Внеклассное мероприятие «Край вдохновенья и любви » ( на краеведческом материале о КМВ)
Внеклассное мероприятие
для учащихся 8-11 классов
«Край вдохновенья и любви »
( на краеведческом материале о КМВ)
Цели:
-Расширить и углубить знания учащихся о месте, где они живут, познакомить с его историей, с его достопримечательностями.
-Формирование гражданственности, патриотизма.
-Воспитывать у детей чувство гордости за свой край, , любовь к Родине.
-Познакомить учащихся с этнокультурным положением, историческим прошлым,привить любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация)
Форма проведения: устный журнал:
1-я страница: «В начале славных дел»
(из истории возникновения Кавказских Минеральных Вод.)
2-я страница: «И звезда с звездою говорит»
(знаменитые люди на КМВ)
3-я страница: «Северный Кавказ: симфония языков»
(день сегодняшний)
Сценарий мероприятия
I. «В начале славных дел»
Ведущий 1: История Кавказских Минеральных Вод Сколько
интереснейших страниц хранит она!
Ведущий 2: Многогранна, и, одновременно малоизученна история земель, на
которых ныне располагаются Ессентуки и другие города-
курорты.
Ведущий 1: Многие тысячелетия тому назад пришел сюда первый человек.
Скифы и сарматы, гунны и аланы, хазары и касоги, татаро-
монголы и племена других народностей, сменяя друг друга,
обитали в этих краях.
Чтец: Девять знамен или легенда о Ессентуках
В необъятных просторах России,
Средь улусов калмыцких и сел
Жил когда-то батыр Ользальтиев,
Что в сражениях славу обрел.
Раз в долине предгорной у леса,
Где клубился туман голубой,
Повстречал он в тумане черкесов
И бесстрашно вступил с ними в бой.
Но никто не достиг перевеса,
За победу сражаясь свою.
Пять знамен потеряли черкесы
И четыре калмыки в бою.
И тогда в час кровавый раздора
Сильный голос раздался как гром:
«Пусть черкесы уйдут в свои горы,
Мы в калмыцкие степи уйдем».
Повернули коней и умчались
В свои земли с предгорных равнин.
Лишь Мазан Ользальтиев прощаясь,
Здесь в долине остался один.
И знамена, что в битве той пали
Водрузил он в знак мира племен
У реки, что калмыки назвали
«Йесен-туг», что есть «девять знамен».
Ведущий 2: В 1780 г. на левом берегу Подкумка было основано первое
русское военное поселение на Пятигорье – Константиновская
крепость.
Ведущий 1: В 1798г. Российская граница на Подкумке постепенно смещалась к югу и закрепилась у нынешней северо-восточной окраины поселка Белый Уголь, где на берегу Большого Ессентучка был заложен редут, получивший название Ессентукский.
Ведущий 2: Редут был позже упразднен, а на его месте возник одноименный казачий пост, вокруг которого впоследствии появилась станица Ессентукская.
(Казачий танец)
Ведущий 1: Ессентукские минеральные воды были разведаны значительно позже Кисловодских и Пятигорских. Первое их описание, сделанное в 1810 году, принадлежит известному московскому врачу Ф.П. Гаазу. Но лишь в 1823 году источники били побробно описаны и должным образом оценены другим замечательным исследователем прфессором Петербургской Академии Александром Петровичем Нелюбиным.
Ведущий 2: В конце 1830-х годов казаки на средства своего полка построили первую на курорте лечебную купальню. А в начале 1860-х годов у ворот тогда еще разраставшегося Нижнего парка появляется первая в Ессентуках гостиница.
Ведущий 1: С завершением в1875 году строительства дороги Ростов - Минеральные Воды и шоссейной от Минвод до Кисловодска, стала быстро расти посещаемость курортов. Так, если в 1892 году курорты посетили 5,5 тыс. человек, в 1895 году там лечилось 8 тысяч человек, а в 1913 году – 38 тысяч.
Ведущий 2: Общее количество приезжающих достигло 78 тысяч человек. Окончательно обустраиваются минеральные источники №17, 18, 19, 23, 6, 4. При этом посещаемость Ессентуков выходит на первое место, а популярность его растет настолько, что курорт прочно завоевывает всероссийское и мировое признание.
(Живая картинка «На водах». Под музыку гуляющие пары пьют воду, фотографируются и т.д.)
Диалог гуляющих:
Стр.106 (Ессентукские встречи)
- Были в парке.
- Местность и климат здесь превосходные.
- По силе воды не уступают научейским.
- А по разнообразию даже превосходит.
- Порядки не так плохи.
- А по дешевизне дешевле заграничного.
II. «Край вдохновенья и любви».
Ведущий 1: Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний.
Ведущий 2: Города Кавказских Минеральных Вод помнят поручика М.Ю.Лермонтова, молодого графа Л.Н.Толстого, здесь творили Н.А.Ярошенко, С.В.Рахманинов, А.А.Алябьев, Ф.И.Шаляпин, С.Есенин.
Могучие таланты России
Ведущий 1: Первооткрывателем же в разработке кавказской темы в литературе явился великий А.С.Пушкин. дивная южная природа вдохновила его на создание новых шедевров. В поэме «Кавказский пленник», открывающейся посвящением Н.Н.Раевскому младшему, звучат строки:
Чтец 1: Во дни печальные разлуки
Мои задумчивые звуки Напоминали мне Кавказ, Где пасмурный Бештау, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый, Был новый для меня Парнас. Забуду ли его кремнистые вершины, Гремучие ключи, увядшие равнины
Ведущий 2: Первые же поэтические строки о Кавказе появились в эпилоге к «Руслану и Людмиле», сочиненном здесь на водах.
Ведущий 1: В нем звучали героические образы борьбы за прекрасный, поэтический и «негодующий» Кавказ, в стихотворные строки облечена мысль о неизбежном его присоединении к России.
Чтец 3: Так мира житель равнодушный,
На лоне праздной тишины
Я славил лирою послушной
Преданья темной старины.
Я пел и забывал обиды
Слепого счастья и врагов,
Измены ветреной Дориды
И сплетни шумные глупцов.
На крыльях вымысла носимый,
Ум улетел за край земной;
И между тем грозы незримой
Сбиралась туча надо мной!
Я погибалСвятой хранитель
Первоначальных, бурных дней,
О дружба, нежный утешитель
Болезненной души моей!
Ты умолила непогоду,
Ты сердцу возвратила мир,
Ты сохранила мне свободу,
Кипящей младости кумир!
Забытый светом и молвою,
Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы
Над их вершинами крутыми,
На скате каменных стремнин,
Питаюсь чувствами немыми
И чудной прелестью картин
Природы дикой и угрюмой.
Ведущий 2: Муза Пушкина как бы освятила давно уже существующее родство России с этим краем, купленным дорогою кровью сынов её и подвигами её героев.
Ведущий 1: И Кавказ, эта колыбель поэзии Пушкина, сделался и колыбелью творчества М.Лермонтова и А.П.Чехова, М.И.Глинки и А.А.Алябьева, С.Есенина и М.Горького, Н.А.Ярошенко и Ф.И.Шаляпина.
(На сцене учащиеся в образах Пушкина, Горького, Толстого, Чехова, Есенина, Шаляпина)
М.Лермонтов: «Хотя я судьбой на заре моих дней
О, Южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ »
Ведущий 2: Жизнь М.Ю.Лермонтова оборволась в Пятигорске, но не закончилась с его гибелью. Здесь не только «каждый камень дышит Лермонтовым», здесь многие события связаны с его жизнью и творчеством.
Л.Н.Толстой: «До сих пор, господа, я не делал здесь глупостей. Пятигорск будет первый город, из которого я не увезу раскаяния. Я начинаю любить Кавказ».
Ведущий 1: Три гениальных художника(Пушкин, Лермонтов, Толстой). Одна и та же тема кавказской действительности воплощается по- разному. В нашей литературе три «Кавказских пленника».
М.И.Глинка: Местоположение Кисловодска веселее Пятигорска, в мой приезд было там еще мало домов, а деревьев вовсе не было. Местные курорты удивительно похожи на курорты в Кастилии (город Вальядолид).
Ведущий 2: На основе этих юношеских впечатлений созданы восточные танцы и известная «Лезгинка» в опере «Руслан и Людмила», которую он сочинил через 17 лет после поездки на Кавказ. Глинка первый из русских композиторов прикоснулся к музыке гор.
С.Прокофьев: «А Ессентуки , господа, благодатный край, куда не докатываются волнения, где жаркое солнце и яркие звезды, где спокойно можно инструментировать симфонии, читать Куно Фишера и смотреть в телескоп».
Ведущий 1: Светлая и мужественная музыка С. Прокофьева бессмертна, композитор не раз вспоминал Кавказ, где по его словам «легко работалось, мечталось и жилось».
(Звучит фонограмма произведений С.Прокофьева)
Ведущий: В 1902 году курортный сезон в Ессентуках был особенно многолюден. И вот какая история произошла с Ф.И.Шаляпиным.
Сценка. (На фоне музыки)
Ведущий: Как-то у входа в парк шарманщик пел неаполитанские песни. Высокий статный господин в белом холщёвом костюме и картузе порылся в карманах, чтобы бросить монету в шляпу бродячему певцу, но не обнаружив ни копейки, вытащил из галстука бриллиантовую булавку и протянул шарманщику.
Шарманщик: Помилуй Бог, я не могу это принять. Я простой бедный человек. Носить ее мне невозможно, а продать – подумают, что украл. Не надо платы.
Ведущий: В это время в парк вошла большая группа гуляющих. Незнакомец посоветовал:
Шаляпин: «А ну запой громче!»
Шарманщик: «Я знаю «Солнце светлей лазури».
Ведущий: Как можно громче затянул шарманщик. Но никто и не взглянул в его сторону. Тогда незнакомец запел сам:
Шаляпин: «Вдоль по Питерской»
Ведущий: Мощный красивый голос поплыл над парком. Публика заспешила в этот уголок. Вмиг собралась огромная толпа. Неизвестный закончил песню, снял картуз и пошел по кругу. Выгребая горстями золотые и серебряные монеты, певец отдавал их шарманщику. Потом достал из кармана фотографию и подписал: «На память о совместном концерте. Фёдор Шаляпин»
С.Есенин: Я – северный ваш друг и брат
Поэты все единой крови
И сам я тоже азиат
В поступках, помыслах и слове
Ведущий 1: На фоне прекрасной природы Юга Есенин будто зорче витит свою Родину: на Кавказе рождены его лучшие творения – «Русь уходящая», «Анна Снегина», «Сорокоуст» и т.д.
Ведущий 2: А в1923 году С.Есенин отправился на Кавказ со своей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан. На сцене Курзала в Лермонтовской и Пушкинской галереях она танцевала под музыку Бетховена, Чайковского, Штрауса
(хореографическая композиция «Танцующая Айседора»
Ведущий 1: Летопись Кавказских Минеральных Вод продолжается год от года. В нашей литературе и искусстве никогда не оборвется творческая, живая связь с Кавказом, начало которой положили Пушкин, Лермонтов, Толстой.
Ведущий 2: Творческая интеллигенция сегодня представлена такими именами как Цирульников, Рыбалко, Николаева, Скорик, Шевченко, Курбанова и многие другие.
Чтец: Стихотворение о Ессентуках.
Предгорный край. Леса. Равнины. Горы.Курганы вековые. Родники.Каким ты был при Пушкине, мой город,Прославленный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
Глухой полузаброшенной станицейВ предгорье, среди выжженных степей,Где ехавшим на воды из столицыМеняли по дороге лошадей.
Мелькали запыленные кареты.И там, где шумно пенится река,В туманной мгле сверкали эполетыПоручика Тенгинского полка.
Ессентуки Тенистые аллеиКурортный парк Когда- то здесь не разЗвучал в тиши у старой галереиШаляпина величественный бас.
Пройдя пешком по матушке- России,Здесь Горький на спектакле курсовомСо Станиславским встретился впервые,Тайком слезу стирая рукавом.
Взойдя на театральные подмостки,Под шум и крики, дерзостен и смел,Поэт- трибун Владимир МаяковскийЗдесь рифмами, как молотом, гремел.
Кавказ, твои красоты освятилиРахманинов, Прокофьев и КупринИх имена во всей красе и силеСияют как снега твоих вершин.
И я горжусь, казачий слыша бубен,Что цепью гор Кавказа осиян,Здесь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] создал Губин-Известный о казачестве роман.
К твоей судьбе я с детских лет причастен,Горжусь тобой, не в силах скрыть тоскиИ говорю: цвети и вечно здравствуйМой город- ключ, мой сад- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]!
(На фоне виды Ессентуков)
III. Северный Кавказ: симфония языков
Ведущий 1: Тысячегорный Кавказ – это уникальный букет языков, народов и племен, населяющих край высоких гор и плодородных долин.
Чтец : Я слышала такую легенду о возникновении в нашем регионе многоязычия и многонациональностей.
Когда Бог создал землю, то послал красавца орла с мешком языков разбросать их для каждого из народов. Тяжело было лететь, т.к. языки все время разговаривали и отвлекали его.
Пролетая над Кавказом и уже изнемогая от усталости, орел не смог преодолеть Эльбрус. Зацепившись за вершину, он выронил из клюва огромный мешок с языками. И рассыпались они тогда по всему Кавказу
(Греческий танец.)
Ведущий 2: Северный Кавказ сегодня стал общим домом для сотни разных народов. Все они говорят на разных языках. Но так хочется, чтобы на всей планете исчезли из языка слова «зло», «оружие», «бандиты», «терроризм», «война». И все люди говорили только на одном языке – языке добра и понимания.
Чтец: Опять вблизи идет война
И льется кровь, и гибнут люди
А мы ведь думали тогда,
Что больше войн уже не будет
Как и полсотни лет назад
Грохочут танки и орудья,
И также падает солдат,
Прикрыв Россию своей грудью.
Мы чашу выпили до дна
И победили в сорок пятом
Довольно крови господа,
Пора проститься с автоматом!
И сесть за дружеский обед,
Бокал поднять, как было ране.
Как жили мы немало лет,
Как предстоит нам жить и далее.
(А.Николаев «Пора поститься с автоматом»)
(Вручение рисунков о мире на Кавказе)
Ведущий : Хочется верить, что мир и покой всегда будут в этом благословенном краю. В памяти невольно вспоминаются строки ставропольского поэта С.Рыбалко:
Чтец: Край чудных гор! Давно ль у скал
Бродя по скачущим потокам
Я здесь ребенком забывал
Весь мир, паря в мечтах высоко.
Кавказ! Как милый сердцу взор,
Как звуки арфы сладкострунной
С тех пор люблю я твой простор
Душою пламенной и юной.
Здесь горцев жизнь течет вольна
Но горько думать мне порою,
Что их судьба омрачена
И окровавлена войною.
В наш роковой жестокий век,
Гоним, в тоске по воле страстной,
Я мучим думой ежечасной:
Зачем враждует человек?!
Зачем напрасно льётся кровь
Сынов России и Кавказа?
Кавказ! Кавказ! Моя любовь!
Тебе всем лучшим я обязан.
Ведущий 1: Но чтобы не происходило на земле, люди всегда хотели познать самих себя, приобщиться к культуре своего и других народов, повернуться к общечеловеческим ценностям – доброте, милосердию, совести, справедливости.
Ведущий 2: И какой богатый смысл таится в словах поэта Расула Гамзатова:
«Языки у людей могут быть разными, были бы едины сердца!»
На фоне песни "Сказочный курортный уголок" ( музыка и стихи Г. Мовсесяна, исполняет И. Кобзон) участники дарят гостям воздушные шарики – сердца.
Используемая литература:
И.С. Савощенко Курорт ЕссентукиСтавропольское книжное издательство, 1956 год
А. Вишневский, А. Ходыкин, И. Коновалов Курорт ЕссентукиКнижное издательство Ставрополь, 1965 год
Е. Польская, Б. Розенфельд Ессентукские встречиСтавропольское книжное издательство, 1984 год
Ю. Андреев Ессентукская летописьЗАО «Невиномысская городская типография», 2001 год
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15