Обучение говорению на начальном этапе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Духовщинская средняя школа им. П.К.Козлова
Обучение говорению на начальном этапе
Учитель английского языка
Новикова Татьяна Владимировна
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам ставит задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого учащегося.
Поэтому основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве четырёх её взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Воспитательный компонент цели заключается: в формировании уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, в воспитании культуры общения, в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности, в воспитании потребности в практическом применении языка в различных сферах деятельности.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций, чувств и эмоций школьников, готовности к коммуникации и, в целом, в гуманитарном и гуманистическом развитии личности ученика.
Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора. Практический компонент цели заключается в формировании умений устной и письменной речи на иностранном языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения.
Под начальным этапом в современной школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с языком как средством общения. Это означает, что они должны учиться в первую очередь выражать свои мысли, говорить на изучаемом языке. Поэтому особую роль при изучении иностранного языка играет говорение.
При обучении говорению ставятся задачи научить младших школьников:
- продуцировать элементарные связные высказывания о себе, о своём друге, своей семье, школе, своём городе, своей стране и стране изучаемого языка, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование);
- кратко передавать основную мысль прочитанного или услышанного текста;
- выражать своё отношение к прочитанному, используя определённые клише типа: мне нравится/ не нравится
- вести диалог этикетного характера;
- вести диалог - расспрос, диалог побуждения к действию;
В чём же суть говорения как вида речевой деятельности, какова его структура?
Говорение, или экспрессивная речь - сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием, устное вербальное общение. Рассмотрим говорение с точки зрения его структуры. В структуре говорения психологи выделяют мотивационно - побудительную часть. Говорение возникает тогда, когда у людей появляется потребность сказать что-то друг другу. При обучении английскому языку уже на начальном этапе у детей есть потребность выразить свои мысли средствами изучаемого языка. Мотивом может быть побуждение собеседника к какому-либо речевому действию; что-то сообщить, ответить на вопрос и т. д., и неречевому действию: выполнить просьбу, что-то сделать, например, дать ручку, открыть дверь, стереть с доски.
Целью в каждом из этих случаев является ожидаемый результат. В мотивационно - побудительной части создаётся только замысел высказывания, а именно: для чего, зачем и что сказать. Что касается того, как выразить мысль, как сказать, то это осуществляется во второй аналитико-синтетической части говорения. При говорении на иностранном языке учащемуся нужно отобрать хранящиеся в памяти слова (анализ) и включить их в речевое целое (синтез) для осуществления замысла или коммуникативного намерения. Чтобы слова сохранялись в памяти, важно, чтобы они обрастали ассоциативными связями. Они могут быть парадигматическими и синтагматическими. Парадигматическая связь предполагает ассоциации в результате сопоставления слов по разным признакам: одинаковости произнесения и различию в написании, по близости значения, по противоположности в значении. Для говорения особую роль играет синтагматические связи, т. е. сочетание слова с другими словами. Например, слово order может употребляться в следующих сочетаниях: order smth.(order dinner, breakfast, a new coat), order to do smth(order to stand up, to close the door, to stay in bed).На выбор слов влияет смысловое задание, отношения между говорящими людьми, особенности собеседника и т.д. В процессе выбора средств может иметь место: отбор из памяти готовых к употреблению единиц английского языка типа: Good morning. Good afternoon. Thank you, комбинирование того, что хранится в памяти. Например, из готовой фразы My name is… блок name is остаётся без изменений, «достраивается» His или Her, или My sister’s и добавляется имя. У учащегося в готовом виде хранится выражение I live in…, а ему нужно сообщить, где живёт его друг. В этом случае происходит трасформация live - lives, замена I – My friend и добавляется название места, где он живёт. В первом случае идёт простое припоминание вербальных средств, нужных для решения замысла. Во втором случае осуществляется грамматическое структурирование. Третьей частью структуры говорения является исполнительная часть, проговаривание. Все три части и составляют структуру говорения как речевой деятельности.
Экспрессивная речь обладает следующими характеристиками:
1.Речь должна быть мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью. Эту характеристику нужно учитывать при обучении говорению на начальном этапе. Обучение говорению должно идти по пути создания внутренней мотивации учащегося, нужно вызвать у него потребность, желание говорить, а для этого необходимо создать условия, при которых появляется желание что-то сказать. Это возможно при создании благоприятного климата на уроке: доброжелательные отношения с учителем и в классе, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить эти задания хорошо. Учителю необходимо постоянно показывать учащимся их продвижение, успехи в экспрессивной речи. Для этого очень важен выбор и создание учебно-речевых ситуаций. Например, учащиеся 2 класса с удовольствием говорят по теме «Моя семья». Они приносят фотографии своих родителей, сестёр, братьев и охотно рассказывают о них.
2. Речь всегда обращена к слушателю. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, чтобы высказать своё мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, просить и т. д. При обучении говорению нельзя игнорировать эту характеристику речи. Если ученик что-то сообщает, то он должен сообщить это классу или партнёру по беседе. Так, если ученик рассказывает о своей семье и показывает фотографию или рисунок, он «создаёт» себе слушателей, и, его речь приобретает обращённый характер.
3. Речь всегда эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, о чём он говорит. При обучении говорению, начиная с первых высказываний, нужно по возможности учитывать и эту характеристику. Она также связана с двумя предыдущими.
4. Речь всегда ситуативно обусловлена, так как она протекает в определённой ситуации. Это необходимо учитывать. На своих уроках я
приобщаю детей к обучению на языке путём использования реальных ситуаций.
Различают две формы говорения: монологическую и диалогическую.
Монологическая речь- это речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединённых единым содержанием и целью высказывания. Построение связного высказывания предполагает осуществление следующих операций. Во-первых, определение предмета сообщения, иными словами, о чём говорить. На начальном этапе учащиеся называют предмет, описывают его цвет, размер, местонахождение; сообщают своё отношение к предмету, рассказывают о семье, животных и т.д. Во-вторых, применение языковых средств, находящихся в памяти, отбор тех, которые нужны для реализации замысла: что-то можно просто репродуцировать в готовом виде, что-то потребует подстановки, трансформации. Объём монологического высказывания на начальном этапе обучения составляет 3-5 фраз.
Диалогическая речь- это процесс общения двух партнёров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочерёдно выступает в роли слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, так как речевое поведение одного партнёра зависит от речевого поведения другого. Диалог связан с рядом умений, которые обеспечивают ход беседы. Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулом для беседы может быть: вопрос (What is your name? Can you play tennis?), утверждение (I am going home),просьба, предложение (Help me, please). Объём диалогического высказывания на начальном этапе составляет 3-4 реплики с каждой стороны.
Говорение – это самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который далеко не просто протекает и на родном языке, поскольку он связан с формулированием мысли средствами языка. При обучении говорению на начальном этапе особую важность приобретают умения учащихся пользоваться опорами разного характера. Это могут быть слуховые, зрительные, вербальные опоры. Задача учителя – научить учащихся умело пользоваться этими опорами на уроках.
Рассмотрим технологию обучения говорению. На начальном этапе обучения перед учителем стоит вопрос: как научить детей говорить? Какими правилами, вытекающими из принципов обучения, нужно руководствоваться учителю? Какие методические приёмы помогут развивать у учащихся навыки говорения в двух его формах – монологической и диалогической, какие средства обучения нужно использовать для стимулирования высказывания, какова должна быть организация обучения, какие организационные формы работы целесообразны и приемлемы на начальном этапе.
Формирование навыков говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. Выделяют языковые и речевые, подготовительные и речевые, условно-речевые и речевые, тренировочные и творческие упражнения. Иными словами, учащимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказываний.
Рассмотрим говорение с фонетической (произносительной) стороны. Так как обучение языку на начальном этапе ведётся на речевых единицах, речевых образцах, то формирование произносительных навыков осуществляется на указанных единицах. Таким образом, последовательность работы над фонетической стороной высказывания определяется этими единицами. Так, например, на первом же уроке я знакомлю учащихся с общеупотребительными выражениями: Good morning! Good afternoon! Good evening! Несмотря на обилие звуков дети легко имитируют их, так как я объясняю как произносится каждый звук из этих выражений. Проговаривание учащимися начинается с изолированного звука, затем слова с этим звуком, и, наконец, целого выражения.
Рассмотрим говорение как средство формирования грамматического навыка. В этой функции говорение вступает в силу после того, как учащиеся ознакомились с грамматическим явлением в структуре, структурной группе, речевом образце. Это значит, что они получили правило-инструкцию, которое позволяет им осознанно воспринимать и воспроизводить грамматический материал и соотносить его с ситуацией общения. Далее они тренируются в произнесении этих единиц, чтобы усвоить грамматическую структуру. Так, например, при изучении спряжения глагола to be дети переводят простые предложения, используя этот глагол. Тренировка начинается с простейшей операции – репродукции, воспроизведения речевого образца. Репродукция осуществляется при хоровом воспроизведении речевой единицы, но только после того, как учитель уверен в том, что каждый ученик осознал её значение и новые звуки отработаны. Воспроизведение хором вовлекает всех учащихся сразу, снимает боязнь детей, помогает учителю услышать неточности в воспроизведении речевого образца у отдельных учащихся. Хором можно повторить 2-3 раза, после чего необходимо индивидуальное проговаривание в последовательности сильный – средний - слабый ученик.
Что касается упражнений на подстановку, то такая работа гораздо труднее предыдущей операции. Если при репродукции от учащихся не требуется никаких изменений в образце, то при подстановке ученик должен запомнить сам образец, понять, какой элемент нужно заменить, произвести подстановку и воспроизвести образец с новым содержанием. Так, например, на начальном этапе усваивается речевой образец I have got…Упражнение на подстановку можно организовать с помощью раздаточного материала. В качестве раздаточного материала я использую предметы, игрушки. Каждый ребёнок, получив игрушку, сообщает, что у него есть.
Наиболее сложной и очень важной для говорения является трансформация. Упражнения в трансформации наилучшим образом формируют грамматические навыки. Я кладу на стол книгу и говорю: There is a book. Затем кладу ещё две книги и говорю: There are books on the desk. Используя различные предметы и изменяя их количество, я сначала даю утверждение в единственном числе, затем эту функцию выполняет один из учеников, а дети, глядя на изменившееся количество предметов, трансформируют утверждение во множественном числе.
При формировании грамматического навыка говорения следует сказать о комбинировании. Именно благодаря этой операции строятся высказывания разной протяжённости. Наблюдения показали, что учащиеся испытывают трудности в комбинировании известных им грамматических элементов структур и самих структур при построении высказываний. Поэтому их нужно учить комбинированию вновь усваиваемого материала с ранее освоенным материалом. На начальном этапе следует учитывать это. Нужно учить комбинированию речевых образцов разного грамматического оформления, чтобы получить связное логическое целое. Например, даю детям одно предложение, прошу их повторить его и добавить 2-3 логически связанных с первым. Я говорю I have a friend. Учащиеся добавляют His name is
Mike. He lives in London. He is 8 years old. Mike has a sister.
Рассмотрим говорение как средство формирования лексического навыка. Ознакомление с лексикой осуществляется через аудирование. Учитель показывает коммуникативную нагрузку, которую выполняет слово, учащиеся слышат, как оно звучит и как оно сочетается с другими словами в известных им структурах. Тренировка учащихся в усвоении слова, его формы и употребления далее проводится через говорение, позволяющее учащимся осуществлять операции репродукции, подстановки, комбинирования. Многократное проговаривание слова способствует запоминанию лексической единицы. Для формирования лексического навыка составление словосочетаний нового слова с другими представляется очень важным. Ученики должны научиться сочетать слова в соответствии с нормами языка. Например, даю учащимся слово speak. Учащиеся должны назвать сочетания этого слова с другими словами.(speak English, speak well, speak in the lesson).
Переходим к рассмотрению обучения говорению как цели. При обучении говорению как цели в центре внимания находится само умение говорить (вести беседу, что-то сообщить, описать, рассказать на материале, усвоенном предварительно). Но сразу такое умение не возникает даже на родном языке, а тем белее оно не может возникнуть при изучении иностранного языка на начальном этапе.
Именно поэтому принято различать подготовленную и неподготовленную речь, которая может выступать в монологической и диалогической формах. Подготовленная речь - предварительно подготовленные по содержанию и форме высказывания учащихся, направленные на решение коммуникативной задачи. Неподготовленная речь – это высказывания учащихся без предварительной подготовки во времени, в которых используется усвоенный языковой материал как в новых, так и в раннее встречавшихся комбинациях. На начальном этапе преимущественно подготовленная речь должна постепенно уступать место неподготовленной речи.
В репродуктивной речи учащегося нет его речевого творчества. Она характеризуется отсутствием самостоятельности в выборе языкового оформления высказывания, в определении содержания высказываний. По сути дела, это заученные сообщения - либо полностью, либо с небольшими изменениями.
Продуктивная речь характеризуется речевым творчеством и самостоятельностью в выборе языкового оформления высказывания, в построении логического плана изложения и в определении содержания высказывания. На начальном этапе можно говорить об условном творчестве, которое предполагает использование ограниченных языковых средств заданной ситуации для передачи сообщения, для вступления в общение за счёт осознанного, автоматизированного осуществления операций репродукции, подстановки, расширения.
Существует две формы общения: диалогическая и монологическая. Начнём с диалогической формы, как наиболее характерной для проявления коммуникативной функции языка. На начальном этапе диалогическая форма предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители языка, умение вежливо попрощаться, умение представить кого-то кому-то, выразить согласие или несогласие что-то сделать, умение поздравить с праздником, с днём рождения и т.д. Единицами обучения диалогической могут быть диалогические единства. Они могут быть разнообразны по структуре. Наиболее распространённые из них: вопрос-ответ, вопрос-вопрос, утверждение-утверждение. Единицей обучения диалогу может быть и целый короткий диалог-образец, состоящий из нескольких диалогических единиц. При обучении учащихся говорению на своих уроках широко использую наглядность. Так как мышление детей этого возраста конкретное, наглядно-действенное, то подбираю как можно яркий, красочный, разнообразный материал. Чаще всего, при обучении диалогической речи использую сказочные персонажи, куклы, игрушки. Например, начиная курс английского языка, я на первом же уроке знакомлю детей с куклой Машей и учу их здороваться с ней, прощаться.
Особое внимание в обучении диалогической речи на своих уроках я уделяю игре. Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности учащихся. С помощью игры дети легко включаются в учебную деятельность. Игра требует от учащихся произвольного внимания, запоминания, эмоциональной сдержанности. Благодаря игре дети хорошо усваивают учебный материал. Больше всего учащимся нравится играть в ролевые игры. Такие уроки я составляю вместе с детьми. Урок планирую так, чтобы каждый ученик мог сыграть свою роль. Участники ролевой игры не только обмениваются репликами, но и действуют в соответствии с реальной ситуацией. В игре развиваются творческие, мыслительные способности учащихся. Чувство равенства, атмосфера увлечённости дают возможность детям преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер. На своих уроках я также использую различные диаграммы. Так, например, при изучении темы «Школа» я предлагаю детям диаграмму, в которой зашифрованы слова по этой теме. Учащиеся охотно находят слова и составляют диалог о школе.
Что касается монологической формы общения, то на начальном этапе монологическая форма общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление, сделать сообщение по теме, рассказать о прочитанном. Единицами обучения монологическому высказыванию могут быть предложение, сверхфразовое единство и связный текст. В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях формирования монологической речи, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляют учащиеся.
1 уровень – репродуктивный. На этом уровне не предполагается речевого творчества учащихся, он характеризуется отсутствием самостоятельности.
2 уровень – репродуктивно-продуктивный. На этом уровне предполагаются некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания.
Они могут проявляться в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новых ситуациях, в последовательности изложения.
3 уровень – уровень продуктивной монологической речи. Он характеризуется тем, что учащиеся могут выразить своё отношение к фактам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом. При обучении монологической речи особую роль играет наглядность. На начальном этапе это могут быть картинки, красочные иллюстрации. На современном этапе обучения широко использую презентации к урокам. Дети охотно работают с презентацией. Презентация даёт возможность детям быть на уроке более активными. Начиная со второго класса, школьники участвуют в проектной деятельности. В качестве проекта выступает робот, которого дети делают сами. Обучающиеся охотно рассказывают о своих роботах. Проект может представлять собой постер - плакат. В третьем классе (учебник М. В. Вербицкая) дети рисуют на плакате животных из геометрических фигур и рассказывают о них. Нужно отметить, что детям нравится проектная деятельность и они с желанием принимают в ней участие. При обучении монологической речи часто на уроках использую мячик, как игровой элемент. Игра с мячом может использоваться при работе над любой темой. Я бросаю мяч и говорю предложение. Играющий, поймав мяч, произносит своё предложение по заданной теме. Учащиеся охотно играют в такую игру. Можно привести ещё множество примеров по стимулированию формирования монологической и диалогической речи.
Таким образом, рассмотрев как общие, так и частные вопросы обучения говорению на начальном этапе, можно сделать вывод: учитель должен проявлять педагогический такт и чувство меры, организовывать работу учащихся так, чтобы их учебная деятельность приносила каждому из них чувство удовлетворения. Нужно отметить, что в центре обучения – ребёнок, который является главным субъектом учебного процесса. Организуя общение и взаимодействие детей, учитель должен создавать благоприятную атмосферу на уроке и чувство комфортности у каждого учащегося, использовать такие приёмы обучения, которые активизируют взаимодействия учащихся для достижения практического результата с помощью изучаемого языка. Учитель должен организовывать деятельность учащихся по овладению иностранным языком так, чтобы они всегда видели смысл в том, что они делают. При организации общения использовать по возможности такие ситуации и предлагать такие задания, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, задания, побуждающие учащихся осваивать материал и использовать его для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения.
В заключении, хочется привести изречение И. Л. Бим: «Обучая языку, стройте процесс таким образом, чтобы он открывал ребёнку «окно» в другой мир и расширял тем самым его понимание собственного бытия».