Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках немецкого языка
МЕТОДИЧСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»
ВЫПОЛНИЛА:
Кохтенко Л.Н.,
учитель немецкого языка
МАОУ «СОШ №31» г.Сыктывкара
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Технология развития критического мышления
через чтение и письмо и ее приемы
1. 1. Технология развития критического мышления
через чтение и письмо. 5
1.2. Описание приемов технологии развития критического
мышления через чтение и письмо. 11
2. Результаты использования приемов технологии развития
критического мышления через чтение и письмо на уроках немецкого
языка в 7 классе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 26
ВВЕДЕНИЕ
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования.
Основная цель изучения иностранных языков в школе формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Научить школьников общаться на иностранном языке (ИЯ) естественным образом – это проблема, требующая объединения усилий учителя и ученика. Естественную устную и письменную речь стимулирует не необходимость, когда ученик обязан говорить (писать) на иностранном языке, а его потребность в реальном общении.
На уроке стимулом к общению на изучаемом языке является наличие соответствующей содержательно-смысловой основы речевой деятельности (РД), которая должна быть близка, доступна и интересна учащимся.
Авторы нового УМК по немецкому языку «Все ясно» О.А. Радченко, Г.Хебелер и др. предлагают формировать навыки и умения продуктивных видов РД на основе аутентичных текстов, а также оригинальных диалогов и полилогов, содержание которых соответствует выше перечисленным требованиям.
Работу с новым для меня УМК я начала с новым детским коллективом – учащимися 7 класса( пришла на смену учителя, сменившего место работы). Во время работы с тексами учебника на уроке были выявлены следующие трудности:
- у учащихся отсутствовал интерес к чтению на родном языке, как следствие - нежелание читать на немецком;
- большинство текстов учебника «Все ясно» довольно большого объема, что вызывало негативные эмоции учащихся. Тексты большого объема воспринимались ими как заведомо сложные;
- для учащихся было характерно отсутствие навыков аналитической работы с текстовой информацией: умения анализировать прочитанное, выделять основную, значимую информацию, интерпретировать и обобщать ее;
- ребята с большой неохотой писали на немецком языке, даже если речь заходила о банальном переписывании информации с доски;
- учащиеся не умели работать в парах и группах, т.к. привыкли работать «каждый за себя», участвуя лишь во фронтальных опросах учителя.
Данные трудности обусловили актуальность поиска новых обучающих форм, приемов и технологий. Наибольший интерес вызвала технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Приемы технологии «РКМЧП» позволяют педагогу создать на уроке атмосферу партнерства, совместного с учениками поиска и творческого решения проблем, дают возможность через чтение и письмо развивать не только критическое мышление, но и формировать коммуникативную компетенцию учащихся, то есть их умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты, как письменные, так и устные.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО И ЕЕ ПРИЕМЫ
1. 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Технология «РКМЧП» разработана американскими педагогами Чарльзом Темплом, Джинни Стил и Куртом Мередитом при поддержке Международной читательской ассоциации и Консорциума Гуманной педагогики. На сегодняшний день она реализуется в 29 странах мира, в России известна с 1997 года.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление в рамках данной технологии – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Методы и приёмы технологии могут быть применены в разных образовательных областях: начальная школа, МХК, история, география, психология, педагогика, словесность, биология, иностранный язык - то есть везде, где присутствует работа с текстом, т.е. данная технология надпредметна.
Принципиальными моментами для технологии РКМЧП являются:
- развитие критического мышления;
- активность субъектов в образовательном процессе;
- организация парной и групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности (личностно-ориентированный подход);
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Урок, построенный на основе ТРКМЧП, содержит три фазы, каждая из которых имеет свои особенности. Результаты изучения материала по данной теме мной были собраны и представлены в следующей таблице:
Фаза,
ее функции
Задачи
для учителя и ученика
Реализация
(методы и приемы)
Вид
деятельности
Примечания
I
Вызов
(Evocation)
Функции:
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);
- Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями по теме).
Для учителя:
- активизировать имевшиеся ранее знания учащихся (актуализация и обобщение)
- пробудить интерес к теме (мотивация к учебной деятельности)
Для учащихся и учителя:
- предъявить и обобщить имеющиеся знания по теме;
- определить цели изучения предстоящего учебного материала (целеполагание);
- рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку;
- графическая систематизация материала (мозговой штурм, «Корзина знаний», кластеры, таблицы, сенквейны, «Круги по воде»),
- верные и неверные утверждения,
- перепутанные логические цепочки,
- словарная работа,
- рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Целесообразно сочетать индивидуальную и групповую виды работы.
Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт.
Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
Обмен мнениями может способствовать 1. выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными.
2. появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
II
Осмысление содержания
(realization of mening)
Функции:
- Информационная (получение новой информации по теме);
- Систематизирующая (классификация полученной информации);
- Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).
Для учащихся:
- получить новую информацию из текста:
- аудитивного (запись, речь преподавателя, видиоматериал),
письменного (графический текст) (переход от «старого» знания к «новому»).
- отследить свое понимание при работе с изучаемым материалом:
- сопоставить информацию с уже имеющимися знаниями;
- акцентировать внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы или затруднения;
- обратить внимание на то, что именно привлекает внимание, что менее интересно, почему.
- подготовиться к анализу и обсуждению услышанного (увиденного) и прочитанного.
Для учителя:
- ясно и привлекательно изложить информацию (если учитель – источник новой информации);
- отследить степень активности работы, внимательности при чтении (если ученики работают с текстом);
- предложить различные приемы для вдумчивого чтения и размышления над прочитанным;
- расставить акценты в соответствии с ожиданиями и вопросами, полученными в ходе I фазы.
- индивидуальное принятие и отслеживание информации (прослушивание аудитивного текста, индивидуальное, парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала);
- метод активного чтения (чтение с остановками)
- инсерт (чтение с маркировкой);
- заполнение таблицы (маркировочные таблицы «ЗУХ» – Знаю, Хочу знать, Узнал; «ЗУИ» - Знаю, Узнал, Интересно; «Бортовой журнал», «Дневник из 2-х частей», «Дневник из 3-х частей»);
- стратегия РАФТ (Роль, Аудитория, Формат, Тема)
Индивидуальная работа на этапе знакомства с новой информацией;
Парная или групповая работа на этапе обсуждения.
1. Чтение в гораздо в большей степени, чем аудирование, стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации.
2. В процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.
3. При работе с текстом для чтения необходимо выделить время для второго прочтения. (Для ответа на некоторые вопросы необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте).
III
Рефлексия
(Reflection)
Функции:
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
-Информацион-ная (приобретение нового знания);
- Мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Для ученика:
- целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию;
- формировать личностное отношения к материалу;
- выразить его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.
- выявить непознанное;
- провести анализ процесса изучения материала и полученного результата (оценка деятельности) ;
- найти темы и проблемы для дальнейшей работы (новый вызов).
- устное сообщение, презентация;
- дискуссия;
- конспект;
- письменное сообщение (эссе, сочинение, письмо другу).
- кластеры, сенквейны, загадки, коллажи;
- ответы на вопросы (преподавателя и одноклассников)
Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.
1. В процессе индивидуальной работы (эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся:
a) производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей,
b) выражают новые идеи, информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
2. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы:
a) расширяет их выразительный словарь,
b) знакомит с различными мнениями.
Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для понятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии
Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Желание использовать технологию РКМЧП на уроках было велико, однако после нескольких попыток ее практического применения я пришла к следующему выводу:
Для успешного и эффективного применения технологии в целом необходимо в первую очередь отработать с учащимися ее приемы.
Данный вывод обусловлен объективной действительностью:
- уровень владения немецким языком в классе можно охарактеризовать как низкий;
- ребята не умели работать в парах и группах, что значительно усложняло использование технологии;
- не следует забывать о том, что на уроке иностранного языка работа ведется не только над формированием навыков чтения и письма, существует много других аспектов, требующих отработки (фонетика, лексика, аудирование и т.д.), поэтому скорее использование приемов, а не самой технологии РКМЧП является более обоснованным.
1.2. ОПИСАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП И ПРИМЕРЫ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Как видно из выше приведенной таблицы, технология РКМЧП характеризуется многообразие приемов, что позволяет:
- сделать работу на уроке разнообразной и менее утомительной, интересной и доступной для всех учащихся, независимо от их уровня владения немецким языком;
- использовать все каналы восприятия информации (аудиально, визуально);
- постоянно держать под контролем уровень мотивации учащихся в работе с информацией;
- наглядно демонстрировать результат работы каждого индивидуально или в парах и группах;
- адекватно и самостоятельно оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников в ходе урока.
Остановимся на приемах технологии РКМЧП подробнее.
«Мозговой штурм»
Цель: поиск нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Примечание: Группа может состоять из 612 человек. Если участников больше, есть смысл разбить их на две группы, если меньше, эффективность мозгового штурма, скорее всего, будет низкой.
Распределение ролей:
Ведущий (первое время эту роль может выполнять учитель, позже – ученик), следит за соблюдением правил и напоминает о них участникам, является человеком энергичным, активным.
Фиксатор идей ( первое время – учитель, далее – ученик), записывает все высказанные идеи, никакого отбора на этом этапе вести не нужно. Параллельно можно вести аудиозапись.
Правила поведения:
1. Максимальная свобода участников.
2. Предоставление слова каждому.
3. Главное – количество идей.
4. Полный запрет на критику. (Идеи не оцениваются).
Приветствуется оригинальность.
Можно комбинировать и улучшать любые идеи.
Не искать детали.
Продолжительность работы регламентирована.
Этапы проведения:
Знакомство учащихся с правилами проведения.
Распределение ролей.
Работа в группе.
Презентация результатов.
Пример использования:
Тема: «Школы Германии»
Подтема: «Учеба в реальной школе»
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!», О.А. Радченко, Г.Хебелер.
Ранее школьники ознакомились с таким типом немецких школ как «Гимназия». На уроке они должны узнать особенности обучения в реальной школе.
Установка учителя: «Нам уже известно, что Анна будет учиться в гимназии, а ее подруга Хайке – в реальной школе. Из письма Анны Хайке многое знает об учебе в гимназии. Теперь ее очередь. О чем расскажет Хайке, когда будет описывать свою школу? Какие темы затронет она в своем письме?»
Примерные ответы учащихся:
Кластеры
(Ментальные карты, карты памяти)
Цель: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Функции: систематизация материала (грамматика, лексика), опорная схема для пересказа, сообщения по теме.
Примечание: На начальном этапе обучения немецкому языку, а также при работе с новым грамматическим материалом кластеры целесообразно составлять совместно с учителем, иногда допускается использовать предложенную учителем форму.
В качестве основы кластера могут выступать также вопросы, ключевые слова, полученные в ходе мозгового штурма.
Кластеры по грамматике могут дополняться по ходу изучения нового материала.
Пример использования:
Тема: Плюсквамперфект
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!», О.А. Радченко, Г.Хебелер
Сенквейн
Одним из самых интересных приемов технологии РКМЧП является сенквейн (от французского „cinq“ «пять») – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Сенквейн - короткое литературное произведение, которое характеризует предмет (тему), как правило, получается у всех и вызывает много положительных эмоций.
Цель: Систематизация (синтез и обобщение) материала на стадии рефлексии,
развитие творческих способностей учащихся, обогащение их словарного запаса.
Вид работы: индивидуальный, групповой
Правила написания сенквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова – прилагательные и причастия (можно соединять прилагательными и причастиями) Описание темы.
3 строчка - три слова – глаголы, выражающие действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1 строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Продолжительность этапа: 7 - 10 минут
Пример использования:
Тема: «Саксонские клецки и мышиная башня у города Бинген»
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!», О.А. Радченко, Г.Хебелер.
На этапе рефлексии учащимся предлагалось составить сенквейн по теме «Саксония».
Вот несколько работ учащихся:
Оригинал
Перевод
***
Dresden,
Alt und jung,
In die Frauenkirche gehen, bis zum „Blauen Wunder“ fahren, den Zwinger besuchen,
Hier gibt es viele Sehenswьrdigkeiten.
Landeshauptstadt.
***
Sachsen
Romantisch und gastfreundlich,
Nach Leipzig fahren, einen Nussknacker kaufen, einen Weihnachtsberg haben.
MeiЯen ist die Stadt des Porzellans.
Traditionen.
***
Leipzig,
alt und weltbekannt,
als Messestadt, als Bьcherstadt, als Musikstadt bekannt sein.
Bach hat den Thomanerchor gegrьndet.
Stadt der Banken.
***
Дрезден.
Старый и молодой.
Пойти в церковь Богоматери, поехать до моста «Голубое чудо», побывать в картинной галерее.
Здесь много достопримечательностей.
Столица федеральной земли.
***
Саксония,
Романтичная и радушная,
Поехать в Лейпциг, купить щелкунчика, владеть рождественской горкой.
Мейсен – город фарфора.
Традиции.
***
Лейпциг
Древний и всемирно известный,
Известен как ярмарочный город, книжный город и город музыки.
Бах создал здесь Лейпцигский хор мальчиков.
Город банков.
«Фишбоун»
(Рыбъя кость)
Цель: Систематизация материала, подготовка текса к пересказу и т.д.
Вид работы: индивидуальный, парный, групповой.
Примечание: Данный прием подходит для любого из этапов урока по технологии РКМЧП (вызов, осмысление содержания, рефлексия).
Ход работы: В «голове» этого скелета обозначена тема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают ключевые моменты/ проблемы текста. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть этих ключевых моментов/проблем. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
Индивидуальный путь. У всех учащихся текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности, и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.
Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, я суммируется для более полного анализа.
Пример использования
Тема: «Немецкий или английский: какой язык изучать?»
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!», О.А. Радченко, Г.Хебелер.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Тонкие и толстые вопросы
Цель: обучение диалогической речи на базе прочитанного текста; демонстрация понимания прочитанного, прослушанного и т.д.
Вид работы: индивидуально, парно, работа в группах.
По ходу работы на том или ином этапе урока учащимся предлагается:
1. Индивидуально составить «тонкие вопросы», т.е. вопросы, требующие ответа одним словом: Кто? Что? Когда? Где? и т.д.
2. Индивидуально составить толстые «вопросы», т.е вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
3. Обсудить данные вопросы в парах, выбрать наиболее приемлемые с точки зрения поставленной ранее задачи (пр.: краткий пересказ текста)
4. Обсудить данные вопросы в группах.
5. Представить работу классу.
Пример использования
Тема: «Немецкий или английский: какой язык изучать?»
Подтема: «Почему стоит учить немецкий?»
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!», О.А. Радченко, Г.Хебелер.
Цель: Обучение передаче краткого содержания прочитанного, повторение темы «Вопросительные предложения».
Учащимся предлагается прочитать диалог и после первого прочтения заполнить таблицу «тонких и толстых» вопросов об одном из участников диалога.
Dialog
Andreas: Hallo, ich bin Andreas. Ich habe dich hier noch nie gesehen.
Oleg: Ich bin nicht von hier.
Andreas: Das hцre ich. Von wo kommst du? Und mit wem bist du hier?
Oleg: Ich komme aus Wolgograd. Ich bin bei Stefan zu Besuch.
Andreas: Wie alt bist du?
Oleg: Ich bin 15 Jahre alt.
Andreas: Wie lange lernst du schon Deutsch? Du sprichst sehr gut.
Oleg: Danke. Seit 5 Jahren.
Andreas: Lernst du noch mehr Fremdsprachen?
Oleg: Als zweite Sprache lerne ich Englisch.
Andreas: Sag mal, warum lernst du zuerst deutsch und nicht Englisch? Es ist doch viel wichtiger
Результат работы учащихся.
„Dьnne“ Fragen (Тонкие вопросы)
„Dicke“ Fragen (Толстые вопросы)
Wie heiЯt der Junge?
Wie alt ist er?
Woher kommt er?
Bei wem ist er in Deutschland?
Welche / wie viele Fremdsprachen lernt er?
Wie lange lernt er Deutsch?
Warum lernt er Deutsch als erste Fremdsprache? Usw.
Далее возможны разные варианты работы:
Группы обмениваются вопросами и ищут ответы на них в диалоге.
Группы рассказывают о персонажах с опорой на вопросы.
Группы инсценируют диалог с переносом на себя, используя данные вопросы и т.д.
Таблицы:
(«Знаю, Хочу знать, Узнал», «Знаю, Узнал, Интересно» «Что? Где? Когда? Почему?», «Сводная таблица»)
Цель: систематизация материала по теме; контроль эффективности чтения (понимание содержания прочитанного) и т.д.
Вид работы: индивидуально, парно, работа в группах.
Учащимся предлагается прочитать текст, затем в каждую из колонок таблицы внести полученную в ходе чтения информацию. Прием "Маркировочная таблица" позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Примеры использования:
«Сводная таблица»
Тема: «Времена года»
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!», О.А. Радченко, Г. Хебелер.
Jahreszeiten
Winter
Frьhling
Merkmale zum Vergleichen
Sommer
Herbst
Dezember, Januar, Februar
Mдrz, April, Mai
Monate
Juni, Juli,
August
September, Oktober, November
von 10 bis 30 є unter Null
von 10 є unter Null bis + 10 є ьber Null
Das Thermometer zeigt
von 15 bis 30 Grad ьber Null
von 5 Grad ьber null bis 10 grad unter Null
mit Schnee bedeckt
tragen Knospen
Bдume usw.
sind grьn
sind bunt.
«ЗХУ»
(Знаю, Хочу знать, Узнал“)
Тема: «Саксония»
Подтема: «Дрезден»
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!»/ О.А. Радченко, Г.Хебелер.
Цель: Сбор информации по теме «Дрезден», обучение поисковому виду чтения
Учащимся предлагается познакомиться с таблицей «ЗХУ».
Dresden
ich WeiЯ
ich Mцchte wissen
ich habe Erfahren, dass
Hauptstadt von
Dresden ist die Hauptstadt von Sachsen.
Alter
FluЯ
Dresden liegt an der Spree.
Wie lautet der zweite Name der Stadt?
Sehenswьrdigkeiten
Die Stadt hat viele Sehenswьrdigkeiten.
Berьhmte Einwohner
die Frauenkirche und der Zwinger
Die bekanntesten sind die Frauenkirche und der Zwinger.
Wodurch sind sie bekannt?
Industrie
Hier befindet sich ein groЯes Werk von Mercedes. usw.
Welche Industriezweige gibt es hier noch?
На стадии вызова учащиеся заполняют первый столбик таблицы по ключевым словам, предложенным учителем или полученным входе мозгового штурма (выделены жирным шрифтом).
Далее им предлагается заполнить второй столбик таблицы, записав вопросы или ключевые слова – ответы на вопрос «Что хотел бы узнать?». Зная содержание текста, учитель может направлять работу. Вопросы могут разрабатываться по группам, в парах, а потом быть вынесены на обсуждение, далее из них выбираются наиболее актуальные/ соответствующие содержанию текста. Целесообразно задать несколько вопросов, ответы на которые не содержатся в тексте, чтобы учащиеся могли ответить на них в качестве домашнего задания, используя другие источники информации, например Интернет.
Далее учащиеся читают текст и по ходу чтения / после первого прочтения заполняют третий столбик таблицы. Далее происходит презентация и обсуждение результатов работы в классе.
Круги на воде
Цель: активизация знаний учащихся, их речевой активности на стадии вызова.
Вид работы: индивидуально, парно, работа в группах
Учащимся предлагается опорное слово: изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Пример использования
Тема: «Новые ботинки Зиги»
Класс: 7
УМК / Автор: «Alles klar!», О.А. Радченко, Г.Хебелер.
Цель: активизация речевой деятельности учащихся, повторение лексики по теме.
На доске в столбик записывается слово. Класс можно поделить на команды, можно работать в парах и индивидуально. Следует записать на каждую букву существительное по теме «Одежда». То, что слово обязательно должно начинаться с этой буквы – необязательное условие. Выигрывает так команда /пара, ученик/, которая выполнит задание первой и без ошибок.
K
rawatte
J
A
cke
P
U
llover
Strьmp
F
e
H
emd
ose
Je
A
ns
Sch
U
he
T-
S
hirt
Как уже было сказано выше, данные приемы могут применяться на уроке вне технологии РКМЧП, как вполне самостоятельные упражнения. Их использование в данном качестве помогает сделать урок более интересным, повышает мотивацию учащихся к активной работе в ходе занятия.
Следует отметить, что работа с некоторыми из них требует от учителя больше времени на подготовку урока, оценки учебного материала с точки зрения обоснованности их применения. Однако, результат, как доказывает практика, оправдывает эти затраты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Преподавание немецкого языка в 7 классе осуществлялось по УМК по немецкому языку авторов А.О. Радченко и Г. Хебелер «Все ясно» («Alles klar!»).
Основной особенностью учебника является большое количество современного аутентичного языкового материала, представленного в тестах для чтения по каждой речевой теме. Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся и имеет образовательную и воспитательную ценность.
Использование приемов технологии РКМЧТ помогло добиться следующих положительных результатов:
Повысилась активность учащихся на уроке;
Задания на чтение вызывают в классе значительно меньше отрицательных эмоций, чем раньше;
Учащиеся охотно делают записи, выполняя упражнения, предусмотренные применением на уроках технологии РКМЧП;
Сократилось количество невыполненных домашних заданий, т.к. нет страха, что они будут выполнены «все равно неправильно»;
Школьники охотно работают в парах и группах, данный вид работы проходит эффективно.
Пропал страх перед относительно большими по объему текстами.
Вывод: использование приемов технологии РКМЧП на уроках немецкого языка доказало и продолжает доказывать свою эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день приемы технологии РКМЧП широко используются мной на уроке немецкого языка в школе. Некоторые из них, например, такие как «Сенквейн», «Круги на воде», получили признание школьников сразу, т.к. не требуют длительной подготовки и специальных навыков, помогают выразить творческие способности учащихся. Приемы типа «Мозговой штурм», работа с «Кластерами», с «Фишбоун», с заполнением смысловых таблиц не всегда проходили успешно с первого раза, требовали доработки, терпения, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Однако после ряда уроков стало возможным применение не только отдельных приемов, но и использование технологии РКМЧП в целом.
Эффективность применения как приемов, так и самой технологии доказывают следующие результаты:
1. Использование разнообразных приемов, рассчитанных на участие в работе как сильных, так и слабых учащихся, повысили активность ребят на уроке, интерес к предмету «Немецкий язык».
2. Учащиеся охотно и эффективно работают в парах и группах.
2. Менее ярко выражается их страх перед текстами для чтения большого объема, они с интересом читают и пишут на уроке.
3. Заметно повысилась степень сформированности умений и навыков поискового чтения, чтения с общим охватом содержания.
4. Формируются умения анализировать прочитанное, выделяя основную информацию.
5. Учащиеся не испытывают ярко выраженных затруднений при работе над пересказом прочитанного текста.
6. Наблюдается постепенное формирование умения интерпретировать прочитанную информацию. Передать содержание прочитанного /прослушанного/ своими словами.
7. Учащиеся принимают активное участие во внешкольных мероприятиях по предмету, чего ранее не наблюдалось, т.е., можно говорить о том, что возрос престиж предмета «Немецкий язык» в школе.
В связи с этим считаю необходимым продолжать использование приемов технологии РКМЧП на своих уроках, совершенствовать имеющиеся и применять новые методы и приемы, возникающие в рамках данной технологии, с целью сохранения и дальнейшего развития полученных положительных результатов в обучении школьников немецкому языку.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бабинская П.К., Будько А.Ф., Маслыко Е.А., Петрова С.И. « Настольная книга преподавателя иностранного языка», «Высшая школа», Минск, 2005
Жарова Р.Х., Корешкова Н.С. «Внутришкольный контроль по немецкому языку: Чтение» http://deu.1september.ru/articles/2008/21/18
Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», 2003
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Истомин А.В.Сущность технологии критического мышления. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Клустер Д. «Что такое критическое мышление?» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примерные программы по иностранным языкам: Немецкий язык. http://www.distant.ioso.ru/community/progint2.htm
Радченко О.А. «Все ясно! 3 год обучения (7 класс): Учебник для общеобразовательных учреждений », Г. Хебелер. М.: Дрофа, 2005
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Сборник статей. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
РКМ: Информационный банк современного учителя. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стратегия модернизации российского образования. metod.dvpion.ru/asp/article/download.asp?id=6
Тренинг «Как развивать критическое мышление» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный государственный образовательный стандарт. Иностранные языки. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=1078
Что такое «Мозговой штурм»?
(http://www.stimul.biz/ru/lib/articles/brainstorming/)
13PAGE 15
13PAGE 14215
Реальная
школа
Какие иностранные языки там изучают?
Можно ли после реальной
школы учиться в гимназии?
Можно ли после ее окончания поступить в университет?
Сколько лет учатся в реальной школе?
Какие предметы там
изучают?
Сколько иностранных языков там изучают?
Применение:
Для выражения действия, предшествующего другому действию в прошедшем времени.
Partizip без ge:
1. глаголы с суффиксом ieren
gratulieren – gratuliert
2. глаголы с неотделяемыми приставками
be, ge, er, ver, zer, miss
erlernen – erlernt
beschreiben - beschrieben
Слабые глаголы:
Ge (e)t
machen - gemacht
Сильные глаголы
ge ..en
изменение корневой гласной
lesen - gelesen
Partizip II
sein:
глаголы движения
изменения состояния
sein, werden
исключения:
passieren, begegnen usw.
haben:
переходные
возвратные
безличные
глаголы «спокойствия»
haben
Образование:
hatte(n) / war (en) Partizip II
Plusquamperfekt
die internationalen Beziehungen
Berьhmte deutsche
Schriftsteller und Dichter: J.W. von Goethe,
Wissenschaftler: Alexander von Humboldt
die deutsche Kultur
Europa: 100 Millionen Menschen,
Lдnder: Deutschland, Цsterreich, Lichtenstein, Luxemburg, die Schweiz, Belgien
die verbreiteste Sprache Europas
Deutsch
weil
Die Russen und die Deutschen: einander im Denken sehr nah = дhnliches Denken haben, haben richtiges Schwarzbrot, die russischen Zaren hatten deutsche Frauen, viele Deutsche sind nach Russland gegangen, die Russlandsdeutsche
Заголовок 1Заголовок 315