Материалы краевого профессионального конкурса «От специальности к профессии» Номинация: «Эффективные технологии сопровождения (индивидуальная (педагогическая) программа сопровождения)».
Материалы краевого профессионального конкурса
«От специальности к профессии»
Номинация:
«Эффективные технологии сопровождения
(индивидуальная (педагогическая) программа сопровождения)».
Учитель начальных классов
КГБОУ «Канская общеобразовательная школа»
Радкина В.В.
2015г
Эффективные технологии сопровождения
(индивидуальная (педагогическая) программа сопровождения).
Сравнительно недавно в отечественной дефектологии дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и дети с РАС рассматривались как «необучаемые» с позиции эффективности их включения в организованную учебную среду. Гуманистические и демократические тенденции в развитии современной России изменили отношение к проблеме обучения детей этой категории. Они получили конституционное право на образование. В нормативно-правовых документах Министерства образования РФ [1, 2] разрешается открывать классы для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, в том числе со сложным дефектом, на базе специальных (коррекционных) учреждений. Ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик, а также разработка индивидуальных учебных программ сопровождения для их обучения и развития.
Дети со сложным дефектом, имеющие умеренную и тяжелую умственную отсталость, по своим психофизическим особенностям страдают значительными нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Для данной категории детей характерны низкие адаптационные возможности, несформированность языковых средств, неумение ориентироваться во времени и пространстве; у некоторых из них имеются аутистические тенденции, эпилептический синдром, остаточные явления ДЦП с грубыми нарушениями моторики и другие нервно-психические заболевания. Я работаю с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
В моём классе 6 учащихся, из них 1 ребёнок с диагнозом РАС. Яша обладает элементарными навыками самообслуживания. Умеет организовать себя в свободное время, но ненадолго. Если ему что-то понравилось, то трудно его оторвать от занятия, может даже ударить рукой, чтобы его не отвлекали. Очень привязан к компьютеру. Мышление конкретное, непоследовательное. Внимание привлекается с трудом, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Речь отсутствует, издает только отдельные звуки. Но понимает речь собеседника, улавливает интонации, жесты, мимику.
Обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью со сложными и множественными дефектами, по безотметочной системе. Учебные навыки по программе данного класса сформированы частично. Частично контролирует свои действия при работе , как в устной, так и письменной работе. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой, очень сложно его привлечь к работе, отсутствует мотивация. Работоспособность не всегда равномерная. Требуется постоянная помощь педагога.
Поэтому для обучения и развития детей со сложным дефектом с сопутствующим диагнозом аутизм требуется особая индивидуальная учебная программа сопровождения.
Актуальность создания программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-игровой, элементарной учебной, общения.).
Предлагаемая индивидуальная учебная программа сопровождения для обучения детей со сложным дефектом, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость с РАС, для 4 классов, разработана и модифицирована на основе следующего:
1.Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
2.Письмом Министерства образования и науки Красноярского края от 17.06.2013 №5429
3.Учебным планом КГБОУ «Канская общеобразовательная школа».
4.Уставом краевого государственного бюджетного образовательного учреждения "Канская общеобразовательная школа"
5.Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью./под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Рекомендована Санкт-Петербург, ЦДК- 2011г.
В индивидуальной учебной программе сопровождения представлены программы, раскрывающие постановку образовательного процесса детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости с РАС. В программах дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального процесса обучения.
Новизна данной индивидуальной учебной программы сопровождения. Она ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащегося, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Важно организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.
Программа предназначена для работы с детьми с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости с РАС, с учётом специфических особенностей моторного, сенсорного, умственного, речевого, эмоционального и социально-личностного развития детей с нарушением интеллекта, их ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности, типов общения, а так же учитывает социальную ситуацию развития ребенка.
Цели и задачи обучения и воспитания.
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечение;
- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно–практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим
практическую направленность и соответствующим психофизическим
возможностям воспитанников;
- овладение доступными образовательными уровнями;
- приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе
Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребёнка;
-формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Программы определяют содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения общеобразовательными дисциплинами.
Все учебные предметы для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости с сопутствующим диагнозом РАС имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функции. Детей учат понимать обращённую к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя.
В программах прослеживается принцип преемственности между ступенями образования и предметами.
Важно правильное построение индивидуальной коррекционно-образовательной программы, в основе которой лежит тщательное психолого-педагогическое изучение личности, консультации с родителями ребенка, а также динамическое наблюдение за результативностью его продвижения в процессе коррекционного обучения.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование умения работать по словесной инструкции;
- развитие высших психических функций;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы и методы работы:
- словесные методы (инструкция, рассказ, беседа, объяснение и т.д.);
- наглядные методы (показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений обучающихся, показ кино- и видеофильмов и т. д.);
- практические методы (практические и сюжетно – ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социально – бытовых заданий);
- игра (дети с недостатками развития, как правило, не умеют играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируют ими. Главная задача педагога – научить детей играть);
- подвижные игры (физкультурных и ритмических упражнений, во время динамических пауз, дают обучающимся эмоциональную разрядку, способствуют познанию нового);
- развивающие игры (развивают внимание ребенка).
- пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика ( упражнения на развитие мелкой моторики, которые помогают совершенствовать координацию движения и овладеть навыком письма);
- терапевтические игры (с крупами, ватой, кубиками, старыми газетами или журналами, с водой и т.д.) помогают ребенку избавиться от негативных эмоций;
Используемые формы и методы помогают выполнять программные задачи.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
учащегося 4 «Б» класса,
Зайцева Якова
на 2015-2016 учебный год.
Класс
№ п/п
Общеобразовательные курсы
Количество
часов
1
1.
Литературное чтение (альтернативное чтение)
1
2.
Математика (математические представления и конструирование)
2
3.
Русский язык (графика и письмо)
2
4.
Изобразительное искусство
1
5.
Технология ( ручной труд)
1
6.
Предметно-практическая деятельность.
1
Итого
Обязательная нагрузка учащегося
8
Всего
Максимальная нагрузка учащегося
8
Согласно учебному плану в содержание обучения детей со сложным дефектом входят следующие предметы: литературное чтение (альтернативное чтение), русский язык(графика и письмо), математика(математические представления и конструирование), изобразительное искусство, технология(ручной труд), предметно-практическая деятельность.
Индивидуальная педагогическая программа сопровождения.
Учебные предметы
Содержание учебного курса
Количество часов
Литературное чтение (альтернативное чтение)
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания (работа с пиктограммами, глобальное чтение).
Расширение практического использования жестов в общении.
Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей.
Оформление просьбы, желания вербально или жестово-мимическими средствами.
Различение звуков окружающей действительности. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.). Изучение звуков и букв: а, у, о. с
Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа), сравнение их.
34 рабочих недели по 2 часа (68 часа).
Русский язык (графика и письмо)
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму).
Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики ,работа с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировка фасоли и гороха, шнуровка и т.д.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем (использование метода письма «рука в руке»).
34 рабочих недели по 2 часа (68 часа).
Математика (математические представления и конструирование)
Свойства предметов.
Цвет.
Понятие о величине. Понятие о количестве.
Пространственные представления. Ориентировка на листе бумаги. Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого.
Педставление о форме.
Обводка по трафаретам, по опорным точкам.
Временные представления.
Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 .
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания.
Узнавание и выделение цифры 1, 2, 3,4, 5.
Обучение прорисовыванию цифр 1, 2, 3,4,5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.
34 рабочих недели по 2 часа (68 часа).
Изобразительное искусство
Декоративное рисование.
Рисование с натуры.
Рисование на темы. (Продолжать вырабатывать умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме; раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур).
34 рабочих недели по 1 часу (34 часа).
Технология (ручной труд)
Работа с природным материалом.
Лепка.
Работа с бумагой, с нитками.
( Формирование представлений о величине, форме и цвете предметов, их расположении. Обучение ручному труду играет важную роль, так как способствует развитию движений пальцев рук, зрительно-двигательной координации и пространственной ориентировки).
34 рабочих недели по 1 часу (34 часа).
Предметно-практическая деятельность.
Цвет, форма, величина.
Деятельность с разборными игрушками.
Элементарное конструирование.
Работа с мозаикой.
Лепка, работа с бумагой, с нитками.( Занятия различными видами деятельности способствуют развитию зрительного и осязательного восприятия, формируют пространственную ориентировку и ручную умелость).
34 рабочих недели по 1 часу (34 часа).
Для отслеживания процесса формирования учебных навыков и умений, личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе проводится мониторинг индивидуального развития обучающегося на начало и конец учебного года. (Приложение №1 «Мониторинг индивидуального развития обучающегося»).
Опираясь на результаты мониторинга можно сделать следующие выводы:
Яков знает и показывает изученные цифры и буквы, научился работать с пластилином, бумагой, ножницами. Успешно осваивает навыки штриховки, раскрашивания, печатание букв и цифр. Научился выражать свои просьбы, желания и отношения к окружающим при помощи жестов, мимики, пиктограмм. Ребёнок интегрировался в учебно-образовательном процессе, стал более общительным.
В заключении хочу подчеркнуть, что на долю родителей и специалистов сопровождения выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Думаю, что специалисты сопровождения должны быть последовательны в своих требованиях и реакциях на поведении ребенка. Также необходимо учитывать возрастные особенности, следует четко дозировать нагрузку, опираясь на психическое и физическое состояние учащегося – и тогда результат порадует и педагогов, и ребенка.
Приложение №1
Мониторинг индивидуального развития обучающегося
с 3 по 6 класс
Фамилия, имя ребенка_______________________________________
Дата рождения_____________________________________________
Показатели развития обучающегося
Уровень овладения навыками
Деятельность осуществляется:
- с помощью взрослого (в)
- с частичной помощью взрослого (ч)
- по подражанию (п)
- по инструкции (и)
- самостоятельно (с)
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Русский язык (графика и письмо)
различает звуки окружающей действительности
в
в
с
соотносит звук с буквой
в
ч
ч
подбирает слова на заданный звук
в
ч
ч
различает понятие: «звук»
«слог»
«слово»
в
в
в
ч
ч
ч
ч
ч
ч
Литературное чтение(альтернативное чтение)
правильно произносит: звуки
слоги
в
в
ч
ч
ч
ч
понимает смысл предложений и мини рассказов
в
ч
ч
Математика(элементарные математические представления и конструирование)
считает в пределах 5
в
ч
ч
владеет обратным счетом
в
ч
ч
владеет прямым порядковым счетом
в
ч
ч
знает цифры от 0 до 5
в
ч
ч
различает и называет геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат
в
ч
ориентируется на тетрадном листе в клетку
в
в
ч
называет времена года
в
ч
с
называет части суток
в
в
в
называет дни недели
в
в
ч
Навыки предметно – практической и трудовой деятельности:
складывает лист бумаги по показу
в
ч
ч
составляет узор из геометрических фигур и растительных форм
в
ч
ч
умеет лепить из пластилина простейшие формы (шар, колбаска, брусок и т. д.)
в
ч
ч
умеет собрать и разобрать разборные игрушки (пирамиды, матрешки, логический куб и т.д.)
в
ч
ч
выполняет элементарное конструирование из счетных палочек, наборов строительного материала, пластмассового конструктора
в
ч
с
выкладывает узоры из мозаики
в
ч
с
выполняет шнуровку на планшете по образцу
в
ч
с
выполняет простейшие поделки из природного материала
в
ч
с
умеет пользоваться ножницами
клеящим карандашом
в
ч
с
Изобразительное искусство,
Технология (ручной труд)
проводит прямые, волнистые, прерывистые линии
в
ч
ч
обводит по контуру предмет
в
ч
ч
умеет работать с трафаретами и шаблонами
в
ч
ч
правильно располагает рисунок на альбомном листе
в
ч
ч
закрашивает с соблюдением контура
в
ч
ч
умеет рисовать карандашами
красками
в
ч
ч
13PAGE 15
13PAGE 14215