Статья Использование интерактивного устройства Mimio Studio на уроках русского языка и математики в начальной школе
Что такое интерактивная доска
Интерактивная доска – это периферийное устройство, предназначенное для управления всеми функциями компьютера на большом экране без и использования компьютерной мыши и клавиатуры, т.е. удаленное управление компьютером.
Главная методическая роль интерактивной доски состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на центральном объекте объяснения, т.е. непосредственно доске. Дело в том, что при объяснении учебного материала, имея проектор, экран и компьютер, тяжело воспринимается и синхронизируется устный и графический материал, когда учитель находится не в непосредственной близости от экрана, т.е. учитель говорит и что-то делает в одном месте, а картинки появляются в другом! Интерактивная же доска позволяет перейти к традиционной форме преподавания, но при этом добавляются новые возможности, которые предоставляет компьютер. Минимизируются затраты по времени (не надо бегать от экрана к компьютеру).
Привлечение современных интерактивных средств и технологий поможет существенно повысить мотивацию школьников, обеспечить прочное усвоение учебного материала
Интерактивное устройство в совокупности с персональным компьютером - это интерактив, мультимедиа, коммуникативность и новый уровень производительности.
Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон учитель – ученик – электронный образовательный ресурс (от передачи информации до произведенного действия), Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действа.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации.
Интерактивное устройство выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не 1 человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения услышанного и увиденного, для последующей совместной работы.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что интерактивное устройство реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения.
Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты. Применение интерактивных досок в процессе обучения детей позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным.
Каждый учитель, получивший в свое распоряжение такое интерактивное чудо, сразу же сталкивается с проблемой отсутствия методики.
С подобной проблемой столкнулась и я. Из-за отсутствия каких-либо методических рекомендаций по применению этого учебного оборудования на уроках, мне пришлось самостоятельно поэтапно изучать функции доски, сопоставлять их с целями, задачами и содержанием уроков, вспоминать все имеющиеся методы обучения, чтобы затем, объединяя все в единое целое, создавать специальные упражнения, предназначенные именно для интерактивной доски. Кроме того, следовало позаботиться и о том, чтобы материал был интересен ученикам, был разнообразным по форме и содержанию, но не отвлекал их внимания чрезмерной яркостью и экстравагантной новизной.
Примеры использования интерактивного устройства Mimio Studio на уроках русского языка и математики
в начальной школе
Создание записей мимио стилусомСтилус в роли мела на доске. Открываем блокнот. Появляется обыкновенное нелинованное белое поле, на котором можно писать и чертить.
Интерактивный режим интересен учителю начальной школы тем, что в нем имеется возможность создать линованное поле, выбрав наиболее удобную ширину строчек (на уроках математики – клетки). Инструмент «Перо» позволяет выбрать цвет текста, дает возможность использовать ластик для стирания написанного. Записанное на доске можно распечатать или сохранить в отдельный файл. Разнообразие инструментов, которыми можно воспользоваться при объяснении материала и выполнении упражнений позволит качественно провести любой урок.
Вот как можно провести орфографическую минутку.
Ученики работают самостоятельно, после поднятия прямоугольника – самопроверка с объяснениями у доски.
Стилус в роли компьютерной мыши
Работая в блокноте, так же, как и при создании презентации, можно делать гиперссылки на любые работы. Стилусом управляем, как компьютерной мышью.
Интерактивная доска дает новые возможности для работы с презентациями, так как при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске. При демонстрации готовых слайдов этой программой предусмотрены инструменты для рукописного ввода. К ним относятся «Ручка», «Фломастер», «Выделение». Кроме того, на панели инструментов предусмотрен выбор цвета для рукописных примечаний, ластик для удаления написанного.
Инструмент «Стрелка» на этой же панели позволяет завершить рукописный ввод, отключая инструменты написания и выделения, и продолжать работу по показу слайдов.
Закончив работу со слайдами, вы по своему усмотрению можете сохранить рукописные изменения, а можете удалить их.
Возможность вносить рукописные изменения в текст позволяет учителю с помощью презентационных слайдов создать систему упражнений, предназначенных для использования именно на интерактивной доске.
Наглядно и легко проводить работу с текстом, в котором необходимо исправить ошибки. Текст заранее сканируется или печатается на слайде и проводится работа у экрана.
Можно сканировать материал, выводить его на экран и работать маркерами. Это позволит меньше времени тратить на словесное объяснение задания.
Интерактивный режим приставки Мимио можно так же использовать при работе с другими программами. Например, с программой Перволого. Я делаю это так. В программе Перволого разрабатываю задание, загружаю упражнение при включенной приставке Мимио и можно работать.
На уроках математики я использую интерактивную доску для проведения «устного счета». Здесь полезно использовать режим «шторки», чтобы скрыть правильные ответы. Ребенок выходит к доске, решает пример, опускает шторку для самопроверки.
Упражнение «Круговые примеры». Дети решают примеры, стилуом ставят стрелочки. Когда последний пример решен, ученик нажимает на кнопку «Проверка» и сверяет, все ли верно решено.
Еще один вариант задания по математике - «Волшебные кубики». Они находятся в галерее (раздел Математика, мультимедиа). В зависимости от знаний детей, можно использовать разные кубики. В первом классе целесообразно использовать кубик с числами до 10. По мере прохождения программы, можно усложнять задания. Кидайте кубики и решайте примеры. Такое задание никогда не надоест ребятам.
Интерактивный режим Мимио можно использовать и при самостоятельной работе. Один ученик работает у доски, остальные – за партами на своих компьютерах.
Это далеко не полный список возможностей использования интерактивной доски на уроках русского языка и математики, однако, как мне кажется, и эти материалы могут быть полезны коллегам, так как подобная работа способствует активному обучению школьников и усилению их заинтересованности в обучении.