Мастер-класс: Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка.
Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышлениячерез чтение и письмо на уроках русского языка». Цели занятия:( Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной технологии развития критического мышления”: ( Цель:ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. ( Задачи мастер-класса:создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространение педагогического опыта. ( Методические цели: ( Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ) ( Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ ( Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности Ход мастер-класса1) Организационный момент.Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. (СЛАЙД 1 ) 2) Сообщение темы и целей мастер-класса Тема моего мастер-класса: Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка. (СЛАЙД 1 ) Это интерактивная технология развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Данная технология очень актуальна сегодня в связи с внедрением Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта. Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы , остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление. В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). ( Как вы думаете, какую цель и задачи мы поставим для себя сегодня? (Узнаем... , будем учиться....) (СЛАЙД 2 ) ( Давайте с вами немного поразмышляем, что значит критическое мышление? 3) Теоретический материал.По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: Критика- изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов Критическое мышление - это самостоятельное мышление, начинающееся с постановки вопроса.Это умение обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.(СЛАЙД 3) Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. (СЛАЙД 4) Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. (СЛАЙД 5 ) Применение тркм очень актуально сегодня, потому что русский язык традиционно считается одним из наиболее фундаментальных учебных предметов среди всех предметных областей. Возросли требования к результату в форме внешней экспертизы ГИА и ЕГЭ. А с другой стороны, мы видим низкий уровень мотивации учеников к изучению данного предмета, так как одна из причин - большой содержательный объем, требующий систематического труда, учебной и домашней деятельности. ( СЛАЙД 6 ) В результате применения ТРКМ у учащихся: 1 .стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации. 2 формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации 3. развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 4. формируется новый стиль мышления (СЛАЙД 7) Структура технологии развития критического мышления стройна и логична, т.к. ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В рамках данной технологии выделяется трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации: Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление»- содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. (СЛАЙД 8) Указанный выше четкий технологический алгоритм урока предполагает набор приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных стадиях. При этом, чтобы сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, можно использовать различные приемы технологии развития критического мышления ( Сегодня мы попытаемся овладеть некоторыми приемами данной технологи ( Приглашаю Вас на урок развития речи в 6 класс. 4) Работа с участниками. Предлагаю поработать сегодня в парах.Говорить мы будем сегодня об основной единице языка. Это слово. - Кто-нибудь знает, как называется раздел языка, который изучает слова? (Лексика) (СЛАЙД 9) Слова в русском языке бывают разными, а какими, мы сегодня узнаем , используя приемы технологии развития критического мышления. ( Очень часто в своей практике я используюприем концептуальное колесо(СЛАЙД 10)( Как вы думаете, что это за прием?( это разновидность кластера. ( Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые понятия, выражения, формулы. Составление кластера по теме лексика. ( Вы поработаете с текстом научного стиля, и попробуете составить кластер. ( Я приготовила вам листы, на которых вы будете выполнять работу по образцу. Рабо
·та с текстом научного стиля. Составление кластера.Лексика – это словарный состав языка и раздел науки о языке, в котором он изучается. Слово – основная единица языка. Слова отличаются друг от друга оболочкой – звуковым составом и лексическим значением. По значению слова бывают однозначными и многозначными. По характеру связей одних значений с другими в лексической системе языка могут быть выделены слова, различные по звучанию и написанию, значения которых близки или совпадают (синонимы) и слова с противоположными, но сопоставимыми значениями (антонимы). В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называются лексическими омонимами. С точки зрения употребления слова бывают общеупотребительными и ограниченными в употреблении. К словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектизмы и профессионализмы, среди которых особое место занимают термины. Диалектизмы, или диалектная лексика распространены среди жителей определённой территории, бытуют в какой-либо местности. Профессионализмы – это слова и выражения, употребляемые людьми одной профессии, одного рода занятий. Многие слова уходят из активного употребления в связи с исчезновением понятий, явлений, которые они называли. Это устаревшие слова, среди которых различаются историзмы и архаизмы – Развитие науки, техники, искусства, литературы, социальные изменения способствуют появлению новых слов – неологизмов. 5) Работа со зрителями.А в это время мы поработаем со зрителями, тоже поговорим о словах русского языка, только попытаемся овладеть другим приемом, который называется( Прием «данетка» ( верите ли вы?) - для зрителей (СЛАЙД 11)( Я буду читать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что Если верите, вы должны ответить да, если не верите, то нет. ( Итак, попробуем все вместе попытаемся овладеть этим приемом. ( Верите ли вы, что слово это основная единица языка? ( Верите ли вы, что слова в русском языке имеют прямое и переносное значение? ( Верите ли вы, что слова, употребляемые людьми одной профессии, называются профессионализмами? ( Верите ли вы, что все слова, которые мы произносим, русского происхождения? ( Верите ли вы, что слова со временем уходят из общего употребления? ( Верите ли вы, что со временем все слова станут историзмами? ( Верите ли вы, что развитие науки, техники способсвует появлению новых слов? ( Верите ли вы, что в русском языке есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения? (СЛАЙДЫ 12-14) ( Теперь попрошу кого - либо из зрителей сформулировать свой вопрос. ( Начните словами Верите ли вы, что... ( А теперь попросим группы представить свои работы. (Работы вывешиваются на доске.) ( Стадия«осмысление».Уважаемые коллеги, предлагаю вам посмотреть, на доске у меня фраза,заговори и я скажу, кто ты. Как вы понимаете эти слова? (СЛАЙД 15 )( Увы, речевая среда, в которую погружены наши дети, часто неспособствует тому, чтобы они научились правильно говорить на родномязыке.( - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание«культура речи»?( Культура речи - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства. ( Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения. ( Культура речи - это уважение и любовь к языку.(СЛАЙД 16 )( ( Уважаемые коллеги, предлагаю вам освоить прием Фишбоун. Как выпонимаете данное слово? (СЛАЙД 17)( Приём «Фишбоун» (рыбный скелет/рыбная кость) В учебном процессе этоприём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на рядпричин и аргументов. Эту «кость» можно расположить вертикально илигоризонтально: Голова - вопрос темы, верхние косточки - основныепонятия темы, нижние косточки суть понятия, хвост – ответ на вопрос.Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова илифразы, отражающие суть. Можно модифицировать элементы «кости»( Составить фишбоун вам поможет текст о культуре речи, который лежиту вас на столах.( Попрошу вас поработать в одной группе.Культура речи Мышление человека формируется от его познаний культурной речи, проблема культурной речи зависит от неправильного расположения человека к обществу. К причинам отрицательных явлений в речевой практике относятся: - влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе ; - влияние Интернет-сленга на речевую культуру; - неуважение к адресатам речи; Фактами бескультурной речи можно считать неуважение старших, неправильное поведение в общественных местах, речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Такой предмет как культура речи помогает людям быть общительнее, более правильными в своих поступках, действиях, речи. Культурную речь должны знать все, т.к. с ней легко идти по жизненному пути и с легкостью преодолевать все поставленные задачи. ВЫВОД: Общаясь культурно человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны. ( Пока КОЛЛЕГИ работают с данным приемом, мы со всеми попробуемовладеть еще одним приемом, который я очень часто использую настадии рефлексии. Это синквейн.( Может кто-то знает, что означает это слово?( Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. (СЛАЙД 18) 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.(СЛАЙД 20 )( Синквейн «Учитель» ( Учитель. ( Талантливый, умный, ( Помогает, наставляет, вдохновляет ( быть собой и стать великим, всем кто этого желает ( Гений (СЛАЙД 21 ) Учитель Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Старый друг лучше новых! Мастер. (СЛАЙД 22) ( Попробуем вместе составить синквейн на тему речь, раз мы о ней сегодняговорим.( речь устная, письменная говорить, слушать, читать представляет собой психолингвистический процесс общение(СЛАЙД 23)( Теперь посмотрим, какой фишбоун получился у наших участников.( Прикрепляется на доску.( Уважаемые коллеги и члены жюри, я поделилась с вами некоторымиприемами тркм. Советую вам изучить приемы данной технологии ииспользовать их в своей практике. (семинары, рабочие встречи,педсоветы и т. д.), так как применение этой технологии позволяетдостичь высоких результатов. Приведу свой пример (СЛАЙД 24-25.)( Рефлексия. А ТЕПЕРЬ ПОДВЕДЕМ ИТОГ НАШЕЙ РАБОТЕ.ВЕРНЕМСЯ К ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ В НАЧАЛЕУРОКА. ( Узнали, научились.) (СЛАЙД 26)( “Букет настроения”Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат цветы,.“ Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – розовый”. Хочу поблагодарить всех за активную работу. Пожелать всем творческих успехов.