Рабочая программа по окружающему миру по программе УМК «Начальная школа XXI века»
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
Ахмеджанова Р.З./_________/
Протокол № _____ от
«____»___________2014г.
Согласовано
Заместитель директора
по учебной работе
Исмагилова Г.И./___________/
«____»______________2014г.
Утверждаю
Директор школы № 24
__________/Васильева А.Н./
Приказ № __________ от
«____»____________2014г.
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
1А класс
Мухаметшиной Лутции Вагизовны, учителя начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани.
2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2010./
Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить отношение часов на их изучение.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:
человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя; это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье»;
человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семью как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна»
Основная цель предмета: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Задачи курса:
воспитание любви к своему городу, к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
развитие интереса к познанию самого себя (осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни) и познанию окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.Объем программы:
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. ( по 2 часа в неделю)
Учебно-методический комплект:
1.Учебник:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
2. Рабочие тетради:
Н.Ф. Виноградова Учимся думать и фантазировать для учащихся общеобразовательных учреждений - М. : Вентана – Граф, 2011.
Методические указания к рабочей программе.
Предмет: окружающий мир. 1 класс.
Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Количество недель 33
Количество часов в год: 66
Из них:
*экскурсий -2
* практических работ -2
итоговый тест-1
УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
1.Учебник:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
2. Рабочие тетради:
Н.Ф. Виноградова Учимся думать и фантазировать для учащихся общеобразовательных учреждений - М. : Вентана – Граф, 2011.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема
Кол-во
часов
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
план
факт
1 четверть (18часов)
Ты – первоклассник
1
Нас окружает удивительный мир. (4-5)
1ч.
-понимать, что такое окружающий мир.
-понимать, что такое живая и неживая природа
2
Давай познакомимся (6-7)
1ч.
-рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
-знать название своего города, страны, столицы.
-знать полное имя, домашний адрес;
3
Мы – школьники. Экскурсия по школе (8-11)
1ч.
-знать расположение помещений в школе;
-ориентироваться в расположении помещений;
-уважать труд работников школы;
-оказывать посильную помощь взрослым.
4
Правила поведения в школе (12-14)
1ч.
-знать и соблюдать правила поведения в школе
Родная природа
5
Сентябрь – первый месяц осени (15-17)
1ч.
-знать признаки неживой и живой природы;
- знать сезонные изменения в природе
6
Что нам осень подарила(18-20)
1ч.
классифицировать по признаку «овощи-фрукты».
7
Грибная пора (21-22)
1ч.
классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы
Твои друзья взрослые и дети
8
Семья (23)
1ч.
-рассказывать о своей маме;
-знать профессию мамы;
-оказывать маме посильную помощь;
читать потешки о маме.
9
О маме и бабушке поговорим (24-25)
1ч.
10
Любимые занятия (26-28)
1ч.
-различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).
11
Воскресный день (29-30)
1ч.
Родная природа
12
Как из зерна получилась булка (31-32)
1ч.
-выполнять правила ролевой игры;
-работать со схемами;
рассказывать о своей профессии.
13
Человек и домашние животные (33-34)
1ч.
-рассказывать о домашних животных;
-знать правила общения с животными
14
Октябрь уж наступил. Экскурсия в природу (35-39)
1ч.
-собрать природный материал;
-наблюдать за живой и не живой природой.
15
Птицы осенью.
1ч.
-наблюдать за живой природой.
16
Явления природы (40-43)
1ч.
Родная страна
17
Где ты живешь? (44-45)
1ч.
-знать маршрут «Школа – Дом».
18
Правила дорожного движения (46-49)
1ч.
-выполнять упражнения в рабочей тетради;
-знать, зачем нужны правила дорожного движения;
-знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
II четверть (14 часов)
Мы и вещи.
19
Ты и вещи (50-53)
1ч.
-рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;
-выполнять самооценку работы
20
Кто работает ночью (54-55)
1ч.
-рассказывать о профессии не называя её.
Твоё здоровьё.
21
Твои помощники – органы чувств (57-58)
1ч.
-выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;
-знать органы чувств, как их охранять.
22
Правила гигиены (59-60)
О режиме дня (61)
1ч.
-знать и соблюдать правила гигиены;
-понимать значение гигиены для здоровья человека
23
Урок в спортивном зале (63-65)
1ч.
Знать основные правила закаливания организма
Родная природа.
24
Ноябрь – зиме родной брат (66-67)
1ч.
-называть основные изменения в природе в ноябре;
-рассказывать как дикие животные готовятся к зиме.
25
Дикие животные (68)
1ч.
26
Звери –это млекопитающие (69-71)
1ч.
-иметь представление о млекопитающих животных;
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных
27
Что мы знаем о птицах (72-76)
1ч.
-различать и классифицировать животных
решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»
Родная страна.
28
Город и село. (77-79)
1ч.
-знать различные объекты села и города.
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью
29
Дом, в котором ты живешь (80-83)
1ч.
иметь представление о разных видах жилья человека
Мы и вещи.
30
Зачем люди трудятся? (84-86)
1ч.
рассказывать о профессии не называя её.
Родная природа.
31
В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в природу (87)
1ч.
Определять и называть свойства воды, льда, снега.
32
Какая бывает вода? (88-89)
1ч.
-работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»
-умение работать коллективно
III четверть (18часов)
Твои друзья – взрослые и дети.
33
О дружбе (90-91)
1ч.
-Различать основные нравственно-этические понятия.
34
Идем в гости (92)
1ч.
-знать и придерживаться правил этикета;
-умение строить диалог
-различать основные нравственно-эстетические понятия.
35
С Новым годом (93)
1ч.
Родная природа.
36
Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в природу (94-96)
1ч.
сравнивать лиственные и хвойные деревья.
37
Хвойные деревья (97-98)
1ч.
сравнивать ветки сосны и ели.
38
Жизнь птиц зимой(99-102)
1ч.
-Различать и классифицировать животных
-Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»
Родная страна .
39
Наша страна – Россия (103-107)
1ч.
-знать свою национальность;
-знать какие народы живут в России.
40
Богата природа России (108-114)
1ч.
-иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах,
-иметь представление о разнообразии растений
41
Мы – россияне (115-118)
1ч.
-составлять описательный рассказ по картине;
-знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки.
42
Народная сказка и народная игрушка. (119)
1ч.
-называть народные промыслы;
-узнавать предметы декоративного искусства разных народов России;
-пересказывать сказку;
выразительно читать фольклорные произведения.
Родная природа.
43
Февраль – месяц метелей и вьюг (120-121)
1ч.
-приметы февраля
зимующие птицы
44
Звери – это млекопитающие (122-125)
1ч.
-иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных;
45
Наш уголок природы (126-132)
1ч.
-различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);
46
Растения уголка природы.
1ч.
Родная страна
47
Мы – граждане России (133-138)
1ч.
-составлять описательный рассказ по картине;
-знать основные права и обязанности
Твои друзья – взрослые и дети.
48
О правилах поведения (139-141)
1ч.
-различать основные нравственно-этические понятия.
49
8 Марта – праздник всех женщин (142-144)
1ч.
-иметь представление об одном из государственных праздников
Родная природа.
50
Март- капельник (145-150)
1ч.
называть приметы весны
изменения в приподе
IVчетверть (16 часов)
Твоё здоровьё
51
Птичьи разговоры
1ч.
называть весенние изменения в живой и неживой природе;
участвовать в диалоге «Птичьи разговоры»
52
Экскурсия в весенний лес.
1ч
53
Здоровая пища (151-152)
1ч.
-знать основные правила здорового образа жизни;
-понимать какие продукты приносят пользу;
-решать логические задачи;
читать-драматизировать потешку.
54
Если хочешь быть здоров, закаляйся (153-154)
1ч.
-знать правила закаливания
-уметь правильно закаливать организм
55
Какое бывает настроение (155)
1ч.
Родная природа.
56
Апрель – водолей (156-161)
1ч.
-знать смысл понятия «животное – живое существо»;
-заполнять схемы.
57
Жизнь насекомых весной.
1ч.
Родная страна
58
Весенние работы (162-164)
1ч.
-составлять описательный рассказ по иллюстрации;
-иметь представление об основных видах весенних работ;
59
Кто работает на транспорте (165-167)
1ч.
-Знать основные виды транспортных средств;
-иметь представления о мире профессий
60
День космонавтики (168-169)
1ч.
-составлять описательный рассказ об иллюстрации.
Родная природа.
61
Май весну завершает. Экскурсия в природу (170-172)
1ч.
-различать времена года.
-приметы весны
-приметы лета
летние месяцы
62
Жизнь земноводных весной 173-174)
1ч.
-знать, кто такие земноводные;
-иметь представление о фазах развития земноводного
63
Животное – живое существо (175-180)
1ч.
-различать животных;
знать признаки живых существ
64
Природе нужны все!
1ч.
Родная страна.
65
Итоговый тест.
1ч.
-знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
66
Скоро лето.
1ч
Список литературы для учителя
- Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010 Сборник программ «Начальная школа XXI»
- Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010 Рабочая тетрадь «Окружающий мир»
- Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2009 Учебник «Окружающий мир»
- Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010 «Окружающий мир» Методика обучения
Список литературы для учащихся.
- Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010 Рабочая тетрадь «Окружающий мир»
- Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2009 Учебник «Окружающий мир»
13PAGE 15
13PAGE 14315