Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов
Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии? Думаю, что все эти качества являются составляющими личности учителя-логопеда.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испытывающих затруднения в овладении письменной речью. Отклонения в формировании речевой деятельности приводят к трудностям овладения письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звукобуквенный анализ слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также недостаточной выразительности чтения.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся массовых школ. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать учителя, невнимательностью, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьёзные причины. Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, увеличивается с каждым годом. И для повышения эффективности коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход, т. е. привлечение к решению проблемы родителей ребёнка, учителя, психолога.
Для предупреждения и коррекции специфических ошибок необходима планомерная и последовательная работа и учителя, и логопеда. Взаимодействие в работе логопеда и учителя начальных классов происходит практически во всех видах учебной деятельности. Многие из проблем, мешающих успешному овладению учебными навыками, поддаются корректировке на логопедических занятиях. Логопед должен создать базу для понимания и применения, грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребёнку.
Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация появилась в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И тот, и другой являются партнёрами в процессе сопровождения ребёнка. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки, т.е. происходит интеграция коррекционной логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Главной задачей логопеда является правильное определение причин, лежащих в основе нарушений письма и выработка необходимых условий для устранения этих нарушений, поскольку от этого зависит и эффективность коррекционной работы.