Мастер-класс Развитие навыков устной речи при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в 4 классе» (на примере текста Дом в Англии)

Мастер-класс «Развитие навыков устной речи при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе» Ворониной В.И.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Следует отметить, что различают 4 вида чтения.
1.Изучающее чтение (полное понимание прочитанного второстепенных фактов, их осмысление и запоминание). Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод.
2.Ознакомительное чтение (понимание основного содержания прочитанного).
3.Поисковое чтение (поиск конкретной информации) то есть предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
4.Просмотровое чтение  (извлечение необходимой информации) используется при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию.
Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме «Дом в Англии» в 4 классе по УМК «Rainbow English» автора Афанасьевой О.В. Речь пойдёт об изучающем чтении. На данном уроке ребята работают над текстом, речь в котором идёт о домах в Англии. Хочу напомнить, что при работе над текстом выделяют дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Работа с текстом до чтения предполагает ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, используемыми в тексте, актуализацию предшествующих знаний. Приём, используемый на данном этапе называется приём антиципации- предвосхищение/прогнозирование– приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста. Дети читают только первое предложение и предполагают о чём пойдёт речь в тексте. Исходя из прочитанного предложения ученики делают предположения, о чём пойдёт речь. Здесь используется прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.
Работа с текстом во время чтения включает первичное чтение текста и самостоятельное чтение в классе. Здесь развивается умение бегло и осмысленно читать. После этого учитель выявляет совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием прочитанного текста. Учащиеся дают название текста. Затем учитель использует приём реципации то есть медленное «вдумчивое» перечитывание текста с целью выполнении упражнения на множественный выбор. Это приём «выбора правильного ответа из предложенных вариантов». Задача учащихся – выбрать правильное слово из нескольких вариантов исходя из содержания текста. При этом мышление работает в продуктивном
·режиме и учащиеся ещё раз обращаются к содержанию текста.
Очень полезный приём для развития смыслового чтения: верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного текста. Ученики исправляют содержательные нарушения в тексте, находят сходства и различия. Этот приём работы основан на сравнении двух объектов, в данном случае текста и схемы. Происходит перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст,) в невербальную (схема). Ученики при выполнении задания пользуются текстом по мере необходимости.
Послетекстовый этап предполагает творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания). Хороший приём послетекстового этапа «Читаем и спрашиваем». Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, формулировать вопросы, работать в парах. Приём вопросно-ответные упражнения – предполагает запрашивание и предоставление необходимой информации. Ученикам предлагается составить диалог между «хозяином» этого дома и «гостем». Здесь развивается умение взаимодействовать в парах через ситуации реального и игрового общения. Ещё один творческий приём составление синквейна. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Ученики пишут синквейны на листочках. Затем зачитывают их вслух.
И в заключении предлагается ещё одно творческое задание - рассказать о доме своей мечты. Дети формулируют собственное мнение, развивают умение анализировать и синтезировать информацию.
Таким образом, использование текста в самых различных ситуациях, формах, включение его в другую, более масштабную деятельность, а именно в устную речь является залогом успеха говорить на английском языке. На данном уроке мы увидели, как дети учились сначала извлекать необходимую информацию из текста, а затем представлять ее в понятном виде. Ученики продемонстрировали умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. Дети эффективно использовали информацию из текста в новых ситуациях - в ситуации монологической и диалогической речи. Таким образом, у учеников формируется интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом, повышается уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед, развивается творческое мышление и умение осуществлять самоконтроль при работе над смысловым чтением.








15