Разработка внеклассного мероприятия на тему Не жалейте сердца…Добру откроются сердца (8 класс)


12 февраля 2015
8 «В» класс
Классный час: "Не жалейте сердца Добру откроются сердца"
Кл.руководитель: Загитова С.Н.

Цель: воспитание потребности у учащихся в стремление совершать добрые дела через формирование и развитие этических норм поведения и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
– продолжить формировать у учащихся знания о категориях добра и зла, любви, толерантности;
– способствовать процессу самопознания и саморазвития через создание условий для самовыражения;
– содействовать развитию в классе дружелюбия и толерантной атмосферы.
Форма проведения: дискуссия
Методы проведения: поисковые, дискуссионные

Оборудование: презентация о С.А.Назарбаевой, карточки с высказываниями мудрых людей, карандаши, листы бумаги, клей, сердечки, фломастеры, аудиозапись песни

Ход классного часа
Доброе слово – бальзам для души.
Доброе слово – мост в душу.

1. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе, посмотрев на пословицы, являющиеся эпиграфом к нашему классному часу. Итак, вы догадались? Правильно. О добре, о человеке. И тема – девиз нашего классного часа: «Не жалейте сердца Добру откроются сердца". Сегодня вы поработаете в 4 группах. Хочу напомнить вам правила работы в группах:
-помогайте друг другу
-не критикуй, а предлагай
-каждый имеет право выступить в группе
-соблюдай время

2. Вступительное слово учителя
Учитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, речью, огнём, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и другое. Наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале 21 века эти философские вопросы волнуют нас. Известно – сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию.
Слово о С.А.НАЗАРБАЕВОЙ (презентация)
Когда в Москве Первой леди Казахстана Саре Алпысовне Назарбаевой вручали Международную Премию «Золотое сердце», зал «взорвался» громом аплодисментов. Столь высокую награду присуждают людям, которые посвятили свою жизнь служению обществу, детям. Председатель оргкомитета Яков Брандт признался, что, познакомившись с этой Женщиной, он, кажется, сумел разгадать «секрет» ее обаяния: Сара Алпысовна Назарбаева умеет любить искренне и бескорыстно, всем сердцем. Для нее состояние любви, потребность любить так же естественны, как сама жизнь
«Чем силен человек? Любовью своей! На любви основана вся наша жизнь Первородное право человека любить и быть любимым - это бесценный Божий дар, в нем спасение наше». Такое глубокое, философское понимание любви пришло к Саре Алпысовне не сразу. Безусловно, природа щедро одарила ее добротой, милосердием, стремлением помогать слабым и беспомощным.
После смерти мамы пятилетняя Сара на себе испытала, как трудно живется ребенку без любви, ласки, опеки самого близкого и дорогого человека. И уже тогда маленькая Сара мечтала о том, чтобы все дети были счастливы, чтобы все жили в семьях, вместе с мамами, папами, братиками, сестренками. Эту мечту она осуществила, интересы обездоленных детей и постоянно оказывает материальную поддержку создав детский благотворительный фонд «Б™бек», который вот уже два десятка лет защищает образовательным и социальным учреждениям, малоимущим и многодетным семьям, детям-сиротам.
Сейчас невозможно даже просто перечислить всех, кому помогает фонд. Десятки тысяч детей, их родители, опекуны постоянно присылают письма Саре Алпысовне с искренней благодарностью за ее внимание, материнскую заботу, за вовремя оказанную помощь, за спасение ребенка от боли и унижений. Ежемесячно Фонд выплачивает материальную помощь в дополнение к стипендии студентам-сиротам, оставшимся без попечения родителей.
Сегодня новый предмет - курс «Самопознание» - официально принят Министерством образования и науки РК, введен в программы образовательных учреждений нашей страны, за что тысячи педагогов, родителей, детей говорят инициатору и автору проекта Саре Алпысовне «спасибо».

3. Основное содержание классного часа. Дискуссия.
Учитель: Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Задания для групп. Время 2 мин.
Ученики групп по очереди отвечают: В понятие «человек» включены следующие понятия: индивид, организм, индивидуальность, я, личность.

Учитель: Все эти понятия относятся к каждому из нас. Попробуем сначала разобраться с первыми четырьмя понятиями. Предлагаю поработать в группах и выбрать соответствующие слова каждому понятию и зачитать.
Правильный вариант дети аргументируют:
индивид организм индивидуальность я

3. Диалог учителя и учеников
Учитель: Я – Человек! Но личность ли я? Как вы думаете что же такое личность?

Ученик 1: Личность – многозначное слово. В понятии этом выражается самое главное – совокупность внутренних свойств человека как существа общественного, таких как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет держать слово.
Учитель: Человек и личность – это не синонимы! Человек ещё может не быть личностью, но личность – это всегда человек. Личность неповторима. Какими же качествами должна обладать личность?
Ученик 2: Смелость, доброта, любовь, .
Ученик 3:Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек – значит готовый помочь, отзывчивый...
Ученик 4:Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости..
Учитель: В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие – остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах.

Учитель: Следующее задание для групп - напишите или выразите в рисунке, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы ребятам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
(Ученики групп выступают)

Учитель: А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

Ученики 1: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто.
Ученик 2: Мы не всегда мы относимся друг к другу хорошо. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего, великие писатели. Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор. (Работа в группах)
1.Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя, не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. Конфуций
2.Дружба – самое необходимое в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. Аристотель
3.Стараясь о счастьях других, мы находим своё собственное. Платон
4.В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. Л.Толстой
5.Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Жан Жак Руссо
6.Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе.
Вильям Шекспир
Учитель: Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З – «Земля»
Л – «Люди»
М – «Мысль»
Д – «Добро»
Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
Учитель: А как ребята вы думаете, что такое милосердие? Задание группам.
Ученик1: Милосердие – это
Ученик 2: Сострадание к людям,
Ученик 3: Отзывчивость (сопереживание)
Ученик4: Стремление оказать поддержку другим,
Учитель: Давайте прочитаем, что написано в словаре В. Даля о милосердии: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».
Учитель: Что означает слово толерантность? (Работа в группах)
Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
-в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
-во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
-в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
-в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
-в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
-в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель: Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы). Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы). А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Учитель и ученики совместно обобщают всё сказанное, делают вывод о том, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для позитивного взаимодействия между различными социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми другой культуры, национальности, религии.

Учитель: Задания группам: Изобразите слово толерантность в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения).
Например:
-прощение, -терпимость к чужим мнениям, поведению, верованиям, -сотрудничество, - сострадание, - уважение, - принятие другого таким, какой он есть, - милосердие, - уважение прав других.

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...Учитель приводит примеры из жизни по отношению к людям без определенного места жительства и предлагает ответить на вопросы.

Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Работа в группах (2 мин).

Учитель: Таким образом, сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Учитель: Следующее задание предлагаю выполнить в форме упражнения «Давайте пофантазируем»
Учитель: Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) Задания группам- ответить на вопросы, придя к единому мнению.
1.Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2.Хорошо или плохо, что мы все разные?
3.Как жить в мире, где столько разных людей?
Высказывания учащихся от каждой группы.
Учитель: Итак, что же у нас общее?
Ученики: Учёба; класс, интересы.
Учитель: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно что? Отвечают представители групп.
Ученик 1:относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, ...
Учитель: Подведем итоги. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята нашего класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

4. Заключение
Учитель: Мы завершаем наш классный час, но мы не прекращаем наш путь к доброте, потому что только добру откроются сердца и добру нужно учиться.

Песня «Дорогою добра»

5. Рефлексия
Учитель: Подарите своё сердце! (Ребята клеят на листы цветной бумаги свои сердца).