Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах»


Мастер-класс
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах»
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах»
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Задачи:
Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении.
Методические цели:
Обзорное знакомство с технологией развития критического мышления.
Приобретение практического опыта использования некоторых приемов
ТРКМЧП.
Материалы, оборудование: карточки с названиями этапов урока, рисунок корзины, листы А3, фломастеры, ручки, листы с текстами, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Новые стандарты, инновации,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы…
Что в современном уроке применить мы готовы?
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех вас. Тема нашей встречи «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах»
Позвольте представиться
Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность,
Планирование работы и прогнозирование результативности занятия. Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» - Мы все учителя - практики. Каждый из нас при подготовке к уроку планирует
свою работу. Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня. Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний». Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.
- Что, на ваш взгляд, даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?
(Узнать, что такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТРКМ, этапы урока, приемы…)
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
 Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
 Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Хорошее усвоение нового материала на уроке – это основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике. Но как научить детей младшего школьного возраста мыслить более продуктивно? Какие при этом использовать методы и приемы, которые помогли бы усовершенствовать мыслительные способности учащихся? Мы все знаем, что мышление можно развивать, значит, развивать умение думать.
Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия
«Мозговой штурм» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
- Мы сегодня говорим о технологии развития критического мышления.
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей».
- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)
(На доске- рисунок корзины, к которому прикрепляются карточки со словами-ассоциациями, например, творческое мышление, нестандартное мышление, любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения, рефлексия…)
0-4368800-234950
Мы собрали корзину идей, связанных с понятием «критическое мышление».
Коллеги, мы отработали 2 приема («Дерево предсказаний», «Корзина идей»), которые применяются на этапе вызова.
Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.
(Вывешивается на доску табличка «1этап – ВЫЗОВ»)
- На данном этапе можно применить и такие приемы, как ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
- Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?
Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?
Верите ли вы, что 1см почвы образуется за 300 лет?
Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?
Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?
Верите ли вы, что почва и камень родственники?
Верите ли вы, что почва – наша кормилица?
1 2 3 4 5 6 7
1216660-159385
Эти вопросы мы рассматриваем на протяжении урока, а на заключительном этапе
подводим итоги.
В материалах, которые я предлагаю вашему вниманию, я подробно описала и другие приемы стадии вызова (Приложение 1)
Корзина идей.
Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются  в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.
– Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце?
 Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:     
Солнце – это…
… –  космическое вещество
… – огонь, греющий Землю
… – горящий  шар и др. предположения
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
– Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце?
Определение понятия «Критическое мышление» Прием «ИНСЕРТ» - Следующий этап работы - это «осмысление».
Цели:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми.
На втором этапе урока – стадии осмысления содержания – деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик на этом этапе читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
На этом этапе вам предлагается текст (Приложение 2). Он поможет более точно определить понятие «критическое мышление».
Читать мы будем, используя прием « Чтение с пометами » и следующие условные обозначения:
+ материал знаком V это ново для меня
думал иначе
? требуется дополнительное разъяснение (На работу отводится 2 минуты)
- Проверим, что получилось. - Что обозначили, как известное? - Что выделили неизвестным? - Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что критическое
мышление включает в себя 5 составляющих: Критическое мышление:  Во-первых, мышление самостоятельное.  Во-вторых, мышление обобщенное.  В-третьих, мышление проблемное и оценочное.  В-четвертых, мышление аргументированное. В-пятых, мышление социальное.
Этот прием называется « Инсерт». Он способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.
А еще на этапе осмысления можно применять приемы «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ
– УЗНАЛ», «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ», «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА» и др. (Приложение 3)
Приемы на этапе рефлексии. Прием «СИНКВЕЙН»
- Следующий этап работы - этап рефлексии.
(Вывешивается карточка «3 этап – РЕФЛЕКСИЯ»)
Систематизацию полученных знаний о ТРКМ проведем с помощью приема «Синквейн». В переводе с французского, синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей встрече. Итак, тема «Критическое мышление».
(Проверка синквейнов, составленных учителями)
Критическое мышление.
1266825600646500Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует. Учит добывать знания самостоятельно Творчество
Критическое мышление.
Интерактивное, творческое.
Понимать, осознавать, мыслить.
Умение строить логические выводы
Открытие
На этапе рефлексии используются также такие приемы, как ШЕСТЬ ШЛЯП, РОМАШКА ВОПРОСОВ и др. (Приложение 4)
8. Обобщение
Давайте подведем итог нашей работы.
Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем занятии и о технологии развития критического мышления.
(Технология критического мышления…
Применение ТРКМ предполагает проведение урока в четкой последовательности.. Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах…).
На основе высказываний можно составить КЛАСТЕР
Приложение 1
Первая стадия - ВЫЗОВ
«Кластер», «Корзина идей», «Аквариум», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Интервью», «Весы» и другие.
Вот примеры фрагментов уроков:
Прием «Верные и неверные утверждения»
Урок «Окружающий мир» 2 класс, «Вода и ее свойства»
Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.
1 2 3 4 5 6 7 8
934720-151130
Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?
Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?
Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
Верите ли вы, что лёд легче воды?
Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».
Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
- Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?
Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?
Верите ли вы, что 1см почвы образуется за 300 лет?
Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?
Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?
Верите ли вы, что почва и камень родственники?
Верите ли вы, что почва – наша кормилица?
1 2 3 4 5 6 7
1216660-159385
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои
предположения:
Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Приём «Кластер»
Урок «Русский язык». 2 класс, «Звуки речи»
говорим слышим ЗВУКИ РЕЧИ гласные согласные ударные безударные твёрдые мягкие звонкие глухие Приём - таблица «ЗХУ» Урок «Окружающий мир». 2 класс, «Разнообразие растений». Знаем Хотим узнать Узнали 1. Растения – часть Растения делятся на несколько групп. живой природы. Почему? В каждой группе растений много видов. 2.Растения выделяют в воздух Науку о растениях называют ботаникой. кислород. Сколько видов растений Существует 350 тысяч видов растений. 3.Животные и люди не смогли бы существует на Земле? Растения бывают культурными и жить на Земле без растений. дикорастущими. Культурные растения 4. Растения делятся на несколько делятся на несколько групп: овощные, групп: плодовые, прядильные, зерновые, деревья, кустарники, травы Какие ещё есть группы декоративные. растений? 2241550-39217602616200-44811953521075-44811951140460-34544004112260-3454400
Прием «Весы»
Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».
Просим учащихся «взвесить на весах» роль человека в жизни природы. Учащиеся устно или письменно «наполняют» чаши весов информацией из личного опыта: какую – отрицательную или положительную – роль играет человек в жизни природы.
1685290-309245
+-
Заботится
Познаёт
Организует
Восстанавливает…

Нарушает
Потребляет
Уничтожает
Загрязняет …
Приём «Аквариум»
Выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их
задача - ответить на вопросы, предложенные учителем или одноклассниками.
Прием «Ключевые слова»
По опорным словам составить небольшой рассказ.
Прием «Интервью»
Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет
вопросы сам.
Приложение 2
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями XXI века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Д. Клустер выделяет пять пунктов вопределении, что такое критическое
мышление.
Критическое мышление — мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
2. Информация является отправным, аотнюдь неконечным пунктом
критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек
не может мыслить критически.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов иуяснение
проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится кубедительной аргументации.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы
и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Онтакже
сознает, что возможны иные решения тойже проблемы, и старается доказать, что
выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль
проверяется и оттачивается, когда еюделятся с другими, — или, как пишет
философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Приложение 3
Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Письмо по кругу», таблица «ЗХУ», «Авторское кресло», «Сводная таблица», «Уголки», таблица «Лови ошибку», «Пометки на полях», «Бортовой журнал», «Логические цепочки» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
Прием «Сводная таблица»
Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Полезные ископаемые»
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет. 3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Название Основные свойства Использование
Известняк Белого, серого или желтого цвета; Строительство, мел, мрамор.
Гранит Зернистый. Твердый и прочный Строительство фундаментов зданий,
набережных, дорог, памятником, отделка
станций метро.
Глина Очень мельчайшие частички, Кирпич, посуда
скреплённые между собой. Песок В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, Дороги, стекло
серый. Железная руда Черного цвета, плотное, притягивает Машины, железнодорожные рельсы, вагоны
металлические предметы. и др.
-1905-1868805
Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.
Приём «Инсерт»
Урок «Русский язык» 3 класс, «Значимые части слова»
Прочитайте самостоятельно статью. Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V»
уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).
Во всех словах есть корень. В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.
Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.
Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Суффикс обогащает словарный состав языка. Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…
4. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.
Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.
Окончание помогает определить грамматические признаки слова.
Проверка понимания и первичное закрепление.
Что было для вас знакомым из прочитанного?
Что нового вы узнали для себя из этого текста?
У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Урок «Математика» 3 класс, «Угол. Измерение углов»
Очень много мы можем измерить. Если мы покупаем продукты, мы можем измерить их массу. Масса выражается в килограммах, граммах, центнерах, тоннах. Самая крупная мера веса – это тонна.
Если необходимо измерить длину, мы можем использовать метр, сантиметр, миллиметр, дециметр.
Если нам необходимо измерить время, мы пользуемся временными мерками: секунда, минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век.
Оказывается и углы можно измерить. Уже несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов, совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных центральных углов. Эта мерка называется градус.
Для измерения используются приборы: весы, секундомер, часы, линейка, транспортир.
Транспортир - это чертежный прибор, разделенный на градусы, полукруг для измерения углов.
На каждом транспортире есть центр круга и шкала с градусами.
Беседа с классом по вопросам.
Что вам было уже знакомо?
Что вызвало сомнения?
Какую новую информацию вы получили?
Приём «Концептуальная таблица».
Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Природные зоны».
Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу» Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?
1 группа работает с информацией о климатических условиях
2 группа работает с информацией о растительном мире природных зон
3 группа работает с информацией о животном мире
Линии сравнения Зона Тундра Тайга Степь Пустыня
арктических пустынь Климатические условия Растительный мир Животный мир Прием «Уголки»
При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события влогической последователь-
ности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Прием «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Прием «Письмо по кругу»
Прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение
членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием «Авторское кресло»
Ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.
Приложение 4
Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Толстые и тонкие вопросы», «Письмо другу (маме…)», «Эссе», «Общее – уникальное», «Денотантный граф» и другие.
Приём «Шесть шляп»
Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие растений».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа - факты.
С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.
Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа - проблема.
4892040-20955
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника.
4 группа. Красная шляпа - эмоции.
Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа - творчество.
Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа - философия.
Обобщите высказывания других групп.
Приём «Синквейн»
Окружающий мир, 3класс, «Почва».
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
Русский язык. 2 класс, «Звуки речи»
Звуки
Гласные и согласные.
Произносятся, слышатся, звучат.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Приём «Общее - уникальное»
Литературное чтение, 3класс, «Русская литературная сказка».
858520281940
уникальноеО
уникальное
Б
Щ
Е
Е
Сравните черты русской народной и литературной сказок. Запишите их общие и уникальные (отличительные) свойства.
Прием «Весы»
Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».
Обобщая имеющиеся представления о роли человека в жизни природы, составим положительный и отрицательный денотатный графы.
Положительный денотатный граф
ЧЕЛОВЕК Познаёт Является Заботится Организует Окружающий Частью Об охране Рациональное мир, законы природы окружаю- природополь- природы щей среды зование Отрицательный денотатный граф ЧЕЛОВЕК Нарушает Уничтожает Потребляет Загрязняет Законы Природу Природные Почву, природы блага атмосферу, гидросферу Экологические проблемы 1096010-38715951096010-33902652334260-33902653705860-33902655010150-32023051096010-17678401096010-12871452334260-12871453705860-12871455010150-10991851096010-5238752334260-5238753705860-523875
Прием РАФТ
Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».
Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
– роль (любой человек нашей планеты)
– аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера) Ф - форма – рассказ Т – тема «Нервная система человека» Учитель предлагает ученикам:
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
Приём "Тонкие и толстые вопросы"
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа
Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница".
Тонкие вопросы Толстые вопросы.
1.Где сидела лягушка? Почему лягушка решила отправиться в дальние края?
2. С кем путешествовала лягушка? Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?
3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками? Почему лягушка просила лететь уток пониже?
4. Чем лягушка прицепилась к прутику? Почему не состоялось путешествие лягушки?
5. Куда упала путешественница? Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?
2. Приём "Ромашка Блума" или "Ромашка вопросов"
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Вот какие вопросы были предложены детьми в разных группах при изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Простые вопросы. Где жила лягушка?
Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?
Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?
Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?
Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?
Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?
Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах.
«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.
Прием «Ромашка вопросов (Ромашка Блума)»
2413000198120
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести
некую информацию.


Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в природе, если бы…?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?»
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между
теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».