Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе Начальная школа XXI века
Комитет по образованию Егорьевского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа"
Принято:
Педагогическим советом
протокол № ___ от ___ ____ 2015г.
Утверждена:
Директор МОУ «Первомайская СОШ» ____________М.А Калинина
приказ № ___ от ____ _____ 2015г.
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
Предметная область: «Естествознание и обществознание»
Уровень: начальное общее образование
Класс: 3
Срок реализации 1 год
Разработчик:
Устинова Елена Владимировна
учитель начальных классов
с. Первомайское, 2015 г.
Структура рабочей программы.
Титульный лист
Пояснительная записка
2.1.Общая характеристика учебного предмета
2.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
2.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
4. Содержание учебного предмета
5. Календарно-тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности
6. Планируемые результаты
7. Описание учебно-методического и материально-технического образовательного процесса
8. Оценочные материалы. Критерии оценивания образовательных результатов.
9. Лист фиксации изменений
2 Пояснительная записка
2.1.Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета окружающий мир для обучающихся 3 класса начальной общеобразовательной школы составлена на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373
Примерной основной образовательной программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2011г.
Авторской программы 1-4 классы Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2012г.
Учебного плана МОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Федерального перечня учебников на 2015-2016 учебный год (Приказ министерства образования и науки РФ лот 31.03.2014 г. № 253)
Годового календарного графика МОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Положения о рабочей программе МОУ «Первомайская СОШ»
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цель обучения: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его задачи: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
2.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет Окружающий мир изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Количество часов в год: 3 класс – 68 часов
2.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития реб нка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет вносит существенный вклад в
формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;
культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;
необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;
принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;
краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В результате обучения детей окружающему миру предполагается достижение следующих результатов:
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
4. Содержание учебного предмета
Земля наш общий дом
( 7 ч.)
Человек изучает Землю
( 4 ч.)
Царства природы.
( 27 ч.)
Бактерии (1ч.)
Грибы (2ч.)
Растения (14ч.)
Животные (10ч.)
Наша Родина: от Руси до России
(11ч.)
Как люди жили в старину
(12ч.)
Как трудились в старину
(7ч.)
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Экскурсии.
Тематическое планирование
Земля наш общий дом
Где и когда ты живёшь.
Историческое время.
Солнечная система. Условия жизни на Земле
Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха
Человек изучает Землю
Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование
Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом
Царства природы. Бактерии.
Грибы.
Растения.
Животные
Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений.
Растения и человек.
Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные
Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.
Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»
Наша Родина: от Руси до России
Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена
Различение названий российского государства в разные исторические времена
Как люди жили в старину
Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины
Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)
Как трудились в старину
Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника
Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»
5 Календарно-тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности
№. п/п
Тема урока
Дата
Планируемые результаты
Вид контроля
КСО
Домашнее задание
план
факт
предметные
метапредметные
1
Введение (1ч)Где и когда ты живешь.
Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы
Знать форму и размер Земли
Уметь пользоваться географической картой и глобусом
Знать:
– основные условия жизни на Земле;
– причины смены дня и ночи;
– причины смены времен года;
– как охранять природные богатства
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
2
Земля наш общий дом (10ч)Солнечная система.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
3
Солнце - огненный шар. Земля -планета Солнечной системы.
Текущий Устные сообщения.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
4
Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.
Текущий. Тестовая работа.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
5
Значение воды для жизни на Земле.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
6
Воздушная оболочка Земли.
Знать значение почвы в природе и в жизни людей.
Уметь проводить наблюдения за явлениями природы
Знать, как охраняются природные богатства
Знать, что такое природные зоны.
Уметь характеризовать природные зоны России
Знать общие условия для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
7
Как изображают Землю.
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
8
Текущий. Практическая работа.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
9
Географическая карта.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
10
Текущий. Практическая работа.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
11
Проверочная работа по теме: "Земля наш общий дом"
Тематический. Тесты.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
12
Грибы.(1ч)Бактерии. Грибы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
13
Растительный мир Земли (11ч)Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные.
Знать общие условия для жизни живых организмов
Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны.
Знать признаки растения как живого организма.
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
14
Если бы на Земле не было растений.
Творческая работа (рисунок)
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
15
Разнообразие растений на Земле: водоросли, мхи.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
16
Разнообразие растений на Земле: папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
17
Растения - живые существа (организмы). Корень, его значение.
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
18
Побег - сложный наземный орган растения.
Знать, как питаются растения
Знать, как размножаются растения
Знать, какова продолжительность жизни растений
Знать, какова роль растений в природе и в жизни людей.
Уметь оценивать воздействие человека на растительный мир
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека
Текущий. Творческая работа.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
19
Цветок - самый красивый орган растения. Какие бывают плоды.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
20
Размножение растений. Как долго живут растения.
Текущий. Рассказ
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
21
Культурные растения в жизни человека.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
22
Красная книга России.
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
23
Проверочная работа по теме: "Растительный мир Земли"
Тематический. Тесты.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
24
Животный мир Земли (11ч)Роль животных в природе. Разнообразие животных.
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов
Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных);
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
Текущий. Дидактическая игра.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
25
Животные - живые существа (организмы). Жизнедеятельность животных.
Текущий. Рассказ.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
26
Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение животных.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
27
Как животные приспосабливаются к условиям жизни.
Знать признаки позвоночных животных.
Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения
Текущий. Рассказ.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
28
Беспозвоночные животные.
Текущий. Рассказ.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
29
Позвоночные животные: рыбы, земноводные.
Знать об особенностях питания разных животных
Знать условия, необходимые для жизни животных
Знать способы размножения животных Знать особенности поведения животных
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
30
Позвоночные животные: пресмыкающиеся, птицы.
Текущий. Устное сообщение.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
31
Млекопитающие (звери).
Текущий. Устное сообщение.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
32
Что такое природное сообщество.
Знать способы приспосабливания животных к условиям жизни
Знать правила поведения человека в природе
Текущий. Выставка рисунков.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
33
Человек и животные.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
34
Проверочная работа. Тест по теме: "Животный мир Земли"
Тематический. Тесты.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
35
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи). (14ч)Древняя Русь.
Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России.
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
36
Древнерусское государство.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Знать, кто такие славяне
Знать традиции славян
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
37
Московская Русь.
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
38
Российская империя.
Текущий. Выполнение заданий в тетради
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
39
Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
Знать наиболее важные события в истории России XX века
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
40
Из истории имен.
Текущий. Выполнение заданий в тетради
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
41
Какими людьми были наши предки?
Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека
Уметь описывать вооружение славян
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
42
Характер славян.
Знать, как изготавливали одежду;
- как изготавливали обувь;
- традиции славян
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
43
Какие предметы окружали русских людей?
Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека;
- давать характеристику быта русских людей
Знать традиции русской трапезы в разные исторические времена
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
44
О первых каменных домах.
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
45
По одежке встречают Одежда по приказу.
Текущий. Дидактическая игра.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
46
Русская трапеза.
Текущий. Дидактическая игра.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
47
Боги древних славян. Принятие христианства на Руси.
Знать, во что верили славяне
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
48
Проверочная работа на тему: "Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)"
Знать название нашей страны и ее столицы.
Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов
Тематический. Выполнение заданий в тетради
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
49
Как трудились наши предки. (20ч)Как возникло земледелие. Хлеб - великое чудо земли.
Знать, кто такие крестьяне и помещики;
- что такое крепостное право
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
50
Что создавалось трудом крестьянина?
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
51
Как трудились крестьянские дети.
Текущий. Рассказ.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
52
Тяжелый труд крепостных.
Текущий. Рассказ.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
53
Что создавалось трудом ремесленника?
Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники
Текущий. Выполнение заданий в тетради
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
54
Маленькие ремесленники.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
55
О гончарном круге, керамике и фарфоре.
Знать, что такое гончарный круг
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
56
О веретене, прялке и ткацком станке.
Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
57
Русские оружейники.
Знать, что такое оружейное мастерство
Текущий Устные сообщения
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
58
Что создавалось трудом рабочего?
Знать что такое фабрика, завод;
- кто такие капиталисты, рабочие;
- что такое торговля; для чего нужны деньги
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
59
Наличие полезных ископаемых - условие работы промышленных предприятий.
Фронтальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
60
О первых железных дорогах.
Знать, когда появились первые железные дороги
Текущий. Творческая работа.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
61
Открытия, которые со вершил человек в XIX-XX веках.
Знать наиболее важные изобретения человека
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
62
О пароходе.
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
63
Об автомобиле.
Знать историю изобретения первого автомобиля
Текущий. Рассказ.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
64
О самолете.
Знать историю изобретения первого самолета
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
65
Время космических полетов.
Знать историю первых космических полетов;
- первых космонавтов
Текущий. Рассказ.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
66
Обобщение раздела по теме: "Как трудились наши предки.."
Тематический. Выплнение заданий в тетради
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
67
Контрольная работа. Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе".
Итоговый. Тест.
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
68
Анализ контрольной работы Повторение пройденного.
Текущий. Выполнение заданий в тетради
Интерактивная
доска SMART
Board,ЭОР для
работы в классе
(CD) окружающий мир
6. Планируемые результаты
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
проводить несложные опыты по размножению растений.
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
7. Описание учебно-методического и материально-технического образовательного процесса
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебник «Окружающий мир» в 2-х частях- 3 класс (Авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова)
Рабочие тетради «Окружающий мир» №1, №2 -3 класс (Авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова)
Книги для учителя:
Окружающий мир. Комментарии к урокам (Автор Н.Ф.Виноградова)
Материально – техническое обеспечение
Для реализации и проведения уроков окружающего мира имеется:
ПК;
учебные диски «Начальная школа Кирилла и Мефодия»;
наглядные и демонстрационные материалы;
раздаточный материал;
плакаты;
учебные столы (5), стулья (10);
доска;
софит;
8. Оценочные материалы. Критерии оценивания образовательных результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
критерии оценивания
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых, обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
В третьем классе имеются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы требуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определены знания и умения, которые должны усвоить младшие школьники к концу третьего года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить: «называть (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».
Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика - как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи - непохожи; одинаковые - разные; существенное - несущественное).
Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у ученика умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях - как учебных, так и бытовых.
Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задачи неудачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки.
Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Устный ответ
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемой материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Варианты оценивания
Уровневая шкала
Процентная балльная шкала
Низкий
Выполнены отдельные задания
0-60% менее 17 баллов
оценка «2»
Средний
Выполнены все задания, с незначительными погрешностями
60-77% 18-22 балла
оценка «3»
77-90% 23-26 баллов
оценка «4»
Высокий
Все предложенные задания выполнены правильно
90-100% 27-30 баллов
оценка «5»
9. Лист фиксации изменений
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ
№ п\п
Дата внесения изменений
Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплены изменения (приказ) и подпись руководителя ОО
Подпись учителя
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143315