Конспект мастер-класса Применение технологии критического мышления на уроках в начальных классах
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа села Касымбек»
Эй Светлана Гербертовна2016 год
Мастер – класс
Применение технологии критического мышления в начальной школе
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления
Задачи:
1. создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов
2. распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям, так как они являются одним из инструментов в работе с одарёнными детьми
3. создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении
Методические цели:
1. познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
2. приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ
3. наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности
Ход мастер – класса:
-Уважаемые коллеги! Я прошу вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую вы посчитаете обращением именно к вам.
Здравствуйте те, кто уже проснулся!
Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
Здравствуйте те, кто способен любить!
Здравствуйте те, кто желает творить!
-Кстати, о творчестве! На своём мастер – классе я хотела бы представить вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды.
Одной из таких технологией является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).3 этап — «Рефлексия» (размышление).Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приёмов и методик, применяемых на каждой стадии много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе, начиная уже с младшего школьного возраста.
1.Графическая организация материала –таблицы. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ
Перед учащимися ставятся вопросы:
Что вы знаете об этом?
Что узнали нового?
Что вы считаете нужным узнать?
Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.
Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Знаю Хочу знать Узнал
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Это простой и знакомый приём. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто? Что? Где? Когда? Почему?
Таблица «Плюс, минус, интересно»
Эта таблица формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся работать с информацией, не искажая её смысла.
Таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запомнить информацию. На стадии вызова лучше попросить детей заполнять таблицу карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой.
2. Прием прогнозирование
Наводящие вопросы учителя.
3. Приём «ассоциация»
Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании , обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется?Прошу сформулировать свои догадки.)4. Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу например развития сюжетной линии в рассказе, повести. (автор: американский учитель Дж. Белланс)
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
5. Прием «Чтение — суммирование в парах»
Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.
6. «Чтение с пометами»
Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.
Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! — этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами.
7. «Работа с вопросником»
Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
8. «Уголки»
При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
9. «Взаимоопрос»
Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
10. «Написание творческих работ»
Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
11. «Создание викторины»
Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
12. «Синквейн»
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме.
Последняя строка — это синоним к первому слову, который повторяет суть темы.
Как это делать:Названи (обычно существительное)___________________________Описание (обычно прилагательное)____________________________Действия___________________________________________________Чувство (фраза)_____________________________________________Повторение сути____________________________________________
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.
Приведу примеры синквейна, написанных учащимися:
Земля
Плодородная, тёплая
Взращивает, кормит, дарует
Недаром с любовью о ней говорим
Матушка.
Болото
Травянистое, влаголюбивое
Фильтрует, лечит, образует
Природная фабрика торфа
Влага.
Числительное
Количественное, порядковое
Изменяется, называет, считает
Без них не обойтись
Имена.
13. «Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
14. «Кластер»
Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
15. Очень популярен на уроках чтения приём «Чтение с остановками».
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц.
Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Данный прием содержит все стадии технологии.
Схема реализации:
А) Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой. Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком длинным — не более трех-четырех минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше дать краткую информацию о личности автора.
Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?
В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (" Что заставило героя поступить именно так?«, «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?») При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые — красным.16. ИнсертИндивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать пометки в тексте:
V-эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+-это новая для меня информация
?-эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
17. Техника постановки вопросов
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или умеют задать их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы»
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Будет…
Было ли…
Верно…
Согласны…
«Толстые вопросы»
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете…
Почему вы считаете…
В чём разница…
Предположите, что будет, если…
Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…
18. Верные и неверные высказывания»
Высказывания ученики обсуждают в группах и предположения выносятся на доску.
Высказывание До После чтения
1.Глаза позволяют нам видеть нам видеть мир красочным и объёмным. 2. Форма глаза напоминает яблоко. 3. Глаза в сильные морозы мёрзнут. 4. Зрачок – это отверстие в глазу. 5. В глазу имеется прозрачная линза. 6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевёрнутым. 7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. Применение данных приемов на разных уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.
У них изменилось отношение к урокам и они перестали бояться собственных ошибок, понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Дети научились работать в парах и группах. Хочется, чтобы в результате проведения уроков по данной технологии дети научились грамотно задавать вопросы, высказывать свои мысли. И, наконец, хочется, чтобы оживился их интерес к познанию всего нового.