Конспект урока Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 3-й класс


"Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне". 3-й класс
Целевые установки: осознавать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука; обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности; находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука; различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, в которых нет непроизносимого согласного звука; объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука; оценивать результаты своей деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:
учебник “Русский язык” 3 класс 1 часть, авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва 2013 г;
электронное приложение к учебнику Канакиной В. П., Горецкого В.Г., ОАО “Издательство “Просвещение”, 2013 г.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня урок русского языка я хочу начать с пословицы: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Благодаря солнцу существует и развивается наша земля, а человек может развиваться только благодаря знаниям.)
II. Чистописание.
стн здн рдц лнц вств- Какой орфограмме свойственны эти буквосочетания? (Непроизносимым согласным)
III. Словарная работа.
ЛесТница, здраВствуй, празДник, чуВство, интересный.
- В какую группу можно объединить эти слова? (Слова с непроизносимыми согласными).
- Написание, какого словарного слова мы можем проверить? (ЗдраВствуй - здраВие)
- Назовите лишнее слово. (Интересный)
- Почему? (В этом слове нет непроизносимого согласного.)
- Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите.
IV. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. (Показ слайда.)
- Прочитайте слова.
Река, трава, зуб, дуб, солнце, сердце.
- На какие три группы можно разделить эти слова? (На три группы. В первой группе слова с безударными гласными в корне слова, во второй – с парными согласными, в третьей – с непроизносимыми согласными.)- Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ([В], [д], [л], [т])
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки?
(Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков, и один из них не произносится.)
- Назовите такие сочетания. ([Стн], [здн] [рдц], [лнц], [вств])
Иногда согласныеИграют с нами в прятки,Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке.Что же делать? Как нам быть?Как проблему-то решить? (В. Волина)
- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
Алгоритм проверки слов с непроизносимым согласным звуком: (Показ слайда.)

Чтобы знать, как написать,Слово надо изменять.И со звуком непонятнымБыстро гласную искать!
- Сформулируйте тему урока.
(Сегодня на уроке будем учиться писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне).
V. Работа по теме урока. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком.
1) Орфографическая пятиминутка. (Показ слайда.)
- Впечатайте пропущенные буквы в отрывки из сказки А.С. Пушкина. Запишите предложение.
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
- Найдите слово с непроизносимым согласным. Как проверить? (ПозДний - опозДать) Подчеркните грамматическую основу предложения.
2) Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными звуками в корне.
- Спишите стихотворение. (Показ слайда)
Мороз и со…нце; день чудесный!Ещё ты дремлешь, друг прелес…ный-Пора, красавица, проснись… (А.С.Пушкин)
- Выпишите слова с непроизносимыми согласными, запишите проверочные слова.
(СоЛнце-соЛнышко, ПрелесТный – прелесТь)
3) Дополните и запишите предложения, используя слова с непроизносимыми согласными.
Подчеркните непроизносимые согласные. (Показ слайда)
Как радостно бьется…! (серДце) 
Какой веселый был…!  (празДник) 
Как ярко светит…!  (соЛнце) 
4) Замените предложение одним прилагательным. Назовите проверочные слова. Подчеркните непроизносимые согласные. Выполните разбор этих слов по составу.
Небо со звездами ЗвезДноеЧеловек, получивший известность ИзвесТныйПирог с капустой КапусТныйЗавод-гигант ГиганТскийДень радости РадосТный- Чему учились, выполняя упражнения?
VI. Физкультминутка.
Игра “Два прихлопа, два притопа”.
Если в слове, которое я произношу, есть изучаемая орфограмма – вы два раза хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы два раза топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!
Здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику. Стр.121, упр. 232.
- Какое правило надо знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимыми согласными звуками?
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую орфограмму сегодня повторяли?
- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными звуками?
- Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками, написание которых надо запомнить.
IX. Выставление оценок.
- Я благодарю всех за работу на уроке.
X. Домашнее задание.
- Выполнить задание в “Рабочей тетради”.