Тренинг для подростков и родителей Путь доверия


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 им.И.Ф.Учаева
«Путь доверия»
тренинг для подростков и родителей
(профилактическое мероприятие)
Баженова В.С.
педагог-психолог
МОУ СОШ №9 им.И.Ф.Учаева
г.Волгодонск 2014

Пояснительная записка
Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, агрессивным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствие взаимопонимания.
 Давно уже не является секретом тот факт, что полноценное общение с родителями имеет наиважнейшее значение для развития детей.
Многие современные родители лишь в теории знают, в чем заключается правильное воспитание детей. Практика же часто показывает совершенно иные результаты, нередко отрицательные, нежели положительные.
В детско-родительских отношениях родители являются ведущим звеном, от них во многом зависит характер взаимоотношений с детьми.
Атмосфера тренинга создает условия для безопасного взаимодействия. Задания и упражнения предлагаются в игровой форме, что делает тренинг интересным и увлекательным для взрослых и детей.
Все это способствует созданию в семье атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.
Цель тренинга:
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
- создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;
- способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;
- активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;
- улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;
- помочь родителям понять причины негативных поведенческих проявлений у ребенка (грубость, бесконтрольное поведение, агрессивность, нетерпимость к критике);
Организуя занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:
— активность участников группы;
— исследовательская позиция;
— партнерское общение;
— участие может быть только добровольным;
— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга;
— при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.
Тренинг рассчитан на родителей, подростков 10-14 лет.
Продолжительность тренинга 3 часа, включает в себя одно занятие 1 час для родителей (проводится в режиме диспута), и одно занятия 2 часа, совместно для родителей и подростков (тренинг взаимодействия).
Группа участников 12-14 человек.
Первый блок (работа с родителями) является подготовительным этапом для совместной работы с детьми.
На второй блок занятий приглашаются родители с детьми.
Встречу проводит психолог совместно с социальным педагогом (классным руководителем).
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, бумага, карандаши, шкатулка (коробка с прорезью) для листов с ответами, краски, фломастеры, клубок пряжи, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, мультимедийный проектор, столы по количеству пар родитель-ребенок, длинная веревка.
Ожидаемые результаты: По завершению программы родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.)  легче преодолеваются.

Подготовительный этап
Проведение анкетирования родителей и детей.
Подготовка памятки для родителей.
Подготовка презентации «Положительные эмоции»
Основной этап
Первый блок (работа с родителями)
Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми, определить возможности для позитивного взаимодействия, оценить различные стратегии поведения.
Ход встречи
Задание 1 (15 мин.):
Социальный педагог (Классный руководитель): «Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье практика общения зачастую догматична и основана на постоянных запретах, подавлении личности ребенка, неуважении к нему. Подростки, стоящие перед ответственным выбором жизненного пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренним противоречиями, страхами, комплексами.
В это время взросления общение подростков с родителями складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают протестовать против ранее выполнявшихся требований взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальное или кажущееся ущемление их прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Родители, также обремененные своими проблемами, в мечтаниях и установках создают идеализированный образ собственного ребенка и его жизненного пути. Но, столкнувшись с реалиями — проявлениями лени, недобросовестности, низкой мотивацией продолжения образования - родители разочаровываются, и начинается «полоса конфликтов». Конфликт возникает на почве утверждения «взрослости» подростка, стремящегося к самостоятельности (в чем родители усматривают ущемление собственного авторитета). Для освоения новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых. Простое навязывание обычно отвергается. Таким образом, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей.
У каждого из вас на столах — листочки. Я прошу вас ответить, не указывая фамилии, на один вопрос: «Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребенком?»
(По окончании раздумья и записи, листочки собираются в коробку, из которой они попеременно достаются и озвучиваются.)
Социальный педагог (Классный руководитель): «Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень много зависит: можно остаться врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви — километры шагов» (Сенека).
Задание 2 (10 мин):
Психолог: «Любой кризис в семье несет конфликтную ситуацию. Сколько боли, разочарования приносит он самым близким, самым родным людям! Даже если все это скрывать под маской: ничего, мол, не случилось, внутри семьи возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, у членов семьи возникает чувство ненависти, нарастают стрессовые состояния. В таких семьях более всего страдают дети
Давайте попытаемся понять, что же такое конфликт (групповая работа).
Задание: задумайтесь, вспомните свои ощущения, связанные с конфликтными ситуациями. Пусть каждый из вас закончит предложение словами:
«Конфликт — это...».
Далее следует озвучивание вариантов, они, например, могут быть такими:
«...болезненное состояние всех его участников», «...опустошение, разочарование», «...неизбежность, когда есть повод», «...столкновение, после которого люди могут отдалиться друг от друга», «...то, после чего за себя всегда стыдно», «...способ разрешать наболевшее».
Психолог: «Итак, конфликт — это разногласие между членами семьи, в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и потребностей. Самое страшное в конфликте — чувства, которые испытывают люди в этот момент друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.
Посмотрите, во что превращается жизнь семьи, состоящей из 3-4 человек, в небольшой городской квартире. Сколько ссор, криков, слез, взаимных обвинений, проклятий! В селе частенько отцы бьют своих сыновей. Вот как об их пагубности писал известный психолог Вэльюсен: «Порка — это первый вершок аршинной дубины насилия. Именно из нее рождаются драки, а в конце концов — убийства, изнасилования, терроризм».
Задание 3 (5 мин):
Социальный педагог (Классный руководитель): Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов. (Родители называют качества.)
Социальный педагог (Классный руководитель): Самоконтроль, самоограничение одним людям удаются лучше, чем другим в зависимости от темперамента, уровня зрелости, ответственности.
Задание 4 (10 мин):
Психолог: Сейчас, уважаемые участники, вам предстоит осмыслить то, что вы считаете самым опасным, самым разрушительным в конфликте с ребенком. Я надеюсь, это поможет вам в будущем в практике семейного воспитания. Сейчас каждый из вас получит лист, на котором написаны незаконченные предложения. Вы должны дописать их сами. По содержанию они должны отражать ваши ощущения от конфликтов с ребенком. В процессе выполнения задания обсуждать высказывания запрещается. После выполнения свои анонимные листы вы опустите вот в эту шкатулку, и мы выборочно представим их всем.
«Уважаемые родители! Отразите ваши ощущения от конфликтов со своим ребенком, завершив предложения, приведенные в тексте:
•«Я должен...»
•«Я больше всего боюсь...»
•«Мне очень трудно забыть...»
•«Я хочу...»
•«Чего мне по-настоящему не хватает, так это...»
•«Когда я сердит, я...»
•«Особенно меня раздражает то, что...»
•«Меня беспокоит...»
•«Для меня самое лучшее, когда...»
•«Я долго не могу забыть...»
•«Я понимаю, что...»
•«Мне бывает стыдно за...»
(По окончанию зачитываются и обсуждаются ответы)
Психолог: В завершении задания предлагаю вам несколько, на наш взгляд, ценных советов, помогающих нахождению конструктивных путей выхода из конфликта (раздаются памятки для родителей).
Задание 5 (10 мин): Очень важны в семье эмоции, которые могут проявляться всеми членами. От позитивной или негативной составляющей этих эмоций зачастую зависят и взаимоотношения.
- Какие эмоции вы испытываете во время и после конфликта с ребенком? (Родители отвечают, обмениваются мнениями, анализируются итоги анкетирования родителей и детей).
Социальный педагог (Классный руководитель): Взаимопонимания очень трудно добиться, когда в семье в отношениях чувствуется негатив. Нам бы сейчас хотелось показать вам насколько важны положительные эмоции в каждой семье.
(Показ презентации «Положительные эмоции»)
Итог:
Психолог: Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой, может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.
В семьях «психологическая пощечина» может подтолкнуть ребенка к неадекватным поступкам. Они замыкаются в себе или уходят из дома, становятся агрессивными, теряют смысл жизни, испытывают стресс, что может подтолкнуть их к мысли об уходе из жизни. Не оставляйте их одинокими в своих проблемах.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Важно осознавать, что взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения.
Основная задача семейного воспитания — помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Американский детский психотерапевт X. Джайнотт, предлагает нам следующие принципы воспитания детей:
внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;
избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;
проявлять мысли и чувства без агрессивности;
родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.
Рефлексия (10 мин) (можно вопросы дать в анкете):
- Что нового Вы для сегодня узнали?
- Что особенно трудно было выполнить?
- Отметили ли вы ошибки в решении конфликтов в своей семье?
- Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?
Второй блок (работа с родителями и подростками)
Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье; развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников.
Ведущим встречи может быть психолог, социальный педагог или классный руководитель.
Ход встречи
Тем участникам, кто пришел на занятие раньше других, можно предложить нарисовать рисунки на темы “Автопортрет”, “Дружеский шарж на самого себя”, “Чем я люблю заниматься в выходные дни” и т.д. Это снижает эмоциональное напряжение, создает взаимный интерес у детей и взрослых, настраивает на дальнейшее общение. Перед началом занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.
В начале занятия необходимо выработать правила, по которым будет существовать группа.
Правила принимаются всей группой вместе с психологом в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
• не боялся стать объектом насмешки и критики;
• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
Правила существования могут определяться по-разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно сочинять правила самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий.
ПРАВИЛА
1. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
2. По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.
3. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.
4. Слушать говорящего, стараться не перебивать.
5. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
6. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
7. Не говорить о присутствующих в третьем лице.
Упражнение 1 (15 мин): “Паутинка”.
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.
В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:
Какая твоя мама?
Что она любит делать?
Что ей нравится, что ей не нравится?
Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.
Упражнение 2 (15 мин): «Родственные связи и обязанности»
Цель: осознание родственных связей и обязанностей, понимание того, что чтобы не случилось, есть люди, которые поймут и поддержат, также осознание того, что бывают ситуации, в которых одному человеку справиться сложно, и если у него есть семья, то с ее помощью можно преодолеть многое. В целом упражнение нацелено на выстраивание системы семейной помощи подростку в кризисной ситуации.
Ведущий: «Каждому из нас важно знать: что бы не случилось, есть люди, которые поймут, простят, поддержат, не дадут «пропасть».
Прочитать сказку «Репка»
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!»
Разделить участников на команду «родители» и команду «дети».
Дать задание обоим командам: « Представьте себе, что репка это ребенок, который, попал в конфликтную ситуацию. На листочках каждая группа напишите, чем могут помочь в этой ситуации бабушка с дедушкой, родители. сестра (брат), кошка, собака, мышь (хомяк)».
(Обсуждение ответов обеих команд, обмен мнениями).
Ведущий: «Как вы думаете, кем для вас может в жизни являться мышка, в конфликтной ситуации?», «Кто (или что) может быть этой мышкой?»
(Обмен мнениями)
Упражнение 3 (25 мин): “Рисунок вдвоем”
Цель: установка благоприятного психологического климата, привлечение внимания родителей и детей друг другу, дать родителям и детям возможность почувствовать радость сотрудничества.
Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”.
Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара).
У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.
Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.
На представлении работ (10 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.
Упражнение 4 (30 мин): «Зазеркалье»
Цель: Установление благоприятного психологического климата, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль; предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
Участники выстраиваются в два круга: внешний и внутренний (родители и дети) друг напротив друга, образуя пары.
Ведущий (родителям): «Посмотрите перед собой, это Ваше отражение, поднимите руки, отражение также поднимет руки, опустите голову, отражение также опустит голову (можно предложить родителям проделать еще несколько действий, а подросткам их отразить(3-5 мин), затем поменяться ролями)».
Ведущий: «Сейчас, составьте портрет того, кто находился в Зазеркалье:
- Кто отражался в зеркале? Что это за человек? Что он любит или не любит? Чем отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится?»
(Представление отражений, обсуждение совпадений или расхождений в совпадениях, обмен мнениями о том).
Ведущий: «Что вам дало путешествие в Зазеркалье? О чем бы вы хотели спросить свое «отражение»?

Упражнение 5 (10-15 мин): “Мост над пропастью”
Цель: Определение конструктивного разрешения ситуаций возникающих между родителями и детьми, выстраивание модели адекватного поведения, формирование чувства близости, развитие чувства безопасности
Оборудование: длинная веревка.
Инструкция: сейчас вы будете работать в паре “родитель – ребенок”. Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди. (Паре «Родитель-Ребенок», которые будут ждать за дверью, выдается лист бумаги и ручка и предлагается придумать по одному вопросу, которые они хотели бы задать каждой паре участников о взаимоотношениях детей и взрослых).
Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?
Задать вопрос детям, о том кто в основном принимал решения в паре? Было ли им комфортно, выполнять упражнение? Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? (Последний вопрос можно задать всем участникам тренинга.
Затем разбираются вопросы парам, придуманные участниками.
Упражнение 6 (5-7 мин): «Письмо любви»
Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя, приобретение ресурсных возможностей.
Разделить участников на 2 команды (родители и дети), каждой команде предложить написать (или нарисовать) «Письмо любви» участникам второй команды (в итоге получится 2 письма: родителей к детям, детей к родителям) в письмах попросить отразить: чувства, желания, обещания.
Письма зачитываются и обсуждаются.
Рефлексия (5-7 мин):
Цель: Обмен мнениями настроениями чувствами.
- Что нового Вы для сегодня узнали?
- Что особенно трудно было выполнить?
- Какие моменты были самыми важными, трогательными а может даже и смешными сегодня?
- Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?
Итогом встречи может быть анкета, в которой будут затронуты следующие вопросы:
АНКЕТА
1. Какой опыт Вы приобрели, посещая группу?
2. Проанализируйте, как изменился Ваш взгляд на отношения внутри семьи?
3. Каким Вы видите общение и взаимодействие в Вашей семье в будущем?
4. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?
6. Ваши пожелания.
Список литературы
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге.Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.
Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблПКПР, 2012
Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007
http://www.proshkolu.ru