МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР: ЗАДАЧИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
Логинова Н.Г.
МОНИТОРИНГ
ОВЫЙ ЦЕНТР: ЗАДАЧИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273
-
ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
начальное общее образование
направлено на формирование личности обучающегося,
развитие его индив
и-
дуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной де
я-
тельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками уче
б-
ной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими
навыками самоконтроля, культуро
й поведения и речи, основами личной г
и-
гиены и здорового образа жизни)
[
Глава 7, статья 66
].
В связи с этим приоритетной задачей современной системы образов
а-
ния является формирование универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных,
коммуникативных) как способность к сам
о-
развитию и самосовершенствованию.
Анализ педагогической и психологической литературы, практический
опыт по проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД)
показывает, что учителю необходимо переосмыслить
свою педагогическую
деятельность, выстроить траекторию движения
каждого
ученика к достиж
е-
нию планируемых результатов обучения в условиях ФГОС НОО.
Данная работа осложняется тем, что оценивание успешности и резул
ь-
тативности формирования УУД не соотносится с
бальным оцениванием
предметных знаний и умений
,
учителям сложно
подобрать инструментарий
для диагностики, определить методы, приемы, педагогические техники в
процессе реализации ФГОС НОО.
В целях разрешения данной проблемы в Центре образования №1471
(г.
Москва)
в 2012
-
2013 учебном году
был создан Мониторинговый центр.
О
с
новными задачами данного центра
являются:
отбор диагностического инструментария для определения уровня
2
сформированности и динамики развития УУД;
организация и проведение
процедуры
мони
торинга уровня сформир
о-
ванности и динамики развития УУД;
обработка результатов мониторинга, построение профиля сформир
о-
ванности УУД и их динамики;
подготовка рекомендаций для учителей начальных классов по выя
в-
ленным проблемам.
Методы и средства реализации
поставленных задач отражены в «Пр
о-
грамме мониторинга
уровня
сформированности
универсальных учебн
ых
де
й-
ствий
(1
–
4 класс)
» на основе
мет
одического пособия
под редакцией
А.
Г.
Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе
. О
т действия к мысли
»
(Москва «Просвещение», 2011 г.)
.
Диагностическая работа Мониторингого центра осуществляется в два
этапа:
1.
А
нализ уровня сформированности УУД у учащихся начальных классов
(сентябрь
-
декабрь)
.
2.
А
нализ динамики становления УУД у учащихся
начальных классов
(январь
-
май).
По результатам мониторинга составляется профиль сформированности
УУД и их динамики
на
каждого учащегося и класса в целом
(таблица 1)
.
Данный профиль составляется ежегодно, что позволяет оценить динамику
сформированности УУ
Д учащегося не только по полугодиям, но и от класса
к классу.
Так же классным руководителям предлагаются рекомендации по фо
р-
мированию и развитию УУД у учащихся, организуются и проводятся в
ы-
ступления на методических объединениях учителей начальных классов, где
обсуждаются проблемы формирования УУД и пути
их разрешения
, как со
стороны педагогов, так и со стороны сотрудников Мониторингого центра,
вырабатываются общие стратегии действий в данном
направлении.
3
Таблица 1
.
Профиль уровня сформирова
нности УУД
Васюковой Екатерины
(ФИ учащегося)
-
I
полугодие
-
II
полугодие
Уровни:
В
–
высокий, ВС
–
выше среднего, С
–
средний, НС
–
ниже среднего, Н
–
низкий, ОН
–
очень низкий.
УУД:
ЛУУД
–
личностные, ПУУД
–
познавательные, РУУД
–
регулятивные, К
У-
УД
–
коммуникативные.
1 КЛАСС
уровень
В
ВС
С
НС
Н
ОН
ЛУУД ПУУД РУУД
КУУД
В перспективе
деятельности М
ониторингого центра планируется:
создать электронную базу профилей
сформированности УУД каждого
учащегося начальных клас
сов
Центра образования
№1471;
организовать и провести семинары
-
практикумы для учителей начал
ь-
ных классов по вопросам становления и формирования УУД;
о
беспечить преемственность и единообразие
в процедурах
оценки к
а-
чества результатов дошкольной,
началь
ной и средней ступени
образ
о-
вания в условиях внедре
ния ФГОС нового поколения.
Таким образом, деятельность М
ониторинг
ого
центра
нацеливает уч
и-
те
лей
на систематическую рабо
ту по
проблеме
формирования УУД
, позвол
я-
ет своевременно выявить
«группу риска» среди учащихся, скорректировать
педагогическую деятельность в данном направле
нии, обеспечивая результ
а-
тивность и успешность ученика в контексте новой образовательной паради
г-
мы.