 
·         Методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»
·         Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
·         «Изучение процесса адаптации»
·         «Познавательная активность»
анкетирование
2 раза в год


2
Регулятивные УУД
контроль
·         Корректурная проба
тестирование
2 раза в год


3
Познавательные УУД
Логические УУД
Комплекс методик «Прогноз и профилактика проблем обучения» (Л.Я.Ясюкова)



тестирование
2 раза в год


4
Коммуниникативные УУД
 
·         « Кто прав»
·        Социометрия
Тестирование, беседа.
2 раза в год





Результаты мониторинга сформированности УУД  3 класс
( тестирование, анкетирование, беседа) 
ФО______________________________________________________________________
1
Личностные УУД
Инструментарий
Начало года
Конец года

 
 
Самопознание и самоопределение
 
·         Тест на определение самооценки «Лесенка».
 
 



·         Методика «Незаконченные предложения»
 
 


Нравственно-этическая ориентация
 
·         Методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»
 
 



·         Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
 
 



·         «Изучение процесса адаптации»
 
 



·         «Познавательная активность»
 
 

2
Регулятивные УУД
·         Корректурная проба
 
 
 

3
Познавательные УУД
«Прогноз и профилактика проблем обучения» (Ясюкова)·        
 
 

4
Коммуниникативные УУД
·         « Кто прав»
 
 
 



·   Социометрия
 
 



Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе
ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  3
УУД
Норма
тивный показа
тель УУД
Уровни сформированности



низкий
средний
высокий

Самопознание и самоопре
деление
Самооцен
ка
-неумение адекватно оценить свои способности;
-самооценка ситуативна.
Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом
 
 
 
- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке
- чувство необходимости учения;
- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».
Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

Смыслооб
разование
Мотива
ция
- сформирована мотивация избегания наказания;
- фиксация на неуспешности. 
Рекомендации:
- консультация специалистов,
- найти зону успешности ребенка,
- ориентировать на внеурочную деятельность.
 
 
- частично сформированы познавательные социальные мотивы (интересы)
 (чувство долга, ответственность),
- склонность выполнять облегченные задания;
- ориентирован на внеурочную деятельность.
Рекомендации:
- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.
- сформированы познавательные мотивы и интересы,
- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность).
Рекомендации:
- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.
 
 
 

Нравствен
но-эстетичес
кая ориента
ция
 
- недостаточно знает суть нравственных норм,
- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,
- отношение к нравственным нормам неопределенное.
Рекомендации:
- стимулировать чувствительность к переживаниям других,
- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, и т.д.)
- делает попытки осуществления личностного морального выбора,
 - пробует оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм.
Рекомендации:
- воспитание личной ответственности   за сказанное слово, дело, данное обещание,
- воспитание  потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов
- может  и имеет опыт осуществления личностного морального выбора,
 - может оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм
- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы.
Рекомендации:
Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты


Технологическая карта формирования познавательных УУД в начальной школе
ФИ......................................................................................................................................................  Класс  3
УУД
Нормативный показатель УУД
Уровни сформированности



низкий
средний
высокий

Общеу
чебные
Самостоятельно предполагать, информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

 
- самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом.
Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
- выполняет самостоятельно, но допускает ошибки.
- Выполняет задания репродуктивного характера.
Рекомендации:
Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов
- выполняет самостоятельно.
Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Логические
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей.
Рекомендации:
Консультации специалистов
Коррекционная работа по выявленным нарушениям.
- Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками.
- Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.
Рекомендации:
Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков.
 
- Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения  различных задач.
Рекомендации:
Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.
 
 





Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе
ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  3
УУД
Нормативный показатель
· УУД
Уровни сформированности



низкий
средний
высокий

 Коммуникация как кооперация
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
 
 
- Не хочет участвовать в диалоге.
- не слушает и не понимает других.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков,  поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками  (в парах и группах).
 
- Понимает смысл высказываний других людей, но  испытывает трудности при выражении обратной связи. Ведомый.
Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях.
 - Активно принимает участие в работе  группы, умеет договариваться с другими людьми;
- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.
Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.

Коммуникация как
интеракция
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры
Понимать точку зрения другого.
 
 
- Пассивен или агрессивен.
- молчит, игнорирует другого человека.
Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками.
- Ситуативно  отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен;
- слушает, но не всегда дает обратную связь.
Рекомендации: 
продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
-Отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен;
- умеет  слушать и слышать, дает обратную связь.
Рекомендации:  продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.

Коммуникация как интериоризация
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
 
 
- Молчит, не может оформить свои мысли.Читает, но не понимает прочитанного.
Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками.
 
- Читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.
Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов,  (по алгоритму),  привлечение к  участию в литературных конкурсах.
 
 
 
- Владеет большим  словарным запасом  и активно им пользуется.
-Усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)
Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах.



Технологическая карта формирования регулятивных УУД в начальной школе
ФИ.......................................................................................................................................................  Класс  3
УУД
Нормативный показатель УУД
Уровни сформированности



низкий
средний
высокий

 Целепо
лагание
 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Формулировать  и удерживать учебную задачу.
 -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия,   пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.
 
-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;
-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  
Развитие понятийного мышления.
.
 -Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить за пределы требований программы.
-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..

контроль
 Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
 
-Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.
-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.
-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.
-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.
- Ошибки исправляет самостоятельно.
-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.
- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
Рекомендации: в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

оценка
 Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Степень развития
произвольного внимания.
 
 
- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.
Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания
-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.
-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи.
Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач.
- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия
- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д.























Результаты мониторинга сформированности УУД
ФИ ______________________________________________
      Время  проведения                        
  УУД
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018


октябрь
январь
май
октябрь
январь
май
октябрь
январь
май
октябрь
январь
май

Коммуникативные

Коммуникация как кооперация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коммуникация как интеракция
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коммуникация как интериоризация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Познавательные

Общеучебные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Логические
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Постановка и решение проблем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Личностные

Самооценка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смыслообразование
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравственно-эстетическая ориентация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Регулятивные

Целеполагание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Результаты мониторинга сформированности УУД_______класса за год
                 УУД
 
   ФИО
октябрь
январь
май
итог


Коммуни
кативные
Познава
тельные
Личност
ные
Регуля
тивные
Коммуни
кативные
Познава
тельные
Личност
ные
Регуля
тивные
Коммуни
кативные
Познава
тельные
Личност
ные
Регуля
тивные
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 








Тест на оценку самостоятельности мышления.
(Познавательные УУД)
из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения
в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.
Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция: «На листочках, которые я вам сейчас раздаю, написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке приведены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочитать задачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется правильным. Правильный ответ подчеркните. Для каждой задачки нужно выбрать только один ответ. Если что-то в процессе работы будет непонятно, поднимите руку, я подойду и объясню. Работать надо самостоятельно, друг с другом советоваться нельзя. Если совсем непонятно, какой ответ выбрать, то можно эту задачку пропустить».
Необходимо наблюдать за формальной правильностью выполнения теста, чтобы в одной строчке не оказалось 2-3 ответа.
Если у кого-то обнаружится подобная форма ответа, нужно переделать работу вместе с этим учеником. Попросите ребенка (предупредив, что вслух ничего говорить не надо) пальцем показывать в листе с задачками «правильные» ответы и за него заносить их в таблицу. Для себя пометьте, что данный ребенок самостоятельно в соответствии с инструкцией работать не смог.
Время выполнения работы не должно превышать 5-7 минут.
Обработка: Правильность выполнения тестовых заданий оценивается в соответствии с ключом: 1 - б, 2 - б, 3 - в, 4 - а, 5 - в, 6 - в, 7 - б
За каждое совпадение дается 1 балл, подсчитывается общая сумма баллов. Затем с помощью нормативной таблицы для 4-5 классов определяется уровень развития самостоятельности мышления.
Интерпретация:
Самостоятель
ность мышления
Уровни


1
2
3
4
5


 
слабый уровень
средний уровень
хороший уровень
высокий уровень

4 класс
-
0-2
3-4
5-6
7

5-6  классы
-
0–3
4–5
6
7

 
 
 
 
 
 
 

Слабый уровень самостоятельности мышления. Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребенок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнял недавно (например, дома надо решить примеры, аналогичные тем, которые он делал в школе). Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справиться. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников.
Часто несамостоятельность не ограничивается только интеллектуальной сферой. Если в семье излишне опекают ребенка, полностью продумывают и организуют его жизнь, стараются делать за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно, то происходит задержка в личностном развитии (отрицательно сказывающаяся и на интеллектуальной деятельности), которая в целом характеризуется как воспитанная беспомощность.
Средний уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в памяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справляется. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается («я сделал все, что мог, и у меня не получилось»). Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен, поэтому если возможность проверить решение отсутствует, задание может быть выполнено неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.
Хороший уровень развития самостоятельности мышления. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Применяет только адекватные алгоритмы, видит, когда нет полного соответствия, и старается подобрать подходящий. За помощью обращается редко, поскольку она ему обычно не требуется. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.
Высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями. Обычно сразу видит, какой способ действий надо использовать. Когда встречается со сложными заданиями, способ действия отыскивает рассуждением. Когда пользуется памятью, обязательно оценивает логически, подходит ли этот способ, прежде чем его применить. В помощи взрослых обычно не нуждается, сам может ликвидировать пробелы в знаниях и общей осведомленности. Фамилия Имя___________________Класс___________Дата_____________
1. Какое слово будет противоположным по смыслу слову «забывать»? а) учить  б) помнить в) терять
2. Когда Коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас, Аня была старше его. Кто моложе всех?
а) Коля               б) Наташа в) Аня
3. Больше всего общего со «льдом, паром, снегом» имеет: а) зима               б) буря                в) вода
4. Какое слово не подходит к двум остальным? а) часто              б) никто              в) все
5. Дан цифровой ряд 2, 4, 8.... Какая следующая цифра в этом ряду? а) 10                   6)12                    в) 16
6. Из ВГЛЖ получили ГВЖЛ. Что получится из ШТФБ? а) ФБШТ            б) ФШТБ            в) ТШБФ
7. «Лес» так относится к «поляне», как «бублик» к ... а) круг               б) дырка             в) крендель






 Анализ теста на оценку самостоятельности мышления
 
 

 
Фамилия, Имя
Количество баллов



1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
6 вопрос
7 вопрос
Сумма баллов
Уровень

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Класс
Количество человек


слабый уровень
средний уровень
хороший уровень
высокий уровень

 
 
 
 
 
 

 
















 
 

15