Конспект урока окружающего мира в 3 классе Россия-страна лесов

Конспект урока по теме
«Россия – страна лесов»
(окружающий мир, 3-й класс)
Никонова Лада Николаевна, учитель начальных классов
Форма урока: урок-игра
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели и задачи:
сформировать у учащихся понятие «лес», умение находить природную зону на карте, познакомить с климатическими условиями зоны леса, животным и растительным миром;
развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;
воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.
Планируемые задачи:
           знать основные правила поведения в окружающей среде;
             уметь правильно вести себя в лесу;
             уметь использовать в работе ранее полученные знания; 
             уметь рассуждать, выражать свои мысли;
             уметь работать в команде, нести ответственность за свою роль
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Мир вокруг нас» 3 класс автор: Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), карточки со словами понятиями, карточки для работы в группах, карточки-планы для групп учащихся, гербарий, фотографии животных, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня мы совершим прогулку. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
- Мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернем.
- Давайте хором прочитаем:
(Слайд 1)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
2. Актуализация опорных знаний.
- Урок окружающего мира мы проведём в виде игры, состоящей из пяти этапов. Рассмотрите, пожалуйста, задания в рабочих материалах. Работать будете в группах. Придумайте названия своей команде. Помните, что вы должны быть дружными, прислушиваться к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать общий ответ.
Основная часть урока. Игра «Кто, где живёт?»
1 этап «Вставь пропущенные слова» (проверка домашнего задания)
Густой хвойный лес называют _______________ (тайгой).
Какие деревья растут в тайге? ________ (лиственница, пихта, кедр, сосна)
Если в лесу есть и лиственные, и хвойные породы деревьев – это __________(смешанный лес: берёза, осина, ольха, черёмуха)
Теплолюбивые породы лиственных деревьев образуют леса – это __________________(широколиственный лес: клён, ясень, дуб, бук, липа)
Ответы представителей каждой команды, проверка правильности по слайдам презентации (2-5 слайды).
2 этап «Угадай животных»
- Запишите животных в три столбика: звери, птицы, насекомые. Переместите картинки с животными в место их обитания (на слайде 6 интерактивной доски).
3 этап «Цепочки питания»
- Как вы думаете, растения и животные связаны между собой? Как? (ответы детей)
Объяснения учителя:
Лес – это сообщество трав, кустарников, деревьев, птиц, зверей, насекомых. Попробуйте найти связи между лесными жителями. Направление стрелок: растение – растительноядное животное - плотоядное животное.
(Работа в группах. На слайде картинки: мухомор, лось, волк, земляника, ёжик лиса, жёлудь, мышь, сова. Ответы представителей каждой команды)
4 этап «Физкультминутка - игра на внимание»
- Давайте погуляем по лесу. Будьте очень внимательны. Если я называю птицу – глаза поднимаете вверх, если грибы – вниз, деревья и кусты – по сторонам. Но если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закрывайте глаза крепко.
Дрозд, дуб, лисичка, ежевика, крокодил, сова, сосна, опята, журавль, ковыль, липа, кукушка, верблюд, ландыш, боровик.
- Молодцы! Все справились с заданием.
5 этап «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен»? (Слайд 7)
Объяснения учителя:
- Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных рубежей страны до западных её границ. За сотни лет значительная часть их вырублена людьми. Но и сейчас леса занимают больше половины территории России и составляют главное природное богатство.
Напишите, что даёт лес человеку (работа в команде с использованием материалов учебника)
Лес – это наше богатство! Лес – это наряд нашей Земли. Лес- это дом для зверей и птиц. Лес- это всегда чистый воздух. Лес-это кладовая, щедро отдающая свои дары. (ответы детей, слайды 8,9)
Закрепление изученного материала.
- А теперь посмотрим фрагменты фильма о жизни лесных зверей. (слайд 10 - 11)
- Как вы думаете, леса существуют тысячи лет, а можно их уничтожить? (ответы детей)
- Кто это может сделать? (слайд 12, 13).
- Какие правила мы должны соблюдать, когда приходим в лес?
6 этап «Правила поведения в лесу»,
Нарисуйте предупредительные знаки, воспользуйтесь материалами учебника
Не сбивай ногами даже несъедобные грибы, они нужны лесу.
Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники.
Не оставляй после себя мусор.
Не ломай ветки деревьев.
Не лови и не уноси домой, бабочек, ежей, птенцов.
Не уходи, из леса, не затушив, костра. (Слайд 14)
Помните: из 1 дерева можно сделать 1 млн. спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.
Помните: бумага будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет. (Слайд 15)
6. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке? Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися? Поставьте в вашей карточке себе оценку за работу на уроке.
– Закончилось наше исследование леса. Что бы вам хотелось сказать на прощание лесу, его обитателям
- Я надеюсь, что вы станете защитниками и друзьями природы. Помните, что от состояния окружающей среды зависит здоровье многих людей. Зелёные растения очищают воздух, дают нам кислород. Я дарю вам бумажные деревца, поднимите их. Если каждый из вас посадит хотя бы по одному деревцу, то появится целая аллея.
7. Домашнее задание.
- Дома отгадайте кроссворды по теме «Деревья леса».
- Спасибо вам, ребята. Мне было с вами интересно.
Заголовок 1 Заголовок 315