Разработка урока по истории России на тему Внутренняя политика в середине 18 века. Дворцовые перевороты (1725-1762гг.).


Методическая разработка урока: Внутренняя политика в середине XVІІІ века. Дворцовые перевороты (1725-1762гг.).
Урок изучения нового материала в 7 классе. Учитель Степанова Н.М.
Цель урока:
Образовательная: сформировать у обучающихся знания о характере внутренней политики приемников Петра І, основных направлениях политики, привилегиях дворян этого периода, как такая политика сказывалась на положении государства, дворцовых переворотах (количество дворцовых переворотов, организаторы, кто был возведен на престол и когда).Развивающая: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно работать с текстом, выявлять главное, делать выводы, рассуждать, давать оценку событиям.
Воспитательная: интерес к изучению истории, нравственное воспитание.
Оснащение: записи на доске, понятийный минимум на карточках, портреты государственных деятелей периода дворцовых переворотов (слайды), эпиграф - слова В.Н.Татищева.
Ход урока:
№ п/пВремя Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1 1 мин. Организационный Организовать учеников на урок Организовываются на урок
2 2 мин. Актуализация Завершили изучение Петровской эпохи – эпохи великих преобразований в России. Невиданный размах затеянных Петром І преобразований требовал помощников, сподвижников.
Вспомним: 1) На какое сословие опирался Петр І, проводя реформы в стране?
2) Как изменилось положение дворянства при Петре І?
3) Как вы считаете, в дальнейшем при приемниках Петра это сословие могло ослабить свое влияние на государственное управление? Примерные ответы на вопросы:
1) Дворянство.
2) Укрепилось, расширилось, участвовали в управлении государством, расширялись земельные владения, занимали важные государственные должности, составляли основу вооруженных сил – гвардию
3) Скорее всего стремились больше влиять на управление государством.
3 3 мин. Мотивация Желая передать трон младшему сыну, а не старшему Алексею Петр І подписал указ о престолонаследии, по которому император сам назначал приемника. Однако младший сын Петра прожил недолго, а старший Алексей умер в тюрьме. У Петра І не осталось наследников по мужской линии, и завещание он не оставил. Перед смертью, лишившись речи, он ослабевающей рукой написал: «Отдавайте всё …», а кому дописать не успел. Кому думал передать престол Петр І, неизвестно.
Вопросы: 1) Как вы думаете, кто мог претендовать на престол? 2) Какое время могло начаться для России
3) Какое из сословий могло участвовать в этой борьбе? Примерные ответы на вопросы: 1) Кто-то из наследников не по прямой линии. 2) Время борьбы за престол, за власть.
3) Дворянство.
4 1 мин. Определение темы Существующий факт: в России наступил период дворцовых переворотов (эпоха дворцовых переворотов), когда часто происходила смена власти и совершались с помощью дворянских группировок ( за 37 лет 7 правителей, из них 5 переворотов)
Вопросы: 1) На какую тему мы будем говорить на уроке? 2) Для чего нам нужно знать об этом периоде?
Эти события происходили в государстве в XVІІІ веке. 1) Сами определяют тему и записывают в тетради.
2) Для того, чтобы выяснить как эти события могли повлиять на дальнейшее развитие России, на политику государства.
5 1 мин. Постановка задачи Какие задачи мы должны решить на уроке? Ученики сами определяют задачи: узнать сколько продолжалась эпоха, сколько было переворотов, в какой последовательности, кто приходил к власти? Какую политику проводили, сколько правили? Кто был заинтересован в смене власти, участвовал, совершал перевороты?
6 18 мин. Изучение новой темы по плану Исходя из задач, мы будем работать по следующему плану (план на доске):
Дворцовые перевороты.
Расширение дворянских привилегий.
Познавательная задача: Почему так часто и легко проводились дворцовые перевороты?
Сейчас вы выслушаете сообщения учащихся о дворцовых переворотах.
Узнаете, кто был возведен на престол и когда.
Опережающие задание: кратко охарактеризовать период правления, биографические данные правителя, как пришли к власти, на кого опирались при возведении на престол (Екатерина І, Пётр ІІ, Анна Иоанновна, Иван VІ Антонович, Елизавета Петровна, Пётр ІІІ, Екатерина ІІ).Задание: В тетради записать имена сменявшихся монархов, годы их правления в той последовательности в какой они были возведены на престол (демонстрация портретов правителей). Проследить и выяснить, кто играл решающую роль в дворцовых переворотах? Назвать главную силу, проводившую дворцовые перевороты и почему их совершали?
В процессе прослушивания сообщений идет объяснение новых понятий: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, «верховники», гвардия, «кондиции», «бироновщина», регент.
Вопросы для закрепления: 1) Сколько было переворотов? 2) Назовите правителей – монархов в той последовательности как они приходили к власти. 3) Кто являлся главной силой дворянских переворотов? Почему так часто свергали и возводили новых правителей на престол? Как меняется положение дворянства? Записывают план урока.
Делают записи в тетради по сообщениям докладчиков.
Записывают определения новых слов.
Ответы: за 37 лет 7 правителей; 5 переворотов; гвардия; вмешивались в государственное управление; требовали льгот (привилегий).
Делают вывод: при приемниках Петра І еще больше усилилось положение дворянства, они вмешивались в дела престолонаследия.
Вывод записывают.
7 6 мин. Изучение новой темы по плану. 2)Главной линией правительственной политики – дальнейшее упрочнение позиций дворян-помещиков. Они получали льготу за льготой.
Вопрос: Какие привилегии получило дворянство в середине XVІІІ веке?
Задание: в тексте учебника найти льготы, полученные дворянами в эпоху дворцовых переворотов.
Проверить выполнение задания. Ответы учеников:
- ограничен срок службы; - участники переворотов получили земли, крестьян, заводы; - отмена таможенных пошлин для торговли; - отмена ограничений при продаже, закладке и других сделках на дворянские имения; - освобождение дворян от службы для управления имениями; - льготы дворянам по развитию промышленности.
Делают выводы: при приемниках Петра І дворяне получили большие привилегии.
На главный вопрос Почему? – отвечают: был нарушен порядок престолонаследия (незаконный приход к власти), этим и пользовались дворянские группировки. Вывод записывают.
8 4 мин. Закрепление Задание: соотнести имена монархов и годы правления.
1.Анна Иоанновна 1.1740-1741гг.
2. Петр ІІ 2. 1761-1762гг.
3. Петр ІІІ 3. 1725-1727гг.
4. Елизавета Петровна 4. 1762-1796гг.
5. Екатерина І 5. 1727-1739гг.
6. Екатерина ІІ 6. 1741-1761гг.
7. Иван Антонович 7. 1730-1740гг.
Подчеркнуть одной чертой имена тех, кто занял трон законным путем, а двумя - путем дворцовых переворотов. Отвечают и проверяют по ключу: 1-7; 2-5; 3-2; 4-6; 5-7; 6-4; 7-1.
9 3 мин. Итог урока На доске записаны слова В.Н.Татищева, ученого-просветителя, представителя дворянства: «Дворянство … есть главный и честнейший стан государства».
Вопрос: Как вы считаете, на сколько правильно он дал оценку дворянству этого периода.
Подводиться итог урока: отмечается и оценивается работа докладчиков и работающих на уроке учеников. Ученики рассуждают над этим вопросом с точки зрения нравственности и морали.
10 1 мин. Домашнее задание Дается и объясняется домашнее задание: §, выписать в тетради привилегии дворянства. Записывают задание в дневники.