«Создание учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60 имени Владимира Завьялова»
города Барнаула.
Статья
«Создание учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в начальной школе»
подготовила
учитель начальных классов
Батырева Ирина Николаевна.
Барнаул 2016год
«Создание учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в начальной школе»
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения к самообразованию.
В младшем школьном возрасте закладывается основа для умения, желания учиться. По научным исследованиям считается, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% - от мотивов.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности я применяю разнообразные методы и приёмы: поощрение, создание ситуаций успеха, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Именно использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, ИКТ, проблемного обучения, игровой - дают возможность учащимся приобретать прочные знания, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.
Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Доверительные отношения, тесный контакт, искреннее участие в жизни ученика даёт твёрдую основу успеха в образовательной деятельности. Важен индивидуальный подход в работе учителя с учениками, особенно трудно усваивающих материал. Тем самым создавая ситуацию успеха, дающая возможность включения в процесс обучения в целом всего класса. Регулярное повторение, закрепление пройденных орфограмм, алгоритмов и правильно заученные ответы на уроке так же укрепляют мотивацию обучения на уроке, включая учеников в работу на уроке.
Высокую мотивацию создаёт «Система оценивания при помощи накопительного рейтинга во время урока» (смотри Приложение №1)
В зависимости от содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения.
I этап. Возникновение мотивации
Зафиксировать мотивы предыдущих достижений «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относительной неудовлетворенности «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких - то ситуациях».
II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации
Здесь используется чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.
III этап. Мотивация завершения
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т. е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно, что бы ученики осознавали и включались в план урока по этапам, понимая каждую его часть,
Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.
Для успешного вхождения младшего школьника в учебную деятельность необходимо целенаправленное формирование трех компонентов интеллектуального, эмоционального, волевого на протяжении всех лет начального обучения. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два других. Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересовс другой.
Почему же мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности?
1) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
2) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
3) Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Активизировать познавательную деятельность, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся на различных уроках в начальной школе позволяет включение в учебный процесс ИКТ. Использование ИКТ на уроках в начальной школе активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. На таких уроках создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества, за счёт этого повышается мотивация обучения. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. У ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.
Мотивация достижения развивается в игровой деятельности. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте занимает второе место
после учебной деятельности, как ведущей и существенно влияет на
развитие детей.
Становление учебных мотивов оказывают влияние на развитие игровой
деятельности. Дети 35 лет получают удовольствие от процесса игры, а
в 56 лет не только от процесса, но и от результата, т.е. выигрыша. В
игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат.
В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру.
Например, для игры в классики нужна специальная тренировка.
Игры приобретают более совершенные формы, превращаются в
развивающие. Индивидуальные предметные игры приобретают
конструктивный характер, в них широко используются новые знания. В
этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен
достаточным количеством развивающих игр и имел время для занятий
ими.
Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация
постепенно уступает место учебной, при которой действия
выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в свою очередь,
дает возможность получить одобрение, признание взрослых и
сверстников, особый статус
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Мною игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Игра помогает мне как педагогу, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки и мнение других.
Особую роль в обучении играет исследовательская и проектная деятельность.
Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность. Тем самым вовлекать учащихся в учебную деятельность и повышать мотивацию обучения.
Список литературы:
1.Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. №6
2.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 3.Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. М., 1976
4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105.
5. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.
6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2008
Приложение №1.
Система оценивания при помощи накопительного рейтинга на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
В течение уроков важно учесть каждый ответ ученика, пусть и незначительный, для более объективной общей оценки работы. Моя система оценки, которую я начала использовать два года назад, очень помогает соблюдать эту объективность.
В основе лежит принцип передвижения магнитных карточек с именем и фамилией ученика, как в настольной игре (смотри приложение 1)
За каждым предметом закрепляется цвет фишек с балами от 1 до 4 (картонные кружочки) Создаётся кошелёк для балов в виде пакетика из бумаги.
Общая оценка выставляется по рейтинговой системе (здесь нужно учесть полученные кружочки с баллами). В случае если ученик получил 1-4 балла, можно разрешить присовокупить их к кружочкам, которые он получит на следующем уроке.За свой ответ учащийся получает соответствующую оценку по пяти бальной системе, что отображена на доске. Оценки фиксируются и обсуждаются классом.Достоинства. Данный метод оценки дает возможность поддерживать интерес в течение всего урока. Ученики становятся более внимательными, собранными. Заметно усиливается мотивация обучения. Ученики расценивают это как игру и часто не замечают сложностей. Учителю это дает возможность более объективно оценить работу на уроке, т.к. каждый ответ фиксируется на доске.
Этот метод дисциплинирует учащегося, вовлекая в процесс обучения большую часть класса. Эффективность урока поддерживается за счет высокой мотивации. Эта система придает четкость и работе учителя, т.к. он должен внимательно отслеживать ответы учеников. Рефлексия проходит в целом всего класса и оценивается индивидуальная работа учащихся.
Приложение №2.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
Рисунок 315