Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов Рукодельница
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Витовская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета
муниципального общеобразовательного
учреждения «Витовская основная
общеобразовательная школа»
Протокол № ____ от _________________
Кружок
«Рукодельница»
Программа
дополнительного образования детей
Для учащихся 5-9 классов
Срок реализации программы 2 года
Составитель программы
учитель технологии
Патеева Наталья Леонидовна
2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
в продумывании элементов узора;
в расположении их на объемах;
в создании предметов декоративного характера;
умения найти способ изображения и оформления предмета;
в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Образовательная программа составлена на основе программы Министерства Просвещения «Культура быта», 1986 г.
Программа рассчитана на девочек 5-9 классов, в основном тех, которые показали определенные способности. Так как на занятиях требуется усидчивость, определенное умение в ручном шитье.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры лепки из соленого теста и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучать технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.
опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы:
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Образовательная программа разработана на 2 года обучения. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами рукоделия, на втором – более углубленное постижение основ мастерства.
В течение первого года обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений в лоскутной технике, вышивке, соленом тесте. Начинается знакомство с историей лоскутной техники.
В течение второго года дети изучают закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю различных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Организация учебного процесса
Занятия проводятся: 1 год обучения - 1 раз в неделю по 2 часа.
2 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа.
Количество учащихся в каждой из групп 1-го года обучения не превышает 10 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Основная форма
Образовательная задача, решаемая на занятиях
Методы
1
2
3
1. Познавательное занятие
Передача информации.
Беседа, рассказ, доклад, прослушивание
2. Практическое занятие по отработке определенного умения.
Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.
упражнения
3. Самостоятельная деятельность детей
Поиск решения проблемы самостоятельно
Упражнения
4. Творческие упражнения
Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом
Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах
5. Игровая форма
Создание ситуации занимательности
Короткая игра, игра-оболочка
6. Конкурсы
Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности
Игра
7. Выставки
Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства
экспозиция
8. Занятие – соревнования
Закрепление умений, знаний, навыков
Игра
9. Занятие – деловая (ролевая) игра
Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность
Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.
10. Занятие - лекция
Формирование мотивации, установка на активное восприятие
11. Занятие - зачет
Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда
Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, экзамен
12. Интегрированное занятие
Развитие интереса учащихся к предмету
Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет
13. Модульное занятие
Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция
Самостоятельная деятельность
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
В результате обучения дети должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества;
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
Правила организации рабочего места;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место;
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Формы подведения итогов реализации программы:
итоговые занятия,
выставки по итогам обучения,
участие в выставках разного уровня.
Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.
Учебно-тематический план
№
п/п
Перечень разделов, тем
Кол-во часов
Из них
теоретических
практических
1 год обучения
68
16
52
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Изделия из природного материала.
8
2
6
3
Изготовление мягкой игрушки
10
2
8
4
Работа с бисером.
8
1
7
5
Кожа в умелых руках.
14
4
10
6
Лоскутная пластика
12
4
8
7
Ручная вышивка.
12
2
10
8
Выставка работ учащихся
2
-
2
2 год обучения
68
Вводное занятие
2
1
1
Вышивка объёмной гладью.
30
6
24
Вышивка шёлковыми лентами
18
4
14
Вышивка бисером.
12
2
10
Вышивка бисером и блёстками.
4
1
3
Выставка работ учащихся
2
-
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
В содержание обучения входит ознакомление учащихся с историей возникновения, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.
Программа рассчитана на 2 года.
I год обучения. (68 часов)
Тема 1. Вводное занятие (2часа).
Теоретические сведения:
Техника безопасности при выполнении работ с колюще- режущими инструментами.
Ознакомление с инструментами и материалами.
Организация рабочего места.
Практическая работа:
Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Изделия из природного материала (8 часов)
Теоретические сведения (2 часа) :
Виды природного материала. Подготовка. Сушка.
Использование природного материала в интерьере.
Практическая работа (6 часов)
Экибана. Правила составления.
Составление экибаны «Осень»
Композиции из камней.
Составление композиций с использованием камней.
Аранжировка помещений букетами.
Букеты европейские. Составление букета.
Тема 3. Изготовление мягкой игрушки (10 часов)
Теоретические сведения (2 часа):
История возникновения игрушки
Народная игрушка
Практическая работа (8 часов)
Техника безопасности при выполнении машинных работ.
Машинные швы.
Выкраивание по бумажным шаблонам
Соединение деталей
Изготовление бумажных выкроек деталей игрушки.
Выкраивание.
Соединение деталей.
Изготовление каркаса игрушки
Использование декоративных элементов (бисер, мех, ленты).
Оформление готового изделия.
Тема 4. Работа с бисером (8 часов).
Теоретические сведения (1 час):
Организация работы с бисером
Практическая работа (7 часов)
Виды работ из бисера.
Работа с бисером. Составление технологической карты
Художественные приёмы.
Техника плетения бисером.
Вышивка бисером.
Вышивка бисером.
Вышивка бисером.
Тема 5 Кожа в умелых руках (14 часов).
Теоретические сведения (4 часа):
История развития кожевничества
Декоративные изделия.
Способами декоративной обработки кожи
Практическая работа (10 часов)
Термообработка. Драпировка. Аппликация. С древнейших времён известно множество приёмов декоративной обработки кожи. Кожа прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Используя кожу вышедших из моды вещей, дети научатся изготавливать изящные и полезные изделия, дадут коже вторую жизнь. Учащиеся познакомятся с историей кожевничества, изготовлением изделия.
Тема 6 Лоскутная пластика (12 часов).
Лоскутная пластика. Лоскут - традиционный декоративный материал. Плоская и объёмная техники. Панно, игрушки, предметы быта.
Тема 7 Ручная вышивка (12 часов).
Любимый вид рукоделия. Разновидности гладьевой вышивки: «ришелье», «белая», «цветная», «художественная»
Тема 8 Выставка работ учащихся (2 часа).
II Год обучения (68 часов).
Тема 1.Введение (2 часа).
Выбор старосты. Знакомство с планом работы на год. Организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности
Тема 2. «Вышивка объёмной гладью» (30 часов).
История, развитие. Материалы, инструменты. Основы композиции. Техника выполнения вышивки. Выбор рисунка. Изготовление панно методом аппликации. Перевод готовых выкроек на ткань. Прикрепление проволоки по контуру рисунка. Виды стежков. Выполнение длинных и коротких стежков. Выполнение элементов объёмной глади Заготовка основы для панно.Сборка элементов в композиции.
Тема 3. «Вышивка шёлковыми лентами» (18 часов).
История, развитие. Материалы и инструменты. Вышивка элементов шёлковыми лентами. С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Цветными лентами отделывалась одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Шёлковые ленты и тесьма прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Ленты «оживляют причёску, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумки и платья приобретают, так называемую, изюминку. Шить шёлковыми лентами необычайно занимательно, поэтому эта тема включена для изучения.
Тема 4. Вышивка бисером (12часов).
В настоящее время бисерные изделия пользуются большим спросом. Шитьё бисером - необычайно увлекательный вид рукоделия, который был особенно популярен в викторианские времена. Раздел позволяет познакомить учащихся с историей и развитием, материалами и инструментами, с технологией изготовления изделий из бисера. Дети получают обширные знания о цвете, потому что правильно подобранная гамма цветов имеет большое значение в реализации замыслов.
Тема 5. «Вышивка бисером и блёстками» (12 часов).
Вышивка бисером и блёстками. Для украшения платьев, блуз, сумочек, поясов, панно и картин используют бисер, стеклярус и блёстки, которые нашиваются на ткань с помощью бисеринок и располагаются по узору плотно друг к другу или на расстоянии.
Учащиеся знакомятся с историей, развитием и технологией выполнения вышивки, оформлением работы бисером и блёстками. Материалы, инструменты. Расположением рисунка на ткани.
Тема 6. Выставка работ учащихся (4 часа).
Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия.
Практическая работа.
Дата проведения
Кол-во часов
1 год обучения
68
1
1. Вводное занятие.
Организация рабочего места.
Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности.
08.09
2
2. Изделия из природного материала
8
2
Тема. Виды природного материала. Подготовка. Сушка. Использование природного материала в интерьере.
15.09
2
3
Тема. Экибана. Правила составления.
Практическая работа.
Составление экибаны «Осень»
22.09
2
4
Тема. Композиции из камней.
Практическая работа. Составление композиций с использованием камней.
29.09
2
5
Тема. Букеты европейские.
Практическая работа. Составление букета.
6.10
2
3. Изготовление мягкой игрушки
16
6
Тема. Т/б при выполнении машинных работ.
Практическая работа.
Машинные швы
13.10
2
7
Практическая работа
Выкраивание по бумажным шаблонам.
Соединение деталей
20.10
2
8
Тема. История возникновения игрушки. Народная игрушка
27.10
2
9
Практическая работа.
Соединение деталей. Изготовление каркаса игрушки
10.11
2
10
Практическая работа.
Использование декоративных элементов(бисер, мех, ленты).
Оформление готового изделия. Мини- выставка готовых работ
17.11
2
4. Работа с бисером.
8
11
Тема. Виды работ из бисера. Художественные приёмы.
Практическая работа.
Материалы и инструменты. Выбор объекта труда. Составление технологической карты.
24.11
2
12
Практическая работа.Техника плетения бисером. Вышивка бисером,
Изготовление изделия.
1.12
2
13
Практическая работа. Техника плетения бисером.
Изготовление изделия.
8.12
2
14
Практическая работа. Сборка изделия, составление композиции.
15.12
Ф-17.12
2
5. Кожа в умелых руках.
14
15
Тема. История развития кожевничества.
Способы обработки.
Практическая работа.
Материалы и инструменты. Выбор объекта труда. Составление технологической карты.
22.12
2
16
Тема. Термообработка. Драпировка.
Практическая работа.
Драпировка деталей.
Тема. Аппликация. Технология аппликации из кожи.
Практическая работа. Сборка деталей.
29.12
ф-20.01
2
17
2
18
Практическая работа. Заготовка для панно.
26.01
2
19
Тема. Сборка деталей в композицию.
Практическая работа. Сборка деталей на основе.
2.02
2
20
Практическая работа. Работа над оформлением изделия
9.02
2
21
Мини – выставка. Дизайн анализ.
16.02
2
6. Лоскутная пластика.
12
22
Тема. Лоскут - традиционный декоративный материал.
Практическая работа.
Выбор объекта труда. Составление технологической карты.
2.03
2
23
Тема. Лоскутная картотека. Шаблоны.
Практическая работа. Подбор материалов и инструментов. Изготовление шаблонов.
9.03
2
24
Тема. Плоская и объёмная техники.
Практическая работа. Изготовление изделия.
16.03
2
25
Тема. Панно, игрушки, предметы быта. Практическая работа. Изготовление изделия.
30.03
2
26
Практическая работа. Окончательная отделка изделия.
6.04
2
27
Мини – выставка. Дизайн анализ.
13.04
2
7. Ручная вышивка.
12
28
Тема. Разновидности гладьевой вышивки: «ришелье», «белая», «цветная»,
«художественная».
Практическая работа.
Подготовка ткани и ниток к работе.
Перевод рисунка.
20.04
2
29
Тема. Дефекты в вышивке. Способы их устранения.
Практическая работа.
Выполнение вышивки гладью.
27.04
2
30
Практическая работа.
Выполнение вышивки гладью.
Практическая работа.
Выполнение вышивки гладью.
4.05
2
31
32
Практическая работа. Работа над изделием
11.05
2
33
Практическая работа Окончательная отделка изделия.
18.05
2
34
Выставка работ учащихся.
25.05
2
2 год обучения
68
1
Вводное занятие. Введение. Выбор
старосты. Знакомство с планом работы на год.
Организация рабочего места, инструктаж по
технике безопасности.
2
Вышивка объёмной гладью.
30
2
Тема. История, развитие. Материалы, инструменты. Основы композиции. Техника выполнения вышивки.
Т. Б. Практическая работа. Выбор рисунка.
2
3
Тема. Изготовление панно методом аппликации.
Т. Б. Практическая работа. Перевод готовых выкроек на ткань.
2
4
Т. Б. Пр.р. Прикрепление проволоки по контуру рисунка.
2
5
Тема. Виды стежков.
Т. Б Практическая работа. Выполнение длинных и коротких стежков. Выполнение элементов объёмной глади (лепестков)
2
6
Т. Б. Практическая работа. Выполнение элементов объёмной глади (лепестков).
2
7
Т. Б. Практическая работа. Выполнение элементов объёмной глади (лепестков).
2
8
Т. Б. Практическая работа. Выполнение элементов объёмной глади (бутонов и чашелистиков).
2
9
Т. Б. Практическая работа. Выполнение элементов объёмной глади (бутонов и чашелистиков).
2
10
Т. Б. Практическая работа. Выполнение
элементов объёмной глади
(листьев).
2
11
Т. Б. Практическая работа. Выполнение
элементов объёмной глади
(листьев).
2
12
Т. Б. Пр.р. Изготовление сердцевины цветов и
дополнительных деталей.
2
13
Т.Б. Практическая работа. Заготовка основы для панно.
2
14
Т. Б. Практическая работа. Сборка элементов в композиции.
2
15
Т. Б. Практическая работа. Отделка готовых изделий.
2
16
Мини-выставка.
2
Вышивка шёлковыми лентами.
18
17
Тема. История, развитие. Материалы и инструменты.
2
18
Т. Б. Практическая работа. Вышивка элементов шёлковыми лентами. Виды швов. Техника вышивки».
2
19
Т. Б. Практическая работа. Вышивка элементов шёлковыми лентами.
2
20
Т. Б. Практическая работа. Вышивка элементов шёлковыми лентами.
2
21
Т. Б. Практическая работа. Вышивка элементов шёлковыми лентами.
2
22
Т. Б. Практическая работа. Вышивка элементов шёлковыми лентами.
2
23
Т. Б. Практическая работа. Заготовка основы для панно.
2
24
Т. Б. Практическая работа. Отделка готовых изделий.
2
25
Мини- выставка.
2
Вышивка бисером.
12
26
Тема История, развитие. Материалы, инструменты.Техника вышивки бисером.
2
27
Тема. Основы композиции.
Т. Б. Практическая работа Выбор рисунка, подготовка ткани. Его расположение.
2
28
Тема. Подбор бисера по цвету.
Т. Б. Практическая работа. Вышивка бисером по схеме.
2
29
Т. Б. Практическая работа. Вышивка бисером по схеме.
2
30
Т.Б. Практическая работа. Вышивка бисером по схеме. Отделка готового изделия.
2
31
Мини-выставка.
2
Вышивка бисером и блёстками.
6
32
Тема: Техника вышивки бисером и блёстками. Материалы, инструменты.
2
33
Т. Б. Практическая работа. Выполнение вышивки.
34
Т.Б. Практическая работа. Выполнение вышивки. Итоговая выставка
2
Механизм реализации программы.
1. Годовая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).
2. Выполнение программы предполагает:
систему творческих отчётов;
открытых мероприятий;
участие в конкурсах, выставках разного уровня;
написание творческих работ.
Ожидаемые результаты.
Укрепление физических и психологических сил ребёнка.
Приобретение им новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа кружковой работы, календарно тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по
охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации, дискеты, кассеты.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы
Литература для учителя.
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия М.:1992.
2. Н. А. Гангур « Орнамент народной вышивки на Кубани» Краснодар ,1999.
3. Е. Глинская « Азбука вышивания» - издательство «Мехнат», 1994.
4. Н. В. Ерзевкова « Свой дом украшу я сама», Т. О. О. «диамант», 1995.
5. М. Зеевальд « Альбом по рукоделию» - перевод с немецкого Е. Карпова М.:Внешсига, 1995.
6. Н. И Каплан « Русские художественные промыслы». - М.: 1984.
7. Г. И. Кулебакин «Рисунок и основа композиции».- М.:1988.
8. д. Н. Мейхью «Мир животных: вышивка крестом» перевод с английского. М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2003.
9. Х. Пирс «Объемная вышивка».- М.: Издательский дом «Ниола 21-й век, 2004.
10.Сью Нью Хауз «Вышивка пейзажей».- Ростов-на- Дону: Издательский дом «феникс», 2003.
11 .А. Г. Чудновская « Вышивка по джинсовой ткани». М.: Идательство «Эксмо»,2005.
Литература для учащихся.
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. Е. Глинская «Азбука вышивания» - Издательство «Мехнат», 1994.
4. т. и. Еременко «Иголка-волшебница» - книга для учащихся 5-8 классов средней школы М.: «Просвещение», 1988.
5. Л. Пешкова «Учитесь вязать»- М.,1993.
6. Х. Пирс «Объемная вышивка». М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.
7. Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1999.
8. Н. И. Сокольников «Основы рисунка, композиции»: Учебное пособие для 5-8 классов. Обнинск, 1996.
9. Э. А. Фомичева «Начинаем вязать спицами и крючком».- М., 1993.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515
15