Тренинг Тема: Развитие доверия
Тренинг
Тема: Развитие доверия
Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса.
Составитель:
Боленова Н.В.педагог-психологЦель:
-Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы;
-Способствовать лучшей адаптации к обучения в старшей школе
Задачи:
-формирование чувства команды; навыков взаимодействия в команде (в группе);
-формирование групповых норм партнерского общения;
- формирование доверительной обстановки в группе; умения координировать совместные действия
Правила тренинга:
1. Внимательно слушать друг друга, не перебивать говорящего.
2. Уважать мнение друг друга.
3. Безоценочность суждений
4. Активность
5. Конфиденциальность
1)Упражнение «Для приветствия»
Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу.
Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
2)Упражнение: "Падение на доверие"
Цель: выработать у участников доверительное отношение друг к другу.
Группа делится на две команды. Одна команда образует внешний круг, другая – внутренний. Внутренний круг стоит спиной к внешнему. По сигналу ведущего те, кто стоит во внутреннем круге падают спиной назад, задача других участников поймать их. Затем внешний и внутренний круги меняются местами.
Вопросы для обсуждения:
Было ли трудно довериться другим людям и упасть?
Как вы ощущаете себя с закрытыми глазами?
3)Упражнение «Подойди ближе»
Это интересное упражнение, при котором становится понятно, сколько личного пространства нужно каждому участнику. Где та граница, на которой возникает ощущение, что другой подошел слишком близко? Полученный опыт дает возможность поговорить о том, как близко готов человек подпускать к себе других людей, каковы его потребности в одиночестве и участии, и соответственно — какова его готовность идти на контакт и сотрудничество.
1. Играют двое. Один из них закрывает глаза, другой встает на расстоянии пяти метров от него.
«Слепой» партнер дает сигнал к началу игры и говорит: «Иди сюда». Тогда другой игрок медленно подходит к «слепому» до тех пор, пока тот не поднимет руку и не скажет «Стоп». После этого партнеры меняются ролями.
После окончания упражнения партнеры обмениваются своими впечатлениями.
«Слепой» рассказывает о том:
Что он чувствовал в тот момент, когда сказал «Стоп»?
Что он чувствовал при приближении партнера?
Какое расстояние от него до партнера обычно было комфортным?
Каков его личный ритм при вхождении в контакт и выходе из него?
Какое количество человек в группе для него приемлемо?
Сколько времени ему нужно тратить на себя самого?
Его партнер также рассказывает о том, что он чувствовал. Подпустили ли его ближе, чем он сам того хотел?
4)Упражнение «Паровозик»
Цель: проследить свои ощущения, проанализировать их в ситуациях, где требуется проявить доверие к другому человеку.
Все участники, закрыв глаза, становятся в колонну друг за другом. Первый участник с открытыми глазами в течение 2 — 3 мин. водит остальных по комнате.
Анализ упражнения: это упражнение является индикатором доверия в группе. Участники обсуждают свои переживания и мысли, возникшие в ходе выполнения упражнения, проводя качественную оценку своего самочувствия.
5)Упражнение «Гуру»
Многие называют это упражнение напряженным, пробуждающим внимание и веселым. Но давайте не будем забывать, что даже многие взрослые люди в атмосфере общей «слепоты» чувствуют себя неуверенно. Поэтому рекомендуется предлагать это упражнение группе, участники которой уже хорошо знают друг друга. В ходе этого упражнения участники могут обнаружить у себя внутренние противоречия и проблемы, которых не было видно раньше. Помещение должно быть не слишком большим, чтобы играющие не потеряли друг друга. Вы сами можете установить границы игровой площадки.
Участники закрывают глаза и начинают ходить по комнате, выставив руки перед собой в защитной позе (во избежание случайных столкновений). Прикоснитесь к плечу одного из участников. Этот участник становится Гуру (учителем). Он открывает глаза. В этой игре Гуру делает то, что так или иначе делает настоящий Гуру: он молчит и смотрит.
Все остальные участники ходят по комнате. При встрече участники спрашивают друг друга: «Ты гуру?» Если кто-то не получает ответа, это значит, что ему выпало неслыханное счастье — встретить на своем пути гуру. В приливе благодарности он берет Гуру за руку и идет за ним, открыв глаза. С этого момента он тоже должен молчать и не имеет права отвечать на вопросы других игроков.
Если встречаются два обычных игрока, на вопрос «Ты гуру?» оба отвечают: «Гуру!»; таким образом становится ясно, что никто из них на самом деле не является гуру, и оба продолжают поиски в одиночестве.
Постепенно все больше и больше участников присоединяются к Гуру -держась за руки и перемещаясь цепочкой.
Постепенно в комнате становится все тише, поскольку число ищущих сокращается. Игра заканчивается, когда все игроки нашли Гуру и выстроились за ним цепочкой.
Литература.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003