Конспект урока по географии на тему Южная Америка. Географическое положение. Исследование и освоение (7 класс)


-228600-22860000Открытый урок по модульной технологии обучения в 7 классе.
Тема: Особенности географического положения. Исследование и освоение Южной Америки.
Практическая работа № 8 «Обозначение на к/к названий основных географических объектов Южной Америки»
Цели и задачи урока:
Познавательные:
начать формирование представлений о природе Южной Америки;
рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
познакомить учащихся с историей открытия материка.
Развивающие:
продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
учиться работать с контурной картой, атласом;
развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
Воспитательные:
воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудования: учебник; физическая карта Южной Америки; физическая карта мира; карточки - задания для работы в группах; мультимедийная доска; компьютерная презентация, контурные карты, Дерево знаний, фишки, «Светофоры», листы оценивания.
ХОД УРОКА
Первая 30-ти минутка урока
Организационный момент.
Цель этого этапа – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Добрый день, ребята!
Я хочу, чтобы мы с вами на уроке испытали радость, радость познания, познание творчества. Наша задача работать с радостью. В путь!
2. Установка по теме. (Слайд № 1)
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Прием «Блицопрос»
Назовите материки, которые вы уже изучили. Покажите их на карте.
Задание «О каком материке идет речь?» Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.)
Африка: самый жаркий материк;
находится самая большая пустыня мира.
Австралия: самый сухой материк; самый спокойный в геологическом строении.
Антарктида: самый холодный материк;
материк международного сотрудничества.
(На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.)
Южная Америка: самый влажный материк;
самая длинная горная цепь на суше;
самый высокий водопад в мире.
Учитель: Какие из характеристик остались невостребованными? Для какого материка они подходят?
2. Вспомните план изучения материка.
3. Вспомните план характеристики географического положения материка.
4. Почему важно знать географическое положение материка для изучения особенностей его природы?
4. Деление класса на микрогруппы по 4-5 человек.
5. Выбор организатора (командира) группы.
Вторая 30-ти минутка урока
3. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Сегодня мы с вами отправляемся в далекое путешествие по неведомым нам землям.
(Слайд № 2)
Плывем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно
Что среди множества наук.
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг.
(Слайд № 3).
Итак, тема нашего урока: Особенности географического положения. Исследование и освоение Южной Америки.
Открываем тетради записываем тему урока.
(Слайд № 4).
Сегодня ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков, сравнить особенности ГП материков Африки и Южной Америки; познакомиться с именами исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Южной Америки. Учитель: Ребята, мы начинаем изучение необыкновенного, уникального и очень интересного материка Южная Америка.
Ученик: Южная Америка – волшебная земля.
Намного километров раскинулась она. На востоке – равнины, на западе – горы, Есть там реки, озера и море. Равнины богаты рудою, в горах залегает металл, Там реки богаты водою, а гор ты таких не видал! Есть золото, каменный уголь, есть туманы, дожди и снега. И живут там отважные люди, победить их нельзя никогда. Там пальмы в небо уходят, лианы бушуют в тени, Индейцы какао разводят, бананы, табак и бобы. Природа щедро одарила животным миром материк: Живут там ламы и тапиры и слышен ягуара крик. Южная Америка - чудесная земля! Была бы я волшебником, поехала б туда.
Прием «Ассоциативный куст»
Ребята, какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Что вы о нем уже знаете?
Работа в группах. Листочки с ассоциациями прикрепляются на Дерево Знаний.
Учитель: Когда-то эти земли, с легкой руки Америго Веспуччи, получили название «Новый Свет». В джунглях этого материка заблудились герои книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта.
(Слайд № 5).
Современные же представления об этой части мира неразрывно связаны со словами «футбол», «бразильский карнавал», «аргентинское танго» и многими другими. Этот материк «подарил» миру кукурузу и картофель, томаты и ананасы, какао и тыкву.
(Слайд № 6-14)
Учитель: Действительно, Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, самая высокая вершина в западном полушарии – гора Аконкагуа и самое большое высокогорное озеро мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка, здесь обитает самая большая змея - анаконда, самая большая птица - Кондор.
(Слайд № 15)
По очертаниям Южная Америка похожа на огромный треугольник, который сужается к югу. Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих её океанов и морей.
Природа Южной Америки довольно разнообразна.
Сегодня на уроке вы отправитесь в путешествие по карте вокруг Южной Америки. Будьте очень внимательны. Ваша задача - собрать быстро и достоверно сведения о ГП Южной Америки. Эти сведения необходимо будет нанести на контурную карту.
Как узнать, где этот материк?
Путешественник без карты не привык.
Выйдем просто мы из положенья:
Карту создадим в одно мгновенье.
Для того, что бы вам запомнилась Южная Америка, предлагаю оставить на память для учеников, которые еще будут изучать этот материк карту, созданную учащимися вашего класса.
Это будет ваш проект, в результате которого мы получим карту ручной работы и на последующих уроках будем продолжать с ней работать.
(Слайд № 16)
(На мультимедийной доске слайд с изображением очертания материка Южная Америка).
А теперь попробуем определить ГП материка по ранее изученному плану. (Учебник, Приложение 2)
Каждая группа получает свое задание. На работу дается 3-4 мин. А потом представители групп должны продолжить предложение, которое я начну, таким образом поделиться результатами своей работы с другими группами.
Проводится прием «Географический кросс» - Закончи предложение.
Условие работы в группе - ответить должен каждый ученик. На каждый мой вопрос симофорить карточкой «Светофор»: красный цвет - затрудняюсь ответить, зеленый – готов отвечать.
Организаторы (командиры) должны организовать работу в группе так, чтобы каждый ученик смог закончить предложение, должен собирать идеи и давать возможность каждому ученику высказаться. Организатор записывает всех членов своей группы в лист оценивания и проставляет знаки «+» и «-» по ответам карточки «Светофор».
(учащиеся работают с учебником § 27 стр. 130, атласом, контурными картами)
Работу будут проводить:
мореходы, землемеры, географы, исследователи берегов, картографы, исследователи материков.
“Картографы”
Задание: Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк.
“Землемеры”:
Задание: Определите площадь материка и сравните её с площадью других материков. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° з.д и с запада на восток по 10° ю.ш.
“Географы”:
Задание: Определите крайние точки материка и их координаты. Заполните таблицу и подпишите их на контурной карте.
Сторона горизонта Название крайней точки Географические координаты
широта долгота
север юг запад восток “Исследователи материков”:
Задание: Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Какие материки расположены по близости с Южной Америкой, в каком направлении они расположены от материка, как отделяются они от Южной Америки?
“ Мореходы”:
Задание: Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Южная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту все моря и океаны. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Запишите их в таблицу, отметьте на контурной карте.
Океаны Моря Течения
Теплые Холодные
“Исследователи берегов”:
Задание: Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Южная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше? Найдите на карте крупные острова, полуострова, проливы, заливы близ Южной Америки и отметьте их на контурной карте.
ФизминуткаРаз, два, три, четыре, пять, Один раз присесть и встать,
Время ножкам побежать, Чтобы расхотелось спать.
Спинке бодро разогнуться, Один раз вперед нагнуться,
Ручкам кверху потянуться. Один раз назад прогнуться.
Учитель. А сейчас я приглашаю к карте ученика, который получил опережающее задание – изучить особенности географического положения Ю.А., который будет показывать всю географическую номенклатуру по карте. И второго ученика, который будет на интерактивной доске на нашей немой карте подписывать все географические объекты, создавая таким образом карту ручной работы.
Ну что, готовы? Группы начинают отвечать. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки, зарабатывая себе фишки – баллы.
В ходе ответов учащиеся выполняют практическую работу, заполняя контурную карту.
Слово предоставляется «Картографам». (фишки)
Южная Америка относительно экватора располагается в … полушариях (северном и южном)
Относительно нулевого меридиана он полностью лежит в … полушарии (западном)
Материк почти посередине пересекает… (южный тропик)
Южная Америка расположена в … климатических поясах.
(экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном).
Проблемный вопрос. Как расположение материка повлияет на его природу.
Ответ. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Так как Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах, то и природа её будет довольно разнообразна.
Учитель.
Итак, смотрите, как велик Америка, короче.
Известный всем уж материк! Кто разобраться хочет
Известен он полтыщи лет! В масштабах сих размеров,
Ему названье – Новый Свет. Вот цифры для примеров.
Слово предоставляется «Землемерам».
Площадь материка составляет…(17,8 млн км2), с островами … (18,3 млн км2).
( Южная Америка занимает 12% от площади всей суши).
Материк занимает … место после… (4 место, Евразии, Африки, С.А.)
Протяженность материка с севера на юг по 70°з.д. составляет..(~ 7350 км).
4. Протяженность материка с запада на восток по 10° ю.ш. составляет… (~ 4655 км).
Проблемный вопрос. Как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.
Ответ. Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
Слово предоставляется «Географам».
Крайней западной точкой Ю.А. является … (м. Париньяс) с координатами … (5° ю.ш., 82° з.д.).
Координаты 13° с.ш., 71° з.д. имеет крайняя … точка – м. … (северная, Гальинас)
Координаты 54° ю.ш., 71° з.д. имеет крайняя … точка – м. … (южная, Фроуэрд)
Крайней восточной точкой Ю.А. является…(м.Кабу-Бранку) с координатами … (7° ю.ш., 35° з.д.).
Вопрос. Назовите крайнюю островную точку материка.
Ответ. Мыс Горн.
Слово предоставляется «Исследователям материков».
Ближайшие материки Ю.А. … (С.А. и Антарктида)
Южную Америку от Северной Америки отделяет … (Панамский канал)
С.А. расположена по отношению к Ю.А. на … (север)
Ю.А. от Антарктиды отделяет … (пролив Дрейка).
Проблемный вопрос. Будут ли оказывать близлежащие материки влияние на природу Южной Америки.
Ответ. Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.
Слово предоставляется «Мореходам».
Тихий океан омывает Южную Америку с … (запада), а с востока материк омывается … (Атлантическим океаном).
Море, относящееся к бассейну Атлантического океана… (Карибское)
3. Морские холодные течения … (Перуанское, Фолклендское)
4. Морские теплые течения … (Бразильское, Гвианское).
Проблемный вопрос. Какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Будут ли течения как-то влиять на природу материка?
Ответ. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
Слово предоставляется «Исследователям берегов».
Береговая линия Южной Америки изрезана… (слабо), исключение … (юго-западное побережье).
Крупные острова близ Южной Америки… (Огненная Земля, Фолклендские, Малые Антильские).
От Ю.А. остров Огненная Земля отделяет… (Магелланов пролив).
На востоке материка расположен самый большой залив… (Ла-Плата).
Творческое задание: Сравните географическое положение Южной Америки и Африки. Найдите черты сходства и различия в положении этих двух материков. (слайд № 17)
Работа в парах.
1 пара находит черты сходства в географическом положении материков Африка и Южная Америка, а 2 пара находит черты отличия.
Проводится игра «Дуэль».
У доски стоит стол, по обе стороны стола садятся пары (по два человека – один дуэлянт, другой - секундант). По очереди, дуэлянты предоставляют черты сходства и различия, если они затрудняются, то им могут помочь секунданты, которые сидят рядом. Побеждает та пара, которая назвала больше особенностей материка, которые сравнивали. (ученики получают фишки)
Подведение итога работы на второй 30-ти минутке (организаторы групп подсчитывают количество баллов у каждого ученика и заносят данные в лист оценивания). Выставляются оценки лучшим ученикам, остальным – в течение урока.
Третья 30-ти минутка урока
Учитель. Пришло время нам с вами изучить историю открытия и исследования Южной Америки.
Вступление учителя: Открытие Южной Америки можно с полной уверенностью отнести к величайшим мировым событиям. Представление о Земле как о шаре – вот что стало главной идеей путешественников. Целью мореплавателей было открытие западного пути к восточному побережью Индии, однако плавание Х.Колумба привело к открытию не пути в Индию, а Нового Света.
Про открытия Америки вы знаете с 6 класса, поэтому давайте вспомним известные вам факты. Для этого некоторые учащиеся получили опережающее задание подготовить сообщения про открытия и исследование материка.
Итак, слово предоставляется известным исследователям и участникам экспедиций.
Ролевая игра.
По очереди выступают с сообщениями про свои открытия Х.Колумб,
Ф. Магеллан, А. Веспуччи, А. Гумбольт, Н. Вавилов.
По ходу рассказа фамилии ученых и путешественников появляются на слайде № 18-25, а ребята заполняют таблицу.
Имя исследователя Открытие Дата
Х. Колумб Северное Пассатное течение, Саргассово море, острова Карибского моря, берега Южной Америки 1492 год
А. ВеспуччиСоставил первое описание новых земель. XV-XVI в.в.
Ф. Магеллан Открыл атлантическое побережье Южной Америки и Магелланов пролив 1519 год
А. Гумбольдт Изучение природы Южной Америки, создал первую карту материка. XVIII-XIX в.в.
Н.И.Вавилов. Установил географические центры древних очагов земледелия и происхождение культурных растений. 1932-1933 г.
4. Закрепление изученного материала
Практическая работа № 8
Задание № 4. Вставьте пропущенные слова в описание географического положения материка.
Приём «Верю - не верю». Выполним тест.
Если утверждение правильное то ставим "+", а если не верно то "-".
1. Этот материк пересекает экватор в северной его части +
2. Америка названа в честь Х. Колумба.-
3. Материк омывается водами Индийского океана.-
4. Отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом +
5. Крайняя южная точка материка - м. Игольный (35° ю.ш. 20° в.д) -
6. Южная Америка отделяется от Антарктиды Гибралтарским проливом -
7. «Вторым Колумбом» называют А. Гумбальта.+
8. На юге материка расположен остров Тасмания.-
9. На севере материк омывается водами Карибского моря.+
10. Южная Америка полностью лежит в западном полушарии +Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются заданиями с соседом.
Проверяется правильность ответов. Оценивается работа.
5. Рефлексия урока.
Учитель. Представьте, что я журналист и мне необходимо взять у вас интервью по изученной сегодня теме.
Прием «Незаконченное предложение».
Начинайте предложение с фразы… (Слайд № 26)
1 ряд «Сегодня на уроке я … (научился, узнал)»;
2 ряд «Полученная информация позволила мне сделать вывод, что…»;
3 ряд «На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было …».
6. Итог урока.
Учителем проводится анализ достижения целей урока, дается оценка успешности работы. Оценивается работа всего класса. Выставляются оценки за работу.
7. Домашнее задание. (Слайд № 27)
§ 27 читать, ответить на вопросы, выучить номенклатуру.
* составить тест с трёх вопросов.
* составить кроссворд по изученной номенклатуре.
Жовтецкая Л.Ю. – учитель высшей категории
МБОУ «Сакская средняя школа № 2» г. Саки Республики Крым