Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 кл. по программе Начальная школа XXI века


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Тосно»
Рассмотрено:
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №_____ от «____»_________________2015г. Согласовано:
Заместитель по УВР:_________________
Барыгина М.П.
«___»___________________2015 г. Утверждаю:
Директор школы:_________________
Доннер П.И.
«___»________________2015г.
Поурочное планирование по окружающему миру
3 в класс (68ч)
на 2015 – 2016 учебный год
(базовый уровень)
На основе завершенной предметной линии:
«Школа 21 века» ФГОС
Автор Виноградова Н.Ф.
Разработала:
учитель начальных классов
Еркина О.А.
Календарно тематическое планирование по окружающему миру
3 класс
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе рабочей программы по окружающему миру (1 – 4 классы), утвержденной приказом МБОУ СОШ №4 г.Тосно, соответствует ФГОС начального общего образования
Авторские программы, взятые за основу планирования:
Программа: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир» 1- 4 классы /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - 4-е изд. дораб. и доп. М. М.: Вентана-Граф, 2011 г
Учебно-методический комплект:
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир:3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочие тетради Окружающий мир № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Методическое обеспечение:
Беседы с учителем 3кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М., Изд. центр «»Вентана – Граф», 2011 г.
Окружающий мир. 3 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2011.
Окружающий мир: 1-4 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2014 г.
Литература дополнительная:
Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2008
Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, диски с обучающими программами.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Календарно-тематический план уроков окружающего мира во 3 классе.

Тема урока
Дата
Факт Деятельность детей Планируемые результаты Материаль-но-техни-ческое обе-спечениеТип урока
Предметные результаты УУД Личностные результаты Введение (1 час)
1 Где и когда ты живешь
02.09. Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Работа со схемой-рисунком в учебнике. Коллективная работа с форзацами учебника
Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. презентация
Учебник с. 3-10
Тетрадь печатная
с. 3 Вводный урок
Земля – наш общий дом (10 часов)
2 Солнечная система 04.09. Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Работа со схемой строения Солнечной системы» Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни презентация
Учебник с. 11-17
Тетрадь печатная
с. 4-8 Урок изучения нового
3 Условия жизни на Земле 09.09 Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена дня и ночи, смена сезонов. Обсуждение результатов опытов Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. презентация
Учебник с. 18-22
Тетрадь печатная
с. 8-9 Практикум
4. Водная оболочка Земли 11.09. Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. презентация
Учебник с. 23-26
Тетрадь печатная
с. 10-11 Практикум
5 Воздушная оболочка Земли 16.09. Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании» Беседа «Состав воздуха» с использованием диаграммы Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. презентация
Учебник с. 27-32
Тетрадь печатная с. 12 Практикум
6 Человек познает мир 18.09. Работа с иллюстрациями учебника. Обсуждение «Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов» Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. презентация
Учебник с. 33-35
Тетрадь печатная с. 13- Практикум
7 Глобус 23.09. Практическая работа «Глобус – модель Земли» Уметь находить на глобусе экватор, Северное и Южное полушария, Северный полюс и Южный полюс,, меридианы, параллели Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. презентация
Учебник с. 36-37
Практикум
8 Географическая карта 25.09. Работа с картой. Выполнение заданий в рабочей тетради Находить условные обозначения, масштаб, отмечать на контурной карте необходимые точки Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. презентация
Учебник с. 37-40
Тетрадь печатная с. 14-16 Практикум
9 План местности 30.09 Рассматривание плана пришкольного участка. Сравнение плана и карты. Вычерчивание плана комнаты Уметь чертить план своей комнаты, используя условные обозначения Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. презентация
Учебник с. 40-44
Тетрадь печатная с. 17-19 Практикум
10 Экскурсия№1 Ориентирование на местности 02.10. Знакомство с компасом и работа с ним.
Ориентирование по тени деревьев, мхам и лишайникам, смоле, просекам Уметь находить север, юг, запад, восток, определять, в каком направлении расположены объекты Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. Учебник с. 40-44
Экскурсия
11 Проверочная работа № 1
по теме «Земля – наш общий дом» 07.10 Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Тетрадь печатная с. 20-21 Контрольный урок
Царства природы (23 часа)
Животный мир Земли (1 час)
12 Бактерии 09.10 Знакомство с микроскопом. Обсуждение вопроса «Кто они бактерии?» Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь отличать бактерий от других обитателей планеты, Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. Презентация
Учебник с. 46-48
Тетрадь печатная с. 22 Комбинированный
Грибы (1 час)
13 Грибы 14.10. Обсуждение проблемы «Чем грибы отличаются от растений?». Знакомство с правилами сбора грибов Знать строение шляпочных грибов, разновидности грибов Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. Презентация
Учебник с. 49-53
Тетрадь печатная с. 23 Комбинированный
Растительный мир Земли (11 часов)
14 Растения 16.10. Работа с рисунками учебника растений различных сред обитания. Обсуждение вопроса «Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?» Уметь делить растения на группы по определенным признакам, давать характеристику групп растений Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник с. 54-58
Тетрадь печатная с. 24-25 Комбинированный
15 -16 Разнообразие мира растений (флоры)
Экскурсия №2 21-23.10 Сообщения учащихся о растениях разных групп. Составление коллективного плана рассказа «Растения Земли» Уметь находить различия в строении разных групп растений Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник с. 59-67
Тетрадь печатная с. 26-27 Урок творчества, экскурсия
17 Контрольная работа № 1
по итогам 1 четверть 28.10 Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Тетрадь печатная с. 28-30 Контрольный урок
18-19 Растения – живые существа (организмы) 30.10
11.11. Обсуждение проблемы: «Что общего у растений несмотря на их разнообразие?»
Составление схемы «Растения на службе у человека и животных» Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Презентация
Учебник с. 68-78
Тетрадь печатная с. 31-32 Комбинированный урок
20 Размножение растений 13.11. Коллективный труд: выращивание растений различными способами Знать части растений, уметь выращивать растения разными способами Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Презентация
Учебник с. 78-82
Тетрадь печатная с. 33 Практикум
21 Растения дикорастущие и культурные 18.11
Сообщения детей. Работа со схемой – рисунком Отрасли земледелия. Подготовка рассказа «Растения в моем доме» Знать признаки определения культурных и дикорастущих растений, отрасли земледелия Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Презентация
Учебник с. 82-87
Тетрадь печатная с. 34-36 Комбинированный урок
22-23 Красная книга России 20.11
25.11. Игра «Суд». Работа с картиной. Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения» Объяснять причины исчезновения растений на Земле Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности Презентация
Учебник с. 88-94
Игра,
урок творчества
24 Обобщение пройденного27.11. Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Контрольный урок
Животный мир Земли (10 часов)
25 Животные – живые организмы 02.12. Словесная дидактическая игра «Назови животного». Составление цепей питания. Обсуждение места животных и растений в цепях питания Уметь определять животных по признакам, месту обитания Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Презентация
Учебник с. 95-97
Тетрадь печатная с. 37 Комбинированный урок
26 Разнообразие мира животных (фауны) 04.12 Игра – соревнование «Кто больше назовет животных». Работа с рисунком – схемой «Разнообразие животных» Уметь приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных, знать функции организмов, давать определения словам «фауна», «флора» Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Презентация
Учебник с. 98-99
Тетрадь печатная с. 38 Игра
27 Животные – живые существа (организмы) 09.12 Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать отличительные признаки животных: особенности питания, передвижения Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Презентация
Учебник с. 100-109
Тетрадь печатная с. 38 Комбинированный урок
28 Беспозвоночные животные. Насекомые. Пауки. 11.12 Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать беспозвоночных, насекомых, пауков по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
Презентация
Учебник с. 110-116
Тетрадь печатная с. 41-42 Комбинированный урок
29 Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные (амфибии). 16.12. Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
Презентация
Учебник с. 117-124
Тетрадь печатная с. 43 Комбинированный урок
30 Пресмыкающиеся (рептилии). Птицы. 18.12. Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
Презентация
Учебник с. 124-133
Тетрадь печатная с. 44-45 Комбинированный урок
31 Млекопитающие (звери) 23.12 Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Презентация
Учебник с. 133-138
Тетрадь печатная с. 46 Комбинированный урок
32 Контрольная работа № 2
по итогам2 четверти 25.12 Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Тетрадь печатная с. Контрольный урок
33 Природные сообщества 13.01. Сообщения детей. Составление цепей питания. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Составлять цепи питания различных сообществ Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Презентация
Учебник с. 139-144
Комбинированный урок
34 О заповедниках 15.01. Работа с таблицей «Заповедник». Выполнение заданий в учебнике Знать названия известных в России заповедников Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Презентация
Учебник с. 145-153
Комбинированный урок
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14часов)
35-36 Древнерусское государство 20.01
22.01. Обсуждение гипотез «Откуда произошло название нашей Родины?» Работа с исторической картой, лентой времени, учебником, рабочей тетрадью Знать названия отдельных племен и союзов племен славян, знать имена первых русских князей Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. Презентация
Учебник №2 с. 6-21
Тетрадь печатная с. 3-6 Комбинированный урок, практикум
37 Московская Русь 27.01. Работа с картой Московского государства.. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать названия городов Московского государства, уметь давать характеристику первому русскому царю Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. Презентация
Учебник №2 с. 22-25
Тетрадь печатная с. 7 Практикум
38-39 Российская империя 29.01.
03.02. Работа с лентой времени. Знакомство с императорами России. Составление плана рассказа «Петр 1 Великий» Решение исторических задач Знать самые главные события, которые происходили в годы правления Петра 1, Екатерины Великой, Николая 2 Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. Презентация
Учебник №2 с. 26-36
Тетрадь печатная с. 7-8 Комбинированный урок,
игра
40 Советская Россия. СССР. Российская Федерация 05.02. Работа со словарями, энциклопедиями. Практическая работа по выяснению информации о том, какие республики входили в состав СССР Знать органы управления страной Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов Презентация
Учебник №2 с. 37-38
Тетрадь печатная с. 9 Практикум
41 Из истории имен 10.02. Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твое имя, как родились имена и фамилии в прошлом?» Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь определять, какие имена принадлежат крестьянину, чиновнику, служащему, священнику Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов Презентация
Учебник №2 с. 40-45
Тетрадь печатная с. 9-10 Исследование
42 Какими были славяне 12.02. Обсуждение по вопросам учебника проблем. Работа с репродукциями картин. Словесная характеристика членов семьи. Сравнение изображенных персонажей с современными людьми Уметь описывать картины Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов Презентация
Учебник №2 с. 46-55
Тетрадь печатная с. 10-12 Комбинированный урок
43-44 Какие предметы окружали людей в старину
Экскурсия №3в краеведческий музей 17.02
19.02. Коллективное объяснение слов: гостиная, будуар, буфетная, кабинет.
Изготовление журнала мод Сравнивать жилища, одежду, обувь зажиточных людей и простых людей Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности Презентация
Учебник №2 с. 56-76
Тетрадь печатная с. 13-15 Комбинированный урок, урок творчества
45 Русская трапеза 24.02 Составление меню праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол к обеду» Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности Презентация
Учебник №2 с. 77-84
Тетрадь печатная с. 15-16 Практикум
46 Верования языческой Руси 26.02. Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать названия языческих праздников, дошедших до наших дней Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности Презентация
Учебник №2 с. 84-89
Тетрадь печатная с. 16-17 Комбинированный урок
47 Принятие христианства на Руси 02.03 Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать религиозные обряды и праздники христиан Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. Презентация
Учебник №2 с. 90-96
Тетрадь печатная с. 17-18 Комбинированный урок
48 Проверочная работа № 3
по теме «Наша Родина: от Руси до России» 04.03 Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Контрольный урок
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 часов)
49-51 Что создавалось трудом крестьянина? 09.03
11.03.
16.03. Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природных условий?» Работа с рисунком – схемой «Земледелие» Разыгрывание сценок. Работа с иллюстрациями и текстом учебника Уметь высказывать предположения, делать самостоятельные выводы Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. Презентация
Учебник №2 с. 98-108
Тетрадь печатная с. 18-20 Комбинированный урок
52 Контрольная работа № 3 за 3 четверть 18.03. Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Контрольный урок
53 Что создавалось трудом ремесленника? 23.03. Составление схемы «Ремесла в России» Уметь различать ремесла Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства. Презентация
Учебник №2 с. 109-112
Тетрадь печатная с. 20-21 Практикум
54
55
56
57 Игрушки делать- тоже ремесло.
О гончарном ремесле
О веретене, прялке и ткацком станке
Русские оружейники 01.04.
06.04.
08.04.
13.04. Работа с презентацией. Сравнение ремесел. Определение мест, в которых созданы игрушки. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради Знать название игрушек Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник №2 с. 113-125
Тетрадь печатная с. 21-25 Комбинированный урок
58-59 Что создавалось трудом рабочего? 15.04
20.04. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь работать с исторической и контурной картой Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник №2 с. 126-130
Тетрадь печатная с. 20-25 Комбинированный урок
60 Проверочная работа №4 по теме «Как трудились в старину» 22.04. Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Контрольный урок
61 Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках. О пароходе 27.04. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь решать исторические задачи Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник №2 с. 131-135
Комбинированный урок
62
63 Об автомобиле
Экскурсия №4по городу 29.04.
04.05. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Заполнять ленту времени «Развитие автомобилестроения в СССР» Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник №2 с. 135-138 Комбинированный урок, экскурсия
64 Комплексная контрольная работа за 3 класс 06.05. Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Контрольный урок
65 О самолете и аэростате 11.05. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь составлять рассказ о самолете по предложенному плану Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник №2 с. 139-143 Практикум
66 Время космических полетов 13.05. Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать имена известных космонавтов Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Презентация
Учебник №2 с. 144-148
Тетрадь печатная с. 25-27 Комбинированный урок
67 Контрольная работа №4 за год 18.05. Самостоятельная работа Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». Контрольный урок
68 Обобщение изученного за год 20.05. Обобщение изученного за год Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. Комбинированный урок