Урок истории составленный на краеведческом материале посвящённый 70-летию Великой Победы « Судьбы, опалённые войной…»

Муниципальное учреждение « Отдел Образования администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия №2 с. Бураево» муниципального района Бураевский район Руспублики Башкортостан




Тема: « Судьбы, опалённые войной»

Урок истории составленный на краеведческом материале посвящённый 70-летию Великой Победы






Учитель истории МОБУ Гимназия№2 с.Бураево:
Габдрашитова Разалия Кадимовна

















Бураево, 2015


Габдрашитова Разалия Кадимовна
Учитель истории МОБУ Гимназии №2с . Бураево

Урок истории
Тема: «Судьбы, опаленные войной».
Эпиграф урока: «Нет в России семьи такой
Где б не памятен был свой герой».
Цели урока:
раскрыть всенародный характер войны;
показать освободительный характер войны со стороны советского народа и как страна превращалась в единый военный боевой лагерь;
рассказать о реальных героях войны, наших земляках прошедших войну, ветеранах тыла;
сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной поисковой работы;
продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся.
Основные понятия: ветеран войны, ветеран тыла, герой.
План урока
Воины Башкортостана в Великой Отечественной войне.
Боевые и ратные подвиги земляков.
Мой родственник – участник войны (ветеран тыла).
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Первая часть урока- работа по таблице (интерактивная доска, проектор, компьютер)
Вторая часть урока – работа в музее с экспозицией посвященной ВОв.
Выступления учащихся.
Заключительное слово учителя.
Предварительные задания учащимся.
Провести беседу с участниками Вов или с их родственниками: тружениками тыла, детьми войны.
Подготовить сообщения и исторические справки об этих людях по следующим примерным вопросам:
а) Фамилия имя отчество
б) Год рождения
в) Место рождения
г) Где жил и чем занимался до войны ?
д) Когда призван в действующую армию?
е) Где начинает военную службу?
ж) В каких военных операциях принимал участие?
З) Ранения, если есть
и) Имеет ли награды, какие, за какие военные заслуги?
к) Когда вернулся с фронта?
л) Где и кем работал после войны?
м) Где, когда погиб, если не вернулся с войны?
н) Когда и где пропал без вести?
о) Если ветеран тыла, то расспросить о событиях в тылу.
Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, проектор, компьютер
1. Вступительное слово учителя.
Бывают события, которые не тускнеют, от неумолимого бега времени, больше того – их значения только возрастают, что объясняется величием и определяющей ролью этих событий в мировой истории. К ним, безусловно, относится победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Тогда воины нашей страны отстояли честь, свободу и независимость не только своей родины, они выполнили и свой интернациональный долг, сыграв решающую роль в спасении других народов от порабощения фашизмом.
Этот урок мы посвятим тем людям, которые победили в этой войне. Но сначала несколько цифр. (Приложение №1).
2. Работа по таблице.
В таблице последняя колонка «Ратные подвиги земляков» не заполнена.
- Эта колонка осталась пустой не случайно, сюда каждый из нас вправе вписать имя своего родного и близкого человека. Ведь не было в нашей стране семьи, которая не внесла свой вклад в победу. Если это не воин, то это ветеран тыла, или подросток, которые, работая на полях и заводах, своими снарядами и хлебом, выращенным для советского фронта, гнали фашиста с нашей земли и освободили народы Европы.

3. Работа
·с материалом экспозиции школьного музея. ( с презентацией)
Учитель обращает внимание учащихся на экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне.
Учитель обращается к учащимся.
Ребята, вглядитесь в эти лица, вот они, те герои, которые днем и ночью приближали Победу. Среди них есть учителя и рабочие, подростки и офицеры. Возможно, среди них вы встретите знакомые лица и имена. Благодаря поисковой работе учащихся нашей гимназии, было собрано много материала об учителях нашей школы- ветеранах войны и тыла. Что дало нам возможность создать эту экспозицию. (работа по презентации)
Учитель рассказывает о ветеранах войны и тыла – учителях данной школы.

4Далее слово предоставляется учащимся.
В преддверии великого праздника вы тоже готовитесь чествовать наших героев. И у вас уже есть готовые материалы о ваших героях. Это ваши прадедушки, родственники –участники Вов.

5. Заключительное слово учителя.
Мы узнали о тех людях, о которых не написаны книги, не снимали фильмы, но каждый из них герой, потому что с честью выдержал все испытания и тяготы войны и добыл победу, чтобы мы, будущие поколения жили под мирным небом. И мы не вправе забывать их, мы должны помнить о каждом из них. Я верю, что те, кто сегодня еще не был готов рассказать о своих героях, к следующему уроку подготовят свой рассказ. Более того, оформят в виде реферата, чтобы передать в школьный музей. И ваши рефераты найдут свое достойное место в нашей школьной книге памяти. ( Показать готовые рефераты о ветеранах ,которые составляют основной фонд музея). На сегодняшний день не осталось ни одного учителя- ветерана ВОв, работавших в Бураевской школе №2. Я надеюсь, что сегодняшний урок будет маленьким вкладом в сохранение памяти о подвигах наших героев.
Мы должны помнить о том, что если забывать о войне, то она может повториться.
К сожалению, сейчас многие люди, особенно молодые, становятся равнодушными к прошлому своего народа. Забываются заслуги старшего поколения.
Что же мы можем сделать для них сейчас? Заботиться о них, ведь их с каждым днём становится все меньше.
Наш долг перед ними- память о них!


Приложение № 1

Вклад Башкортостана в победу в Великой Отечественной войне.
Башкирия в годы войны
с. Бураево и Бураевский район в годы войны

Экономика

1.Белорецк-стальные тросы для танков.
2.Уфимский паровозоремонт.завод-
бронепоезда, боеприпасы.
3.Нефтеперераб.завод-
8 млн.400 т.т.нефти.
4.Авиац.завод-97 тыс.
авиа.моторов.
Отправлено на фронт:
72462 лошади;
13265 повозок;
5128 автомобилей
Сдала государству-
160 млн.пудов зерна,
980 тыс. центнеров мяса.
В фонд обороны перечислено 8509 рублей наличными, 27075 рублей облигацией займа.
Сдано государству 489 голов скота, 721 центнера зерна,4445 литров молока, 4 центнера мёда, 6000 пудов мяса, 3500 подарков на фронт.

Людские ресурсы

В ряды вооружённых сил призвано 700 тыс. человек.
Не вернулись 322900 человек(46 %).
Созданы воинские формирования:
6 стрелковых дивизий; 13 артиллерийских полков; 4 бронепоезда; 4 кавалерийские дивизии.
В боях участвовало 112 (16-ая Гвардейская ) Башкирская кавалерийская дивизия.
Призвано в действующую армию 14 650 человек, из них не вернулись 7450 человек. Из 77 женщин ушедших на войну вернулись только 30.
7228 наших земляков включены в книгу Памяти.

Эвакуация

В БАССР 247000 человек
В Уфе 104000 человек

В районе 1700 семей
с. Бураево- 384семей

Ратные подвиги земляков

Битва под Москвой- 30000 уроженцев Башкортостана.
Курская битва- артиллерийский расчёт Асфандиярова.
Снайпер Ибрагимов- 250 фашистов.
Александр Матросов, Миннигали Губайдуллин- уничтожили дот.
277 человек удостоены звания Героя Советского Союза, Гареев М.-дважды, 35 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
3 Героя Советского Союза- Гилязетдинов, Закиров, Майский.

















15