Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов (из опыта работы учителя-логопеда: Нефёдовой Елены Ивановны МБОУ СОШ №72 им. Ю.В. Лукьянчикова г. Воронеж)Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация - появилась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребунка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя. В нашем учреждении дети учатся по программе начального общего образования «Школа России» четыре года.В связи с тем что тема углубленной работы - «Развитие речевой активности дошкольников и младших школьников в различных видах деятельности» - в план учебной программы включен предмет «Риторика».I этап - ориентировочныйФевраль-майЗадачи этапа:- определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника;- выявление детей с речевыми нарушениями;- консультативная помощь родителям в подготовке таких детей к школе.С 1 февраля до 31 мая в МОУ для будущих первоклассников организуются специальные занятия, которые проводит учитель один раз в неделю. Логопед обследует состояние всех зачисленных на эти занятия и выявляет детей с речевыми нарушениями. Одновременно проходит диагностика подготовленности детей к обучению в школе.В марте планируется круглый стол с участием учителя, логопеда, психолога и социального педагога: они обмениваются мнениями об общем развитии и состоянии речи каждого ребенка.В апреле по плану идут собеседования учителя, логопеда и других специалистов с родителями:- выясняются особенности развития детей, условия их воспитания в семье;- проводится родительское собрание на тему «Требования к уровню подготовки детей к школе».В мае планом предусмотрены индивидуальные и групповые тематические консультации для родителей с целью оказания помощи детям с проблемами в развитии.II этап - диагностический1-15 сентябряЗадачи этапа:- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;- планирование соответствующей коррекционной работы.В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с результатами. Часть обследования они проводят вместе (проверяют технику качества чтения и т.д.). Также логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе.Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:- совместное проведение родительских собраний;- участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;- консультации логопеда для учителей;- участие в работе ПМПк и др.III этап - коррекционный15 сентября - 15 маяЗадачи этапа:- устранение речевых нарушений;- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения он может идти от 2 до 6 мес., а при фонетико-фонематическом недоразвитии - 1 год.В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится еще более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках риторики в 1 классе часто используются скороговорки. Логопед обязательно подсказывает учителю, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания:- прочитать словарные слова с буквой «р»;- прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, утка);- составить предложения с этими словами и т.д.Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);- учет возрастных особенностей детей;- предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;- придание обучению воспитывающего характера;- всестороннее развитие личности учащегося.Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий.Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.В целях пропаганды своих занятий логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам разви тия и коррекции устной и письменной речи учащихся (особое внимание уделяется молодым специалистам). Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Логопед выступает здесь с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению.Логопед, как и учителя начальных классов, является членом ПМПк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.IV этап - оценочныйЗадачи этапа:- подведение итогов;- проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;- определение перспективы дальнейшей деятельности.Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. В обобщенном виде взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов представлена на рисунке.Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды и учителя начальных классов.