Планирование по истории России 6 класс Пчелов Е.В. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс.
№
Наименование раздела,
тема урока Дата урока Тип урока
Кол – во
часов Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля
Домашнее задание Планируемые результаты
предметные метапредметные
УУД личностные
УУД
1 Что такое Средние века? 2.09 Комбинированный
1 Знать: хронологические рамки средних веков.
Уметь: объяснить понятия «темные» и «светлые» века. Исторический диктант,
с.3-6 Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
2 Раздел I. Раннее средневековье.
Тема 1. Византийская империя.
Второй Рим. 7.09 Комбинированный
9
1
Знать: причины распада Римской империи и укрепление ее восточной части; особенности общества Византии; характерные черты императорской власти.
Уметь: работать с контурной картой; составлять характеристику с опорой на текст; выполнять тестовые задания. Фронтальный опрос, знать термины, понятия,
& 1 Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
3 Век Византии. 9.09 Комбинированный
1 Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. Исторический диктант, знать термины, понятия, даты,
& 2 Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
4 Тема 2. Великое переселение народов. Мир ислама.
Завоеватели-германцы. 14.09 Комбинированный
1 Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.
Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Работа с документами,
& 3 Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
5 Возникновение ислама. 16.09 Комбинированный
1 Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Устные сообщения, подготовить сообщения об основных достижениях в науке и технике, образовании, литературе стран Арабского халифата, & 4 Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
6 Арабский халифат. 21.09 Комбинированный
1 Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
& 5 Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
7 Тема 3. Франкская империя.
Образование государства франков 23.09 Комбинированный
2
1
Знать: основные черты власти короля в период правления династии Меровингов; особенности характера Хлодвига; систему управления государством при Хлодвиге; причины и последствия принятия христианства в королевстве франков. Уметь: работать с картой; описывать процесс образования государства франков; выполнять тестовые задания. Работа с документами,
& 6 Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
8 Империя Карла Великого и ее распад 28.09 Комбинированный
1
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.
Комментировать последствия Верденского раздела. Фронтальный опрос,
& 7, 8
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
9 Тема 4. Северная Европа.
Северная Европа. 30.09 Комбинированный
2
1 Знать: направления завоевательных походов викингов; особенности жизни и быта скандинавов. Уметь: работать с картой; устанавливать хронологическую последовательность событий. Устные сообщения, подготовиться к обобщающему уроку,
& 9 Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
10 Раннее средневековье 5.10 Повторительно- обобщающий
1 Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.
Тестирование
Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
11 Раздел II. Вершина средневековья.
Тема 1. Средневековые сословия.
Земля и власть. 7.10 Комбинированный
13
3
1
Знать: почему земля в средневековье являлась главной ценностью; основных держателей земли; особенности вассальных отношений.
Уметь: выстраивать феодальную лестницу; раскрывать суть феодальных отношений; характеризовать феодальное поместье; выполнять тестовые задания. Анализ исторических документов, знать термины, понятия, даты,
& 10 Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
12 Вечные труженики. 12.10 Комбинированный
1 Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Фронтальный опрос, знать термины, понятия, даты,
& 11 Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
13 Сословие воюющих. 14.10 Комбинированный
1 Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Устные сообщения,
& 12 Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
14 Тема 2. Власть духовная и светская. Крестовые походы.
Наследие Каролингов. 19.10 Комбинированный
2
1 Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. Фронтальный опрос, знать термины, понятия, даты,
& 13 Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.
Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
15-16 Крестовые походы. 21.10
26.10 Комбинированный
2 Определять по карте путь Крестовых походов,
комментировать его основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Тестовые задания, работа с документ,
& 14-15
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
17 Тема3. Средневековые города.
Рост городов в Западной Европе. 28.10 Комбинированный
3
1 Знать: пути образования городов в Европе; особенности процесса объединения ремесленников в цеха; какова роль ярмарок в средневековой Европе.
Уметь: работать с картой; рассказывать о городе как о торгово-ремесленном центре. Анализ исторических документов, подготовка к семинару,
& 16 Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
18 Средневековый город и его обитатели. 9.11 Комбинированный
1 Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Составлять загадки о городской жизни для одноклассников.
Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Фронтальный опрос, знать термины, понятия, даты,
& 17 Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
19 В поисках знаний. 11.11 Комбинированный
1 Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. Тестовые задания, подготовить сообщения о городских школах в средние века,
& 18 Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
20 Тема 4. Образование сословных монархий. Римская церковь и начало Реформации. Столетняя война. Христианское государство в Восточной и Южной Европе.
Католическая церковь в XII-XIII века. 16.11 Комбинированный
5
1 Знать: суть взаимоотношений светской и духовной власти; основные этапы борьбы римских пап и германских императоров; причины возникновения ереси; способы борьбы католической церкви с ересью.
Уметь: составлять сообщения с опорой на текст учебника; рассказывать о святых католической церкви. Составление сравнительных таблиц,
& 19 Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
21 На пути к цивилизации. 18.11 Комбинированный
1 Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
Работа с картой, и историческими документами,
& 20
Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
22 Тяжелые времена. 23.11 Комбинированный
1 Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. Устные сообщения,
& 21-22
Научатся определять термины: партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
23
На Востоке Европы. 25.11 Комбинированный
1 Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Тестовые задания,
& 23
Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
24 Вершина средневековья 30.11 Повторительно-обобщающий
1 Объяснять смысл понятия «Средневековье».
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Защищать проекты, представлять презентации.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. Тестирование Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
25 Раздел III. Мир за пределами Европы.
Тема 1. Неевропейские общества.
Во владениях Великого хана. 2.12 Комбинированный
6
6
1
Знать: особенности жизни монголов; основные направления завоевательных походов; характерные черты крупнейшего государства Востока; причины образования и распада монгольского государства.
Уметь: работать с картой; выполнять тестовые задания. Исторический диктант,
& 24 Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
26 Средневековая Индия. 7.12 Комбинированный
1 Показывать на карте и комментировать местоположение Индии.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Характеризовать религию индийцев — индуизм.
Называть особенности буддизма.
Проверочная работа, работа с историческими документами,
& 25 Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
27 Китай в средние века. В стране Сипанго. 9.12 Комбинированный
1 Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Японии.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.
Составлять и Фронтальный опрос, работа с историческими документами,
& 26 Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
28 Мир за пределами Европы 14.12 Комбинированный
1 Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Фронтальный опрос, работа с историческими документами,
& 28-29 Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
30 Введение в историю России 16.12 Комбинированный
1 Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
Работа с историческими документами,
с. 3-5 Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
31 Раздел I. Древние жители нашей страны.
Первобытная эпоха. 21.12 Комбинированный
7
1
Знать: древнейшие поселения на территории нашей страны; основные занятия древних людей; типы хозяйств; процесс выделения языковых семей. Уметь: работать с картой; рассказывать о местах расселения древних людей на территории нашей страны; описывать первые орудия труда; выполнять тестовые задания. Фронтальный опрос, понятия темы,
& 1 Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
32 Народы и государства нашей страны в древности. 23.12 Комбинированный
1 Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, , дань Фронтальный опрос, понятия темы,
& 2 Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
33 Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. 11.01 Комбинированный
1 Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань Самостоятельная работа, работа с документами,
& 3 Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
34 Восточные славяне в VI-VIII веках. 13.01 Комбинированный
1 Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань Индивидуальный опрос,
& 4 Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
35 Родной край в древности. 18.01 Комбинированный
1 Знать: древнейшие поселения на территории нашей страны; основные занятия древних людей; типы хозяйств; процесс выделения языковых семей. Уметь: работать с картой; рассказывать о местах расселения древних людей на территории нашей страны; описывать первые орудия труда; выполнять тестовые задания. Фронтальный опрос Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
36 Восточные славяне в древности 20.01 Повторительно- обобщающий
1 Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань Тестирование &4 Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
37 Раздел II. Древняя Русь в IX-XII веках.
Образование Древнерусского государства. 25.01 Комбинированный
9
1 Знать: хронологические рамки образования Древнерусского государства; о первых свидетельствах древних летописцев; о возникновении торгового пути « Из варяг в греки»; процесс превращения поселков восточных славян в города; особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства.
Уметь: работать с картой; рассказывать о первых русских князьях; выполнять тестовые задания. Индивидуальный опрос, знать термины и понятия темы,
& 5-6 Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
38 Первые русские князья 27.01 Урок получения новых знаний
1 Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Фронтальный опрос,
& 7 Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа.
Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения . задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
39 Князь Владимир и крещение Руси. 1.02 Урок получения новых знаний
1 Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
Составлять характеристику Владимира Святославича.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
Давать оценку значения принятия христианства на Руси.
Объяснять смысл понятий митрополит, епископ Фронтальный опрос, работа с документами,
& 8 Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
40 Киевская Русь при Ярославе Мудром. 3.02 Комбинированный
1 Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп
Фронтальный опрос,
& 9 Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
41 Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол. 8.02 Комбинированный
1 Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп
Фронтальный опрос, знать новые понятия темы,
& 10 Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
42, 43 Общественный строй Древней Руси. Развитие городов и быт жителей. 10.02
15.02 Урок получения новых знаний
, комбинир Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)
Индивидуальный опрос, составить рассказ о древнерусском городе,
& 11,12 Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.
Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)» Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
44 Культура Киевской Руси. 17.02 Комбинированный
1 Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие
Устные сообщения учащихся,
& 14,15 Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
45 Православная церковь в древней Руси 22.02 Комбинированный
1 Систематизировать исторический материал о русской православной церкви IX-XII вв.
Характеризовать черты и особенности.
Высказывать суждения о трудностях , с которыми сталкивались монахи в период утверждения христианства на Руси. Индивидуальный опрос, &13 Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII — первой половине XII в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения, объяснять значения слов «митрополит», «епископ», «игумен»
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
46 Древняя Русь в IX-XII веках. 24.02 Повторительно- обобщающий
1 Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Тестирование Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII — первой половине XII в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
47 Раздел III. Русские земли в XII- начале XIII века.
Удельный период русской истории. 1.03 Урок получения новых знаний
4
1 Знать: хронологические рамки периода политической раздробленности русских земель; закономерность политической раздробленности; причины раздробленности Руси.
Уметь: называть последствия раздробленности Руси; работать с картой. Индивидуальный опрос, знать понятия темы,
& 16 Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
48-49 Главные политические центры Руси. Земли Юго-Западной и Южной Руси 3.03
7.03 Урок получения новых знаний
2 Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.
Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник. Индивидуальный опрос,
& 17-18 Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.
Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
50 Русские земли в XII-начале XIII века. Новгородская земля 10.03 комбинированный Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Тестирование, & 19-20 Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.
Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
51 Раздел IV. Русь между Востоком и Западом.
Монгольское нашествие на Русь.
15.03 Урок получения новых знаний
5
1 Знать: даты сражений русского войска с иноземными захватчиками; завоевание Руси монголами; причины и последствия монгольского ига; принципы устройства державы Чингисхана; последствия зависимости Руси от Золотой Орды.
Уметь: работать с картой; выполнять тестовые задания. Фронтальный опрос,
& 21 Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.
Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
52 Натиск с Запада. 17.03 Комбинированный
1 Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Начать составление характеристики Александра Невского.
Фронтальный опрос, подготовить сообщения,
& 22 Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского.
Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
53 Русские земли под властью Золотой Орды. 22.03 Семинар
1 Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,
характеризовать повинности населения.
Завершить составление характеристики Александра Невского.
Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход»
Фронтальный опрос,
& 23-24 Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция.
Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач
54 Великое княжество Литовское и русские земли 24.03 Комбинированный
1 Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать политику литовских князей.
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому Фронтальный опрос,
& 25 Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
общим способам решения задач
55 Русь между Востоком и Западом.
5.04 Повторительно- обобщающий
1 Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Тестирование Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная в ХП-ХШ вв.». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
56 Раздел V. Русские земли в середине XIII-XVвв.
Судьбы Северо-Западной и Северо-восточной земель после монгольского нашествия 7.04 Урок получения новых знаний
12
1 Знать: имена князей Северо-Восточной Руси; политическую ситуацию на Руси в 14-15 в.; причины возвышения Москвы; основные сражения русского воинства против иноземных захватчиков; роль московских князей в объединении Руси и в борьбе против завоевателей.
Уметь: обозначать период становления Российского государства;
работать с картой; рассказывать о политической ситуации в Золотой Орде; рассказывать о Куликовской битве. Устные сообщения учащихся,
& 26 Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
57 Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой 12.04 Комбинированный
1 Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея Фронтальный опрос,
& 27 Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
58 Русские земли в конце XIV- первой половине XV в . 14.04 Урок получения новых знаний
1 Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы Фронтальный опрос,
& 28 Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
59 Конец эпохи раздробленности. 19.04 Комбинированный
1 Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Начать составление характеристики Ивана III.
Объяснять значение создания единого Русского государства
Фронтальный опрос, подготовить cообщения,
& 29 Научатся определять термины: феодальная война, уния.
Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
60 От Великого княжества - к царству. 21.04 Комбин ированный
1 Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье Фронтальный опрос, подготовить сообщения,
& 29 Научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
61 Русская православная церковь во второй пол. XIII – XIV вв 26.04 Комбинированный
1 Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сороский) в истории Московской Руси Фронтальный опрос, подготовиться к семинару,
& 30 Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
62 Русская православная церковь в XV середине XVI века. 28.04 Комбинированный
1 Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сороский) в истории Московской Руси Фронтальный опрос, презентации Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
63 Русская культура во второй пол. XIII- середине XVI века. Письменность и литература 3.05 Комбинированный
1 Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII—XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIII—XVI вв.
Фронтальный опрос,
& 31 Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
64 Русская культура во второй пол. XIII- середине XVI века. Архитектура. 5.05 Комбинированный
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII—XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Защита проектов, & 32 Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные архитектурные памятники данного периода Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
65 Русская культура во второй пол. XIII- середине XVI века. Живопись. 10.05 Комбинированный
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII—XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Защита проектов, & 32 Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные памятники изобразительного искусства данного периода Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
66 От Московского княжества к Московскому государству. 12.05 Повторительно- обобщающий
1 Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия XTV—XVI вв. для современного общества. Подготовиться к контрольной работе
Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».
Получат возможность научиться: называть основные события, достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию к учению
67 Русские земли с древнейших времен до начала XVI века 17.05 Повторительно- обобщающий
1
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Письменная работа
Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».
Получат возможность научиться: называть основные события, достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию к учению
68 Итоговая контрольная работа по курсу «Русские земли с древнейших времен до начала XVI века». 19.05/24.05 Урок получения новых знаний
1 Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития XIII—XV вв. родного края.
Высказывать суждения о значении наследия XIII—XV вв. для современного общества.
Письменная работа Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».
Получат возможность научиться: называть основные события, достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебнопознавательную мотивацию к учению