Методическая разработка по предмету Сольфеджио
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА«К вопросу о методах и способах обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»Выполнила: преподаватель теоретических дисциплинМБУДО «Николаевская детская школа искусств» Чернова Т.Н.Содержание1. Введение………………………………………………………………………32. Основные цели и задачи предмета сольфеджио…………..53. Принципы и методы музыкального воспитания…………..64. Основные формы работы и требования к уроку………… .95. Роль игры в обучении младших школьников……………. 11 6. Педагогическое мастерство……………………………….. 207. Заключение…………………………………………………. 228. Список использованной литературы……………………....23 Введение
Огромную роль в становлении музыканта любой специальности играет предмет сольфеджио. Сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. Появившиеся в последние годы новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки широко распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии. В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития подлинной любви и глубокого интереса к музыке. Создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нем способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её – эта задача встаёт перед преподавателем сольфеджио с самого начала. Достижение этих целей позволит вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач. Многолетние исследования педагогов, психологов показали, что для успешности обучения детей необходимы следующие условия: физическая, психическая и мотивационная готовность – способность ребёнка переключиться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную. Как правило, дети достигают такой стадии готовности к концу первого учебного года. Но по предмету сольфеджио нет необходимости резко менять художественно-образную деятельность на учебно-познавательную с формальным заучиванием музыкально-теоретических и терминологических сведений, с логическим обоснованием и обилием инструктивного материала. Сама музыкальная деятельность, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то, и другое. Очень важно, чтобы предмет сольфеджио не стал «собранием» отвлеченных, достаточно сложных и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься учащимися как урок музыки. Причем процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного познания. Такому подходу способствует структура школьных занятий по сольфеджио, их тематическая обусловленность. Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения. По мнению Асафьева, «темы – это различные грани музыки как искусства… Тематизм, скрепляющий в единое целое все классы, рождается не внезапно. Качественно новое всегда возникает в результате количественного накопления». Так воплощается идея Асафьева, который утверждал, что термин должен появляться не раньше, чем накоплен в восприятии учащихся материал, определяющийся этим термином. Такой принцип построения занятий соотносится с возрастными особенностями формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер школьников, систематичностью и последовательностью их музыкального развития, установлением связей между приобретением детьми знаний о музыке и их музыкальным воспитанием. Задача данной работы – дать представление о приемы воспитания музыкального слуха младших школьников наиболее оптимальными методами, способными поддерживать у них постоянный интерес к музыке и предмету сольфеджио.Основные цели и задачи предмета сольфеджиоЦель предмета сольфеджио - развитие природных способностей учащихся, формирование их художественного вкуса при помощи интенсивного освоения учебного материала. Основные задачи курса:- воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой;- воспитание музыкального слуха;- развитие метро-ритмического чувства;- изучение основ теории музыки; - приобретение навыков сольфеджирования, развитие устойчивой интонации; - развитие моторики, координации;- развитие образного мышления;- развитие творческих способностей;- приобщение учащихся к достижениям мировой художественной культуры;- умение применять полученные знания на практике. При решении этих многообразных задач важной является возможность развития следующих черт личности учащихся: - формирование активного мышления;- развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроты, слуховой реакции, способности запоминать и воспроизводить музыкальный текст;- развитие творческих способностей учащихся (умение импровизировать, подбирать аккомпанемент и сочинять собственные мелодии);- освоение учащимися разнообразных знаний, необходимых музыканту любой специальности, а также расширение их кругозора.Практика доказывает, что благоприятным и вполне оправданным является интенсивный курс обучения сольфеджио в младшем возрасте, когда дети за три первые года обучения осваивают обширный теоретический материал курса музыкальной школы.Принципы и методы музыкального воспитанияСольфеджио, как и другие музыкальные дисциплины, изучаемые в детской школе искусств, направлено на музыкальное воспитание учащихся и должно основываться на ряде принципов, которые вполне могут считаться общими для всего процесса обучения музыке. Таковыми являются:- принцип художественности;- принцип связи музыки с жизнью;- изучения музыки как живого искусства;- принцип подобия и контраста;- принцип интереса, увлеченности;- принцип художественно-образного мышления как основы восприятия музыки.Иными словами сольфеджио должно быть по-настоящему живым, интересным, насыщенным разнообразным содержанием, опирающимся на лучшие образцы художественной музыкальной литературы предметом. С этими принципами тесно связаны методы, которые могут обеспечить плавный переход от игровой деятельности детей к учебно-познавательной, позволяя добиваться наиболее высоких результатов, используя материал его повседневной работы и опираясь на те особенности детского мышления, которые могут стать стимулом развития творческих способностей ребенка. Одно из таких качеств - образность мышления, свойственная детям. Эта ценнейшая возрастная особенность ученика заслуживает пристального внимания педагога, особенно в преподавании музыки, т.к. в этой сфере деятельности образное мышление человека играет важнейшую роль. Способность к образному постижению мира является большой помощью преподавателю в преподавании сольфеджио. К основным методам можно отнести следующие:- репродуктивный (воспроизводящий);- иллюстративный (объяснение сопровождается использованием наглядного материала, к которым относятся многочисленные картинки, иллюстрирующие интервалы, разноцветные кубики, столбица и пр.). На начальном этапе искреннему интересу детей к музыке способствуют и иллюстрации к музыкальным произведениям. Очень подходящим для этого представляется «Детский альбом» Чайковского;- эвристический проблемный (преподаватель ставит проблему, задачу и вместе с детьми решает ее). Любое новое теоретическое понятие или практический навык должны и могут быть «найдены» вместе с учениками. Хорошо известно, что истина, полученная детьми как данность, запоминается гораздо хуже, чем то, к чему наводящими вопросами, ассоциативным способом дети подводятся с помощью преподавателя;- «наблюдение» за музыкой и «убеждение» ею (анализ прослушанной музыки на доступном для учащихся на определенном этапе обучения образцов художественной музыкальной литературы). Учащимся необходимо постоянно «доказывать», что все, что изучается на уроках сольфеджио, это не отвлеченные и придуманные искусственно понятия, правила, а элементы живой музыки, музыки, окружающей любого человека на протяжении буквально всей жизни; - создание ситуации, при которой происходит не развлечение музыкой, а любование ею. Преподаватель должен очень ответственно относится к подбору тех произведений, которые звучат на уроке. Это должны быть высокохудожественные произведения классической и современной музыкальной литературы;- «забегание» вперед и возвращение к пройденному. Многие сложные элементы музыки могут вводиться гораздо ранее общепринятых сроков. Сначала это может быть просто упоминание о нём, а в дальнейшем более подробный рассказ и осмысление того или иного музыкального понятия. Например, органично этот метод применяется при знакомстве с главными функциями, септаккордами и пр.; - размышление о музыке. При постоянном внимании преподавателя к комплексному и глубокому развитию учащихся как любителей и в будущем активных слушателей музыки, дети даже младшего возраста способны размышлять и передавать свои размышления в словесной форме. Следует развивать способность схватывать общий характер музыки, различать простейшие музыкальные образы. Материалом для проведения этой работы могут быть пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского, т.к. в них как бы передана настоящая жизнь в ярких конкретных образах. Чувствовать и переживать музыку учащимся помогают образные сравнения, ассоциации, рассказы, демонстрация картинок, иллюстраций к той или иной пьесе;- создание проблемных ситуаций, которые разрешаются с помощью учащихся. Опыт преподавателя может подсказать, когда учащиеся должны привлекаться к совместному разрешению той ли иной учебной задачи - ситуации;- создание художественного контекста через «выходы» за пределы музыки. Очень уместны бывают прочитанные преподавателем или учениками стихи, фрагменты из прозаических произведений, продемонстрированные репродукции произведений изобразительного искусства с целью проведения образных параллелей и более глубокого постижения элементов музыки. Например, при введении понятий о музыкальных ладах, при ознакомлении с названием и расположением нот на нотоносце и пр.;- наглядность, которая может быть как визуальной, так и слуховой (использование разнообразных картинок-иллюстраций, ритмических карточек, а также прослушивание музыки). Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, весь материал дается в интенсивной игровой и доступной форме, часто основанной на сказках, рассказах и песнях, специально сочиненных для каждого понятия, требующего запоминания.- сочетание практической самостоятельной работы учащихся и работы под руководством учителя. Очень важно создавать ситуации, в которых учащиеся проявляют самостоятельность, творческое начало, что является следствием взыскательного и в то же время доброго отношения преподавателя к каждому ученику. «По-настоящему запомнить можно только то, что по-настоящему понято. Для музыки (вообще для искусства) нужно ещё больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано», - так писал Д.Б. Кабалевский. Основные формы работы и требования к уроку Основными формами работы на уроке сольфеджио являются следующие:1.Сольфеджирование.2.Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.3.Метроритмическое освоение изучаемого материала и сольмизация.4.Усвоение теоретических понятий. 5.Слуховой анализ.6.Музыкальный диктант.7.Импровизация. Урок сольфеджио, при всем многообразии его форм, разнообразии содержания, должен соответствовать ряду требований, которые делают его наиболее результативным и полезным для учащихся. Основные требования к уроку могут быть сформулированы следующим образом: - научность преподавания; - логичная связь между новым и ранее изученным;- повторение ранее пройденного как средство углубления знаний;- эффективность способов и приемов во время объяснения нового материала;- насыщенность урока элементами новизны, развивающими любознательность учащихся;- опора на ранее полученные знания учеников, их жизненные впечатления;- пробуждение умственной активности учащихся;- эмоциональность урока;- вовлечение учащихся в творческий процесс;- использование технических средств и средств наглядности;- индивидуальный подход (работа с сильными и слабыми учащимися);- умение практически решать на уроке проблемные темы;- воспитывающее значение урока;- методика организации домашних заданий, их объем. Практика показывает, что одним из важных условий успеха урока является четкая постановка целей урока.Целей должно быть несколько:•образовательная (усвоение учениками суммы знаний, умений, навыков и при необходимости восполнение пробела в знаниях, умениях, навыках);•развивающая (развитие музыкального мышления, общего и музыкального кругозора, развитие памяти и пр.);•воспитательная (воспитание нравственности, музыкального вкуса, дисциплинированности, целеустремленности и других необходимых положительных черт личности); Содержание, объем урока должны находиться в прямой зависимости от требований программы, возраста учащихся, их способностей. Урок сольфеджио должен быть связан с другими дисциплинами. Очень важным является опора на такие дидактические принципы как систематичность и последовательность обучения, доступность, стимулирование положительного отношения к учению, научность, направленность обучения на комплексное решение задач образования и воспитания.Роль игры в обучении младших школьниковУ подавляющего большинства детей младшего возраста мотивационная готовность по отношению к учебно-познавательной деятельности еще не сформировалась. Как правило, только к концу первого года обучения их мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно-познавательную. В классе сольфеджио нет необходимости резко менять художественно-образную деятельность на учебно-познавательную, с формальным заучиванием музыкально-теоретических и терминологических сведений. Сама музыкальная деятельность представляет огромные возможности для воспитания первоначальных музыкальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Дети младшего школьного возраста легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы или даже свой ограниченный жизненный опыт. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее. Задача преподавателя - направить восприятие ребенка на правильное освоение окружающего мира, не подавляя при этом их эмоции и воображение. Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением. Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».Главное отличие современных методов обучения от традиционных - создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребенка. Детей младшего школьного возраста привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и желанную сферу деятельности. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьезная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально-игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой, четко сформулированной учебной задаче – теме. Если выстроить основные положения начального периода обучения учащихся сольфеджио, то они будут выглядеть следующим образом. Первоначальное знакомство с семью нотами начинается со «Сказки о мишке Егорке и добром дедушке Цезаре». За каждой нотой закрепляется яркий персонаж сказки, который позволяет очень быстрому ребенку запомнить расположение каждой ноты на клавиатуре. По мере дальнейшего изучения теоретического материала персонажи этой сказки со своими увлекательными историями помогают ребятам осваивать музыкальную грамоту. Ознакомившись с семью нотами звукоряда от До, а в дальнейшем от других нот, ступени превращаются в сказочное королевство, где каждая становится личностью. Все королевство стоит на трёх устойчивых столбах: I, III, V ступенях.Изучение интервалов начинается с первого занятия и, в соответствии с методикой В.Кирюшина, основывается на образном, слуховом и зрительном восприятии, т.е. звучание каждого интервала ассоциируется с конкретным образом, знакомым и понятным, который имеет свою историю, свою песенку и «портрет» на картинке. Прима – птичка; секунда – крыса; терция – заяц; кварта – лягушка; квинта – медуза, ув.4 и ум.5 - тритоны-харитоны (Фася и Сифа), секста - олень, септима – бегемот, октава – жирафа.На протяжении первого года обучения происходит знакомство со всеми интервалами. При этом темпы освоения интервалов зависят от возможностей группы и от того, насколько прочно усваивается очередной интервал. Только после того, как вся группа будет демонстрировать стабильное распознавание очередного интервала, можно переходить к изучению следующего. Интонационное освоение интервалов происходит при помощи попевок и веселых песенок:Позже вводятся более глубокие теоретические сведения по построению интервалов. Главная задача на начальном этапе – это выработать у ребенка слуховое и интонационное представление о каждом интервале.Почти одновременно с изучением интервалов начинается знакомство с аккордами. Для строения трезвучий используются кубики синего и красного цвета. Синий – м.3, красный – б.3. С ними происходит игра – построение пирамидок из двух кубиков.- Мажорное трезвучие (нижний кубик красный, верхний – синий).- Минорное трезвучие (нижний кубик синий, верхний – красный).- Уменьшенное трезвучие (два синих кубика).- Увеличенное трезвучие (два красных кубика).При знакомстве с обращениями мажорного и минорного трезвучий добавляется желтый кубик – чистая кварта.- Мажорный секстаккорд (нижний кубик синий, верхний – желтый).- Минорный секстаккорд (нижний кубик красный, верхний – желтый).- Мажорный квартсекстаккорд (нижний кубик желтый, верхний - красный).- Минорный квартсекстаккорд (нижний кубик желтый, верхний - красный).С первых занятий начинается серьезная работа над развитием у учащихся чувства ритма. На уроках используются различные ритмические упражнения, которые включают в себя движения под музыку, игры на шумовых инструментах (ложки, барабан). Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмичной группой.Основной теоретический материал изучается в начальных классах, а в старших классах закрепляется. Освоение знаний рассчитано в основном на работу в классе, поэтому она ориентирована на то, что полное усвоение материала проводится под руководством преподавателя. Для того, чтобы обучение детей было достаточно качественным, а знании детей прочными, на уроках сольфеджио используется принцип многократного повторения всего пройденного материала. Причем, повторения не буквального, а с различными изменениями в форме дополнений. Естественно, как и во всех дисциплинах, на уроках сольфеджио неуклонно используется движение от простого к сложному. Хорошо себя зарекомендовал широко использующий принцип подачи материала в сравнении (мажор и минор, метр двухдольный и трёхдольный, интервалы секунды и октавы и пр.). Очень важно, чтобы действие «слышу» не выпадало из процесса мышления ребенка. Работа преподавателя над разрешением этой задачи может быть плодотворной только при активном отношении учащихся к делу. Поэтому прежде всего следует пробудить интерес учащихся к предмету. Учитывая склонность детей к творческому воображению, к творческому проявлению себя, целесообразно введение небольших творческих заданий. Каждый интервал воспринимается и запоминается через песенки, сочиненные автором этих строк для облегчения восприятия детьми этой темы. При создании этих песенок главной задачей было помочь детям лучше усвоить тот или иной интервал, легко интонировать и дать представление о характере его звучания. Педагогическое мастерствоПредмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя-сольфеджиста. Еще полвека назад А. Островский в своих «Очерках» сформулировал принципиально важные условия успешной работы сольфеджиста: «Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио (…) ввиду непрерывной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям. Интерес к занятиям, разумеется, составляет благоприятные условия по любому предмету. Никогда не удавалось еще добиться значительных результатов там, где царила скука и формальное прохождение предмета. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практически действенные навыки…». Вопрос о педагогическом творчестве является очень злободневным. Не секрет, что успехи учеников в изучении музыки во многом зависят от мастерства педагога. Многоплановость, широкий кругозор, владение педагогической техникой – все должно быть в арсенале преподавателя сольфеджио. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать разнообразные знания, используемые на уроках сольфеджио. При этом преподаватель-сольфеджист должен уметь создать на уроке творческую атмосферу, при которой учащиеся должны быть не пассивными «объектами» в деятельности преподавателя, а его партнерами. Это проявляется в создании ситуации «совместного» постижения той или иной истины, правила, закона в музыке. Создание творческой атмосферы – это также насущная необходимость в работе преподавателя сольфеджио. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки. Необходимо помнить о контроле учителя за своим поведением на уроке. Это контакт учителя с классом, манера общения с учениками, речь, её грамотность, эмоциональность, умение перестроиться на ходу, а также способность к дифференцированному обучению учащихся. ЗаключениеБесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио для младших школьников является их увлекательность, в основе которой связь музыки с жизнью. Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической подаче программного материала. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, сердечности, духовности, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе «погружения» в сферу музыки. Ученики должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все перипетии урока. Преодоление «затеоретизированности» на уроке должно стать для преподавателя правилом. Обучение неразрывно связано с воспитанием, а эффективность обучения учащихся определяется не тем, что преподаватель пытался дать ученикам, а тем, что они усвоили во время учебного процесса. Список использованной литературы1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.2.Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе». Москва, 1963 г.3.Вахромеев В.А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе». Москва, 1966 г.4.Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». М.,«Музыка», 1969 г.5.Ветлугина Н. «Музыкальная азбука». Москва, 1972 г.6.Горюнова Л.В. «На пути к педагогике искусства». Музыка в школе, №2, 1988 г.7.Горюнова Л.В. «Мир народного творчества». Музыка в школе, №1, 1990 г. 8.Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио». Москва,1975г.9.Дадиомов А.Е. «Теоретические сведения на уроках сольфеджио в музыкальной школе». Методическая работа. Московский государственный институт музыки им.А.Г. Шнитке. Музыкальный колледж., М., 1999 г.10.Дадиомов А.Е. «Дидактические игры на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе». Методическая работа. Московский государственный институт музыки им.А.Г. Шнитке. Музыкальный колледж., М., 2000г.11.Дадиомов А.Е. «Ритмическое воспитание на уроках сольфеджио в музыкальной школе». Методическая работа. Московский государственный институт музыки им.А.Г. Шнитке. Музыкальный колледж., М., 2000г.12.Дадиомов А.Е. «Работа над диктантом на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе». Методическая работа. Московский государственный институт музыки им.А.Г. Шнитке. Музыкальный колледж., М., 2001 г.13.Дадиомов А.Е. «Технические средства на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе». Методическая работа. Московский государственный институт музыки им.А.Г. Шнитке. Музыкальный колледж., М., 2005 г.14.Измайлова Е. «Воспитание музыкальных навыков в детских играх». Москва, 1964г.15.Кабалевский Д.Б. «Требование времени». Музыка в школе, 1983, №1. 16.Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». Методическое пособие для ДМШ. Москва, 1989г.17.Кирюшин В. «Музыкальные мифы». Цикл для детей. 18.Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио». Ленинград, 1970 г.19.Сборник статей под редакцией А.Л. Островского «Вопросы методики воспитания слуха». 1967г.