«Правописание слов с проверяемыми и не проверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина».
Интегрированный урок.
Русский язык и литературное чтение.
3 класс.
( Cоставила учитель начальных классов Губанова Н.П.)
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина».
Цели урока:
Обучающие: Закрепление правописания безударной гласной в корне слова; знакомство с произведениями М.М. Пришвина о Родине, о природе.
Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, умение работать с интегрированными упражнениями с большим количеством заданий для повторения пройденного, умение находить проверочные слова. Совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: Приобщать к литературе, как к искусству слова. Ввести учащихся через произведения в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. Воспитывать любовь ко всему живому, бережное отношение к природе.
Оборудование:
А) Презентация к уроку.
Б) Портрет М.М. Пришвина.
В) Выставка книг автора.
Г) Карточки для работы (По группам) .Д) Карточки для индивидуальной работы.
Е) Тест (на листах для каждого ученика)
Учитель: «Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. Будьте внимательны к словам нашего языка. Не ленитесь проверять их. Это поможет вам быть грамотными».
Ход урока 1. организационный момент. Приветствие. Проверка порядка на рабочих местах. 2.Мотивация учебной деятельности: Надо в школе нам учиться, Чтобы много – много знать, К новым знаниям стремиться, На уроках отвечать!
3.Подготовка к восприятию: Мы начинаем наш урок. ( звуки мелодии «С чего начинается Родина», автор слов Михаил Матусовский, композитор Владимир Баснер).
Вы внимательно послушайте стихотворение, которое сейчас прозвучит. Какова его тема? Обратите внимание на часто повторяющиеся в словах орфограммы. Попробуйте определить тему и цель нашего урока. И так, слушаем, смотрим, думаем! (в записи)- Слайд №1
Родина моя!
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина моя,
Земля моя родная!
(Появление текста стихотворения «Родина моя»).
4.Введение в новую тему:
Посмотрите еще раз внимательно. Назовите тему произведений, ( О Родине, о природе) Родина, природа. Что вы можете сказать о смысле данных слов? (одинаковый корень: род.- однокоренные слова)
Дети: (Правописание слов с безударной гласной в корне. Будем совершенствовать навыки грамотного письма. Читать выразительно, развивать свою речь и т.д.)Устно. Найдите в стихотворении слова с безударной гласной в корне, подберите к ним проверочные слова:
Моя – мой,
Сначала – начато,
Земля – земли,
Бежит - бег, домов - дом, поля- поле, родная -родина.
Учитель: Правильно! На интегрированном уроке русского языка и литературного чтения мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Пришвина, будем отрабатывать навыки правильного и осознанного чтения, воспитывать любовь к природе. Через содержание его произведения «Моя Родина» повторим правописание слов с безударной гласной в корне, поработаем над особенностями проверочных и проверяемых слов. Будем развивать орфографическую зоркость. Cлайд№2
Проведем разминку. (3-е учащихся по карточкам).
5.Задания по фонетике: Блиц-опрос:
1. Сколько в русском языке гласных букв? (10)
2. Какие безударные гласные требуют проверки? (а, о, и, е, я).
3. Какая гласная в русском языке всегда ударная? (ё).
4. Как проверить две безударные гласные в корне слова? (Подобрать два проверочных слова).
5. Как проверить безударную гласную в приставке? (Вспомнить все приставки).
6. Как проверить безударную гласную в суффиксе? (Вспомнить все суффиксы).
Молодцы!
(Трое учащихся сдают карточки по индивидуальной работе). Слайд№3
Об авторе: Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году (портрет на доске). С детства вставал с восходом солнца, когда пробуждается природа и открывает свои тайны человеку. Он заметил, что у птиц и зверей есть свой язык. Ходил в лес за открытиями. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познать мир.
Рассказ «Моя Родина» входит в новый раздел нашего учебника. Откройте страницу 57. Как он называется? («Люби живое»).
6.Работа над текстом:
1. Как вы думаете, о чем нам расскажут произведения русских писателей? (О природе, животном мире).
2. Какую природу мы называем живой природой? (Рождается, дышит, ……., дает потомство, умирает).
Чтобы проверить ваши предположения, прочитаем рассказ «Моя Родина». Будьте внимательны, подмечайте в тексте словарные слова (карандашом).
А) Где автор использует литературный прием – развернутую метафору (то есть скрытое сравнение)?
(Природа – кладовая солнца с великими сокровищами жизни).
Б) Определите вид текст. (Текст повествовательный).
В) Что автор называет кладовой солнца? (Богатство природы, земли).
Словарная работа: Из текста выписать все словарные слова, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные (самоконтроль с учебника).
Как проверить безударную гласную в корне непроверяемую ударением? (вспомнить словарные слова, посмотреть в словаре). Слайд№4
(Работают пять минут. Проверка по эталону.)На доске: Родина, молоко, хорошо, восход, потом, город, работа, завтрак.
1. Найдите слово с безударной гласной в приставке (восход)?
2. Найдите слово с безударной гласной в суффиксе (Родина)?
3. Что такое завтрак (прием пищи в утреннее время)?
4. Что любил автор пить в утреннее время и почему (Чай с молоком, его научила мама)?
5. Почему чай был прекрасным (пенка в молоке, а под пенкой молоко было вкуснее, и чай был прекрасным)?
На доске (экране) текст, с пропущенной гласной в корне.
7.Самостоятельная работа.
1. Прочитать текст. Вставить пропущенные гласные, устно подобрать проверочные слова.
Вспомним алгоритм (порядок) проверки слов с безударной гласной в корне (алгоритм на доску): Слайд№5
Прочитать слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подбери проверочное однокоренное слово.
Напиши слово правильно.
Выдели орфограмму.
Прочитаем все вместе (хором) еще раз и начнем работать. (Работают 5 минут).
М.и м.л.дые друзья!
Для рыбы нужна чистая в.да – будем охр.нять наши в.доемы. В л.сах, ст.пях, г.рах разные ценные ж.вотные – будем охр.нять наши л.са.
– (проверка) Слайд№6
У кого все верно?
У кого есть замечания?
- Какое правило применяли? (Безударные гласные а, о, и, е, я – нужно проверять, для этого и т.д., Кто такой корректор? (Человек, работающий в издательстве газет, журналов, исправляющий ошибки).
- Какую неточность вы заметили в данном тексте? (Последнее предложение не из текста Пришвина.) Верно!
Человек в большой стране имеет дорогой ему уголок – родной дом. Предложите задания к этому предложению. (Найти основу ……….орфограммы, разобрать по членам предложения). Подчеркните основу.
Работа с учебником. Повторное жужжащее чтение, стр. 58 – 59.
8.Проверка понимания прочитанного.
1. Найдите тот эпизод, где автор объясняет, на какую охоту он уходил? (Стр. 58, абзац 5 «После чаю я уходил….не встречался.»).
2. Найдите эпизод, в котором автор советует людям, как сохранить здоровье? (Стр. 58, абзац 4 «И часто я думаю …. и счастье»)
3. Почему слова мама, солнце, природа, Родина в рассказе, Пришвин объединил? (Самые главные слова в нашей жизни, без них невозможно жить.)
Верно! Автор писал: «Друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю».
- Определите основную мысль текста. (То, о чем нам хотел сообщить автор – о природе, о нашей Родине).
Чтение вопроса № 6 страница 59. (Ответы детей)
- Какие слова называются однокоренными? (Общая часть, смысл).
- Перечислите родственные слова к слову Родина. (Род, родственник, народ, родник, всенародно и т.д.).
- Запишите еще два однокоренных слова с этим корнем в тетрадь (на 1 строку).
- Назовите синонимы к слову Родина. (Страна, Россия, Русь, отчизна, отечество).
- Назовите антонимы к слову Родина. (Чужбина).
- Что использовал автор в конце своего текста? Прочитайте. (Пословицу).
- Запишите ее по памяти в тетрадь. Проверьте по книге.
Охранять природу – значит охранять Родину.
Письмо под диктовку. Запишите под диктовку еще одну пословицу: Родная сторона, всегда мила! Покажите безударную гласную в слове. (Родная – о, сторона – о – о, мила – и) Работа в группах. Слайд№7
(3 ряда – 3 группы.)
Даны карточки. Заполняете большой лист, 1 человек защищает работу всей группы. Помните, что при работе в группе важно не только самому выполнить, но и помочь товарищам. Важен не только личный результат, а результат работы всей группы.
- Вставить пропущенные гласные.
- Найти «лишнее» слово.
9.Итог урока.
Найдите слова обращения автора к хозяевам нашей природы. (Стр. 58, последний абзац «…Мы хозяева нашей…..до конца.)
Слово юному помощнику школьного библиотекаря.
М.М. Пришвин писал рассказы, сказки о Родине, о людях, о детях. На нашем стенде стоят книги, которые вы можете прочитать. Это : - Говорящий грач.
-Женьшень.
-В краю деда Мазая.
-Беличья память.
-Кладовая солнца….. и другие.
В них автор пишет о том, что сам видел и захотел рассказать нам.
Дополнительно, если будет время. Слайд №8
Тест.
И заключительным этапом нашего урока будет тест по созданию текста «Моя Родина». Надо на листах (экране) найти верные варианты ответов, обвести эту букву. (Работают 3 минуты).
Проверка с экрана.
1. Мать угостила меня…
а) чаем;
б) кофе с молоком;
в) чаем с молоком.
2. Потом и в городе…
а) я вставал на заре;
б) я вставал с первыми петухами;
в) я вставал рано.
3. После чаю…
а) я уходил на охоту;
б) я уходил на работу;
в) я уходил спать.
4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца…
а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством.
5. И тогда, и теперь в находках была моя...
а) работа;
б) охота;
в) забота.
Зачитать ответы вслух.
10.Рефлексия. Представьте себе, что вы познакомились с Михаилом Пришвиным. А я его не знаю. Что вы расскажете о нем? (Ответ детей).
Что помогло нам справиться со всеми заданиями по русскому языку? (Знание правил, старание).
Что каждый из вас понял на уроке? (Любить и беречь природу).
Домашнее задание: Пересказ рассказа.
Дополнительный текст на листах.