Взаимосвязь учителя-дефектолога и учителя-логопеда на уроках русского языка по формированию письменной речи с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).


Тема: Взаимосвязь учителя-дефектолога и учителя-логопеда на уроках русского языка с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Работа с учащимися начала строится с третьего класса. Были разработаны критерии оценивания навыков письменной речи. Продолжительность коррекционного воздействия составляла 2 года. Далее следовала контрольная диагностика этих же учащихся в пятом классе.
Было выделено 3 уровня успешности выполнения заданий: 0 баллов – не проявляется; 1 балл – проявляется иногда; 1 балл – проявляется всегда.
Критерии при обследовании процесса письма:
Подчерк должен быть аккуратным, буквы среднего размера с соединением всех букв.
Виденье строки - буквы должны быть одинаковой высоты и ширины, стоящих на нижней строке.
Навык списывания - безошибочный перевод печатного текста в письменный.
Навык письма под диктовку-запоминание и записывание слов и предложений с проговариванием или без.
Навык самостоятельного письма - самостоятельное письмо с проговариванием или без.
Лексико-грамматический строй письменной речи - правильное построение и написание словосочетаний и предложений с согласованием слов в роде, числе и падеже с применением предлогов.
Словарная работа – написание слова, постановка ударения, выделение трудной буквы, безошибочное написание словарного слова в процессе письменных работ.
В результате обследования учащиеся показали следующие результаты:
№ п/п Критерии Первичное обследование Контрольное обследование
1. Подчерк 0 б. – 83% (10 чел.), 1 б. – 17% (2 чел.) 1 б. – 25% (3 чел.), 2 б. – 75% (9 чел.)
2. Виденье строки 0 б. – 75% (9 чел), 1 б. – 17% (2 чел.), 2 б. – 8% (1 чел.) 1 б. – 25% (3 чел.), 2 б. – 75% (9 чел.)
3. Навык списывания 0 б. – 100% (12 чел.) 1 б. – 33% (4 чел.), 2 б. – 67% (8 чел.)
4. Навык письма под диктовку 0 б. – 50% (6 чел.), 1 б. – 50% (6 чел.) 0 б. – 8% (1 чел.), 1 б. – 75% (9 чел.), 2 б. – 17% (2 чел.)
5. Навык самостоятельного письма 0 б. – 92% (11 чел.), 1 б. – 8% (1 чел.) 0 б. – 8% (1 чел.), 1 б. – 75% (9 чел.), 2 б. – 17% (2 чел.)
6. Лексико-грамматический строй письменной речи 0 б. – 100% (12 чел.) 0 б. – 25% (3 чел.), 1 б. – 67% (8 чел.), 2 б. – 8% (1 чел.)
7. Словарная работа 0 б. – 100% (12 чел.) 0 б. – 42% (5 чел), 1 б. – 50% (6 чел.), 2 б. – 8% (1 чел.)
Таким образом, данное исследование показало, что совместная работа по коррекции письменной речи помогает учащимся более успешно усваивать учебный материал на уроках русского языка.
Воищева Елена Анатольевна, Парникова Наталья Николаевна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» город Усолье-Сибирское