Программа кружка Рукодельница — специальная (коррекционная) школа
МБОУ Пушкинская школа-интернат VIII вида
Рекомендовано
педагогическим советом
МБОУ Пушкинская школа-интернат VIII вида
Протокол № от
«Утверждаю»Директор МБОУ Пушкинскаяшкола-интернат VIII вида Р.Ф. Татарова
Дополнительная образовательная программа социально - педагогического
направления
«Рукодельница»
Программа рассчитана на разновозрастные категории детей (10-15 лет);
срок реализации программы -2 учебных года
Программа составлена педагогом дополнительного образования МБОУ Пушкинская школа-интернат VIII вида Корнеевой Н.А.
г. Пушкино
2014 г.
Содержание
1. Аннотация к программе.
2. Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
З. Цели и задачи.
4. 0тличительные особенности программы.
5. Этапы реализации программы.
6. Особенности возрастных групп детей, которым адресована программа.
7. Режим занятий.
8. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
9. Содержание программного материала.
10. Средства, необходимые для реализации программы.
Пояснительная записка
1.Аннотация к программе кружка «Рукодельница»
«Оригами» - человечество веками создавало и шлифовало свои навыки и умения. Много веков тому назад в Японии начала формироваться культура работы с бумагой. Ее использовали не только традиционно - для письма, но и для создания изящных фигурок, которые получали путем складывания простого квадратика. Так возникло искусство оригами(«ори» на японском-«сложенный», «ками» - «бумага»). Навыки складывания нескольких десятков фигурок передавались в ряду поколений из рук в руки. Оригами развивало сосредоточенность, точную работу пальцев, пространственное восприятие, творческие способности и позволяло в превращениях квадратного листа увидеть пластичность, перетекаемость форм живой природы, их взаимную нерасторжимую связь и единство. Как это ни покажется странным, но в квадратике простой бумаги, который на Востоке является символом Вселенной, бесконечности, действительно кроются поистине неисчерпаемые возможности для создания практически бесконечного числа всевозможных изделий из бумаги.
«Кукольный сундучок»
изготовление кукол - это искусство не только мастерить, но и видеть за их неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков
это новый способ отражения действительности без художественных умений, помогающий создавать орнаменты и фигуры, в том числе и объемные;
это уникальная возможность приобщиться к народной культуре, научиться древнему искусству – своими руками создавать кукольные образы
Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые, дорогие сердцу авторов создания дети начинают постигать – а лучше сказать, вспоминать – свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть свою историю – к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни. Перебирая лоскутки, используя бисер, камни-самоцветы, всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, люди отдыхают душой, набираются сил для добрых дел и новых побед.
Данная версия страницы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проверенную 6 февраля 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Вышивка крестом самый массовый и самый популярный вид вышивания. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.
Вышивка крестом один из самых популярных видов рукоделия, искусство уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.
2.Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Актуальность- программа расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия, анализировать конструктивную структуру, моделировать изделие.
Практическая значимость - способствует физическому и интеллектуальному развитию детей с нарушением интеллекта. В процессе занятий ребенок приобретает практические навыки и умения, способы применения их в повседневной жизни.
З.Цели и задачи:
- воспитательные - воспитывать интерес к занятиям в кружке «Рукодельница», воспитывать уважительное отношение к труду, формировать убеждения школьников в
необходимости труда для общества и для самого себя; воспитывать интерес и уважение к тем, кто трудится хорошо, вырабатывать привычку к труду, хорошему качеству;
-задачи образовательные - в процессе реализации программы обучения ребята должны владеть теоретическими знаниями и навыками работы с различными материалами, понимать терминологию изготовления изделия, анализировать конструктивную структуру, знать способы моделирования изделия:
задачи коррекционные - физическое и интеллектуальное развитие детей с нарушением интеллекта; коррекция сенсорно-моторного развития;
развивающие задачи - развитие коммуникативных качеств, умения трудиться в коллективе, творческого воображения;
обучение самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, усидчивости.
4.0тличительные особенности программы
Рабочая программа составлена на основе методических разработок, рабочих материалов следующего содержания:
Браницкий Г.А. Азбука и техника ниточного дизайна –М., 2001.
Дмитриева Н.Б. Сувениры. Вышивка: методические рекомендации. - М.: 1991.
Еременко Т.И. Вышивка: техника, приемы, изделия. – М.: 2000.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996.
5.Этапы реализации программы
Подготовительный (формирование детского коллектива, определение по подгруппам).
Устойчивого функционирования (теоретическая и практическая подготовка уч-ся).
Итоговой (выставки, ярмарки, конкурсы).
6. Особенности возрастных групп детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на разновозрастную группу детей в количестве 8-10 человек.
Дети с аномальным развитием личности, эмоциональными, психофизическими и интеллектуальными нарушениями.
7.Режим занятий:
общее количество часов в год -130 ч
количество часов и занятий в неделю - 4 ч в неделю;
периодичность занятий - соответственно календарно-тематическому планированию,
2 раза в неделю.
8.Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Учащиеся должны знать и уметь:
-выполнять правила техники безопасности и личной гигиены;
-пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
-видеть мир, полный чудес и творческих поисков;
-разбираться в схемах, рисунках;
- технику ниточного дизайна;
соблюдать последовательность выполнения работы;
-правильно подбирать материалы по цвету, качеству и фактуре;
В процессе реализации программы у детей развиваются следующие качества личности:
трудолюбие, дисциплина труда, самостоятельность, ответственность, творческие качества, коммуникативность, эстетический вкус, товарищество и взаимопомощь, коллективизм, познавательная активность.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе отражается в участии детей в выставках, ярмарках, конкурсах.
9. Средства, необходимые для реализации программы
Методическое обеспечение
Основные виды воспитывающей деятельности, содержащиеся в данной программе:
художественно-творческая;
трудовая деятельность;
ценностно-ориентировочная деятельность,
коммуникативная деятельность, познавательная деятельность.
Методы и приемы: совокупность словесных, практических и наглядных методов.
Методическая литература:
Сборник нормативных документов. Технология. Днепров. Дрофа.2007г
Технология 5кл. Сборник проектов для учителя. Сасова. Вентана-граф.2004
Технология бкл. Тетрадь творческих работ для девочек. Сасова.2004
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, "Академия развития", 1997.
Браницкий Г.А. Азбука и техника ниточного дизайна. - М., 2001.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ,
необходимые для работы.
Для выполнения работ в технике ниточный дизайн необходимо иметь плотный цветной картон, нитки и инструменты для работы:
Карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши).
Линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40 см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, но с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах.
Иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла).
Шило.
Различные угольники (с прямым и острыми углами).
Картон под основу;
Ножницы, пяльцы, схемы, набор иголок;
Бумага белая, цветная.
Содержание программного материала
Занятия проводятся по подгруппам - 4ч в неделю.
Всего за учебный год -136 ч
№
содержание
Общ. кол-во час.
Кол-во час. на теоретические занятия
Кол-во час. на практические занятия
1
Вводные занятия
4
2
2
2
Знакомство с материалами и инструментами
4
2
2
3
Первоначальные знания и умения по технологии работы в технике «Изонить» и вышивке крестом
10
4
6
4
Знакомство с творческими работами мастеров
4
4
5
Изготовление изделий
108
108
6
Заключительные занятия
6
6
итого
136
18
118
10 .Средства, необходимые для реализации программы
Методическое обеспечение
Основные виды воспитывающей деятельности, содержащиеся в данной программе:
художественно-творческая;
трудовая деятельность;
ценностно-ориентировочная деятельность,
коммуникативная деятельность, познавательная деятельность.
Методы и приемы: совокупность словесных, практических и наглядных методов.
Методическая литература:
Сборник нормативных документов. Технология. Днепров. Дрофа.2007г
Технология 5кл. Сборник проектов для учителя. Сасова. Вентана-граф.2004
Технология бкл. Тетрадь творческих работ для девочек. Сасова.2004
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, "Академия развития", 1997.
Браницкий Г.А. Азбука и техника ниточного дизайна. - М., 2001.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ,
необходимые для работы.
Для выполнения работ в технике ниточный дизайн необходимо иметь фон, для выполнения вышивки -канву со схемой, нитки и инструменты для работы:
Карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши).
Линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40 см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, но с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах.
Иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла).
Шило.
Различные угольники (с прямым и острыми углами).
Нитки и пряжа различной фактуры;
Канва;
Рамки;
Картон под основу;
Ножницы, пяльцы, схемы, набор иголок;
Бумага белая, цветная.
Программа кружка «Рукодельница» для детей с ограниченными возможностями
Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены. Им труднее усваивать учебный материал, и они быстрее его забывают, чем среднестатистические школьники.
Учащиеся быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, чего-то ждать, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль. Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается.
Эти дети часто добры и отзывчивы, но могут быть агрессивными и упрямыми. Они очень чувствительны и обидчивы,очень подвержены влиянию: как плохому, так и хорошему.
Учитывая данную специфику, необходимо следовать следующим правилам.
Объяснения, требования должны быть очень доступными, повторяться несколько раз, обязательно сопровождаться наглядным показом.
Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Оптимальный временной режим занятий – не более 2 час.
Количественный состав работающих детей не должен превышать трех-четырех человек.
Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.
Продолжительность занятий – не более 2 часов.
Цель программы: приобщить детей к творческому труду и способствовать их адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Задачи:
– помочь поверить в свои силы;
– научить выполнению простейших трудовых навыков;
– улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;
– воспитывать терпение, аккуратность, доброе отношение друг к другу;
– развивать интерес к творческому труду.
Заголовок 1Заголовок 215