Открытое занятие по изобразительному искусству на тему Казахские юрты
ГУ «Дом детского и юношеского творчества Мендыкаринского района»
Открытое занятие
Тема: «Казахские юрты» 3 год обучения
ПДО Митченко И.В
2016-2017 уч.год
Дата: 17.03.2017 г.
Тема занятия: «Казахские юрты». Композиция.
Цели: научиться рисовать казахские юрты.
Задачи:
1. Формулировать навыки владения работы с красками;
2. Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, мелкую моторику;
3. Воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны, родного дома.
Методы занятия: словесный, наглядный, практический.
Формы организации занятия: индивидуальная.
Материалы для работы:
бумага А4
акварель
стаканчик с водой
кисточка №2, № 5
палитра
салфетка
Оборудование:
Презентация
Наглядный материал
Музыкальное сопровождение
План занятия:
Приветствие;
Тема занятия, цели;
Беседа по презентации;
Повторение ТБ;
Практическая работа детей;
Физ.минутка;
Анализ и итог занятия.
Ход занятия: – Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия называется «Казахские юрты». Мы с вами научиться рисовать казахские юрты. А также учиться составлять композицию.
- Давайте поговорим с вами о юртах. Вы видели юрты, какие они? (ответ детей)
- Давайте мы рассмотрим юрты (дети смотрят презентацию, беседа с детьми).
- Предки казахов когда-то были скотоводами-кочевниками. В условиях кочевого образа жизни образовалось уникальное жилище - юрта. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Летом в ней было прохладно, а зимой - тепло. Человека, впервые входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Почему, как вы думаете? (ответ детей).
- Любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и шерсти - украшена орнаментом.
- Для чего служит орнамент? (ответ детей). - Для украшения.
- Казахские орнаменты бывают разные и делятся на 4 вида, какие вы знаете виды? (ответ детей).
1.Зооморфный вид – это все, что относится к животному миру, горб верблюда, рога.
2.Растительный вид – это тюльпан, трава.
3.Геометрический вид — это ромб, квадрат, зигзаг, цепь, треугольник.
4.Космогонический вид – это изображения звезд, солнца, луны.
- Когда вы приступите рисовать юрты, то вы нарисуете на юрте орнаменты, а какие вы решите сами.
- О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье: музыка «Күй Құрманғазы».
В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.
Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.
Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»
Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.
И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
- Прежде чем нам приступить к самостоятельной работе, давайте повторим ТБ (ответ детей).
- Ну что ж, начнем рисовать.
Самостоятельная работа:
(Самостоятельная работа идет под музыкальное сопровождение).
Дети самостоятельно выполняют работу. На бумаге формата А4 изображают карандашом юрту. Для начала на листе бумаги сделать разметку будущей юрты. Затем проведут горизонтальные линии, обозначающие крышу и стенки юрты. Нарисуют дверь, которую можно украсить орнаментом, а также и саму юрту. Главное соблюдать пропорции рисунка. Затем рисуем пейзаж вокруг юрты. Далее приступаем раскрашивать акварельными красками.
ФизминуткаМы устали, потому что рисовали,
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Чуть покружимся бочком,
Сядем и рисовать начнём.
- Анализ работы. Подведение итогов занятия.
- Педагог отмечает «+» и «–» работ детей, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся.
Ребята, какая интересная работа получилась у нас? Каждый из вас внес свою лепту в эту неповторимую работу. Вы сегодня молодцы!
Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.