Карта урока Знакомство с буквой Л по программе Начальная школа XXI века


Общая информация
Предмет Обучение чтению
Класс 1-а
УМК Школа XXI века Н.Ф. Виноградова
Программа по учебному предмету Учебник «Букварь» ч.1 Л.Е.Журова
Тема урока « Знакомство с буквой Л»
Тип урока Открытие нового знания.
Задачи Учить проводить звуковой анализ. Познакомить с понятиями:, согласный твердый и мягкий звук.
Развивать навык подбора слов с заданным звуком в заданной позиции.
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе,  группами и индивидуально
Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Необходимое оборудование иллюстративный материал, опорные листы, учебник «Букварь»
Дидактическое обеспечение Планируемые результаты урока
личностные формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
предметные научатся отличать звук от буквы, согласный звук от гласного, мягкий согласный от твердого согласного.
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) - познавательные УУД
Извлекать необходимую информацию из учебника, осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи, продуктивно использовать новые учебных действия;
Развитие мыслительных операций сравнения, анализа.
- коммуникативные УУД
участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.
- регулятивные УУД
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* Взаимоконтроль, самоконтроль
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Доброе утро, ребята. Посмотрите за окно, что мы там видим? Какое время года?
Молодцы, очень внимательные.
Проверьте, все ли готово к уроку литературного чтения: Букварь, фишки. А еще нам сегодня надо быть внимательными, выполнять правила школьника.
Что нужно делать когда хочешь ответить? Что делаем когда отвечает другой ученик? Молодцы. Тогда приступим к уроку.
Оценивают готовность.
Поднимать руку.
Слушаем ответ и не перебиваем. Жду, когда спросят меня.
Регулятивные:
Формирование самоконтроля.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. Выделение твёрдого и мягкого согласных звуков [л], [л’].
а) Чистоговорка– Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.
Ло-ло-ло – на улице тепло. Еще раз четко как молоточек стучит.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу. Еще раз произнесем как эхо. Начало громко, а вторую часть тише.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
А кто у нас самый внимательный и может сказать, какие новые звуки мы услышали в начале предложений?
Какая же тема урока может быть?
Отлично. Продолжаем наш урок. Отгадайте загадки. Произносят,чистоговорки.
Варианты ответов детей.
Мы услышали звуки[л],[ль]
Знакомство со звуками Л, ль Коммуникативные:
участвуют в диалоге
Регулятивные:
отделяют знания от незнаний, формулируют тему.
Личностные:
обосновывают свои предположения.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. б) Загадки
– Падают с ветки золотые монетки.
– Как догадались?
– Почему золотые? В какое время года они желтые?
– Хором называем первый звук в слове листья
– Сама не ем, а людей кормлю.
– Назовём хором первый звук в слове ложка
в) Игра « Кто больше?» Очень трудное задание!!!
– Послушайте правила игры.
Класс делится на 3 команды.(по рядам)
–Ваша задача: назвать слова, обозначающие предметы со звуками [л], [л’], которые находятся в нашем классе. Чья команда назовёт больше слов со звуками [л], [л’] – та и победит. Победителями стала – команда.№…..
– Молодцы, много слов назвали. (Лампа, люстра, листок, мел, стул, стол, стёкла…)
– На местах встанут те ребята, у кого в имени, фамилии встречаются звуки [л], [л’]. Остальные ребята сидят на своих местах.
Листья
Золотые – потому что желтые. Такими листья бывают осенью
[л’]
Ложка
[л]
Называют по очереди слова.
Встают дети около парт. Коммуникативные:
принимают учебную задачу учителя.
Регулятивные:
соотносят выполнение задания с образцом, предложением товарища.
Личностные:
оценивают свое понимание новой учебной задачи.
Определяют причины затруднений.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Посмотрите на доску и назовите предметы, которые вы видите.
Давайте вместе составим схему слова лук.
Тоже со словом люк. Что общего? Что разное?
Произнесите первый звук в лове лук, в слове люк.
– При произношении твёрдого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л’] губы не сжаты, язычок поднялся вверх.
– Давайте ещё раз их произнесём и дадим им характеристику.
Твердый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначаются одной буквой «эль» Л. Какой вывод можем сделать?
– Молодцы!
Физминутка:
1 - согнуться, разогнуться,
2 - руками покачать,
3 – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На 4 ноги шире,
5 - глазами поморгать,
6 - на место тихо сесть.
Продолжим нашу работу.
Откройте букварь на с.69

Варианты ответов детей.
Одинаковые 2-3 звуки
Отличаются первые звуки
Дети произносят звук [л] и дают характеристику [л] – согласный, твёрдый, ль – согласный, мягкий
Буква Л обозначает 2 звука: твердый согласный и мягкий согласный Регулятивные:
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Личностные:
Обоснование своих высказываний
Познавательные:
Продуктивное использование новых учебных действий;
Развитие мыслительных операций сравнения, анализа.
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Работа с учебником «Букварь», с. 69.
– Отгадайте загадку:
Над домом у дорожки
Висит кусок лепёшки.
– Как догадались?
Звуковой анализ слова луна. Самостоятельно на парте в паре.
А катя на доске.
– Давайте «прочтём слово луна, ведя указкой по «домикам» для звуков.
– Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».
Сколько звуков в слове луна?
Поднимите руку, кто согласен с Катей?
Поиграем в игру «Живые звуки»
Правила игры вы уже знаете, повторим их. Наши звуки это дети. И они выполняют задания, которые дает учитель.
Какой первый звук в слове луна?
Молодец! Будешь первый звук.
И т. д. с каждым следующим звуком.
Возьмите свои фишки. 1-расскажи о себе? 2- и т.д.
Загадка:
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса
Кто же это?
– Как догадались?
Составьте схему слова лиса у себя на парте. А Саша на доске.
Кто согласен с Сашей? Саша назови первый звук в слове лиса? [л’]
Кто запомнил какой буквой обозначаем звуки ?– На что похожа буква Л? (Ответы детей)
Посмотрите на меня, попробуйте изобразить так же как я букву Л.
Поиграем. Я буду называть слова, если вы услышите звук [л] или [л’], то будете показывать букву Л. (стуЛ, стоЛ, поЛ, дом, куст, Лампа, шляпа, урок.) молодцы очень внимательны были, почти ни кто не ошибся.
Луна
Луна похожа на лепешку.
Работают в паре.
Составляют схемы слов
(Л-лу-ун-на-а)
4 звука
Оценивают работу и поднимают руку.
Дети называют заданный звук и выходят к доске.
Выполняют задания.
Лиса
Работают индивидуально. Составляют схемы.
буквой Л, л
Выполняют задания Коммуникативные:
Участвуют в диалоге, формулируют собственную позицию.
Регулятивные:
Планируют действие в соответствии с поставленной задачей.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Чтение слогов, слов, предложений с буквой Л(с.69.)
– мы всем классом будем читать первую строчку, а Кирилл, Дима С. И Егор будут повторять за нами, как эхо. Давайте попробуем.
- вторую строчку будем читать как медведи, грубым голосом.
- третью строчку будем читать по очереди, сначала девочки потом мальчики.
– Прочитайте слова. Значение, каких слов вам непонятно? (Объяснение значений непонятных слов).
Выполняют задание под контролем учителя.
Коммуникативные:
Участвуют в диалоге;
Учатся принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.
Регулятивные:
Поиск и выделение необходимой информации
Личностные:
Мотивация к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Работа с текстом (с.70)
а) – Прочитайте предложения. Составляют ли эти предложения рассказ? Докажите.
– О ком этот рассказ?
– Прочитайте первое предложение.
– Прочитайте второе, третье предложение.
– В первом предложении прочитайте только имена детей.
– Найдите и прочитайте имена детей во втором предложении.
– Есть ли имена в третьем предложении?
– С какой буквы написаны имена детей?
б) Чтение предложений по цепочке. Работа над выделенными словами.
– Прочитайте пару слов: мышка – мишка; мал – мил, мыл; нос – нёс.
– Чем похожи, различаются слова?
– Молодцы!
Ответы детей.
Это рассказ, потому что есть смысл.
Имена детей написаны с заглавной буквы
Слова похожи согласными звуками, а отличаются гласными.
Слова отличаются значением Личностные:
Осознание качества и уровня усвоенного.
Самооценка.
Познавательные:
Учатся применять новое учебное задание в типовых ситуациях.
8. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. – С какими звуками познакомились?
- Похлопайте в ладоши те, кто запомнил эти звуки.
– Какой буквой на письме обозначаем эти звуки?
- Похлопайте в ладоши те, кто запомнил, как правильно называть новую букву.
- Похлопайте те, кому сегодня было интересно.
Молодцы. Спасибо за урок!
Оценивают свою работу в классе на уроке. Регулятивные:
Оценка успешности достижения.
Личностные:
Понимание причин успехов и неуспехов.
Самоорганизованность.