Урок русского языка для 11 класса по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» (Подготовка к ЕГЭ)


Урок по русскому языку в 11 кл.
Учитель русского языка и литературы Хайруллина Лилия Миннефаязовна
Тема "Изобразительно-выразительные средства языка" ("Подготовка к ЕГЭ")
Цель: подготовка учащихся к выполнению экзаменационного задания В-8 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.
Задачи:
совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;
развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста;
воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Постановка задачи урока, вступительная беседа
Вопросы учащимся:
- Какие стили речи вы знаете?
- Какой из стилей самый богатый? Почему?
Учащиеся называют особенности художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.
Обобщая ответы, отметим, что художественный стиль является "ключом" к душе человека. "Ключ" этот можно подобрать при помощи изобразительно-выразительных средств языка. Сегодня на спецкурсе мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.
3. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте
Сначала повторим, что изобразительно-выразительные средства языка - это тропы и стилистические фигуры.Вспомним, что тропы - это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. Учащиеся называют известные им тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония.
Названные тропы записываются на доске и в тетрадях.
Затем с помощью ассистента 1 организуем работу по определению тропов в тексте.
Ассистент раздает учащимся таблицы, в которых в первой колонке процитированы строчки художественных произведений. Учащиеся определяют тропы, называя их функциональную роль в тексте.
"Чахлая рябина мокнет под дождём" эпитет помогает зримо представить предмет
"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела" сравнение делает зримым отвлечённое понятие
"В саду горит костёр рябины красной" метафора образное выражение превращается в реальную картину
"Заря алая улыбается" олицетворение усиливает выразительность речи
"Съел три тарелки" метонимия употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи
"И слышно было до рассвета, как ликовал француз" синекдоха для выразительности речи
"Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед" перифраза заменяет название по существенному признаку, избегается повтор слова
"В сто сорок солнц закат пылал" гипербола чтобы преувеличить значение, обратить внимание
"Мальчик с пальчик" литота для эмоциональной оценки
"За всё, за всё тебя благодарю я:За тайные мучения страстей,За горечь слёз, отраву поцелуя,За месть врагов и клевету друзей;За жар души растраченный в пустыне,За всё, чем я обманут в жизни был.Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил" ирония даёт отрицательную оценку предмета или явления
Ассистент определяет правильность выполнения задания.
После работы с таблицей задание усложняется.
Предлагаем стихотворение Ф. Тютчева "Осенний вечер"
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота деревБагряных листьев томный, лёгкий шелестТуманная и тихая лазурьНад грустно сиротеющей землёю,И, как предчувствие сходящих бурь,Порывистый, холодный ветр порою,Ущерб, изнеможенье - и на всёмТа кроткая улыбка увяданья,Что в существе разумном мы зовёмБожественной стыдливостью страданья.
Подготовленный ученик читает стихотворение выразительно наизусть. Учащиеся определяют тропы в полном тексте.
Работа по определению стилистических фигур текста организуется аналогично:
1. Определение стилистической фигуры (синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания).
2. Перечисление стилистических фигур (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание парцелляция). Запись названий стилистических фигур на доске и в тетрадях.
3. Организация работы с таблицей. Помощь ассистента 2
"Всё моё", - сказало злато;"Всё моё", - сказал булат;"Всё куплю", - сказало злато;"Всё возьму", - сказал булат" анафора, эпифора для усиления предшествующего слова
"Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная,Матушка-Русь" антитеза, риторическое восклицание, риторическое обращение для создания контраста
"Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас" градация производит впечатления нарастания или убывания
"Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле" инверсия расположение слов в особом порядке для усиления выразительности
"Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!" оксюморон придаёт оригинальность
"О России петь - что стремиться в храм.О России петь - что весну встречать" синтаксический параллелизм одинаковое построение предложений
"Зверю - берлога, Страннику - дорога" эллипсис придаёт речи живость
"Нет, я хотел:, быть может, вы:" умолчание сознательная недосказанность, чтобы читатель дорисовал картину
"Этим летом я видел море. Первый раз". парцелляция часть предложения отделяется от основной, чтобы сосредоточить внимание
"Швед, русский колет, рубит, режет" бессоюзие показывает динамику
"И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы" многосоюзие подчёркивает однородность, придаёт выразительность
После работы с таблицей необходимо вспомнить и назвать звуковые средства выразительности (аллитерация, ассонанс).
4. Работа со стихотворением М. Цветаевой "Глаза".
Выразительное чтение наизусть и определение в нем стилистических фигур.
Глаза
Привычные к степям - глаза,Привычные к слезам - глазаЗелёные - солёные -Крестьянские глаза.
Была бы бабою простой -Всегда б платили за постой -Всё эти же - весёлые -Зелёные глаза.
Шёл мимо паренёк с лотком:Спят под монашеским платкомСмиренные - степенные -Крестьянские глаза.
Привычные к степям - глазаПривычные к слезам - глазаЧто видели - не выдадутКрестьянские глаза!
После такой подготовительной работы обращаемся к примерам экзаменационных заданий В-8. Даётся фрагмент рецензии на текст, в котором необходимо определить языковые особенности текста.
4. Совместная работа класса с рецензией.
На столах перед учениками лежит текст. После выразительного прочтения выполняется задание В-8.
(1)Александра Ивановна..(2) Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?
(3) Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.
(4) Она нам почти каждый день что-нибудь читала из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.
(5) Осталось в памяти чтение "Капитанской дочки" Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6) Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.
(7) Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла другая учительница. (8) На последнем уроке она пыталась продолжать чтение "Капитанской дочки", но как только мы услышали её голос, нас охватил ужас и отвращение.
(9) Это было совсем, совсем не то! (10) Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11) Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.
(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.
(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой "Мой Пушкин", я вспомнил наши чтения "Капитанской дочки" и удивился несходству впечатлений. (19) Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20) Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21) Не только меня, я уверен, и весь класс.
(22) В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог себе позволить в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24) Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26) Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.
(27) Может быть, именно поэтому чтение "Капитанской дочки" производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28) И именно поэтому мы толкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.
Задание В-8. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
"Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся ---- (предложение 5, 6, 27), и ---- (предложение 22), и --- (предложение 9).
:Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому используются такие синтаксические средства, как --- (предложение 5, 13), ---- (предложения 21, 24)"
Список терминов.
слова с уменьшительными суффиксами;
просторечные слова и формы слов;
эпитеты;
метафора;
сравнительные обороты;
риторическое обращение;
инверсия;
экспрессивный повтор;
ряды однородных членов;
парцелляция.
(Ответы: 3, 4. 8, 7. 10)
5. Обобщение, подведение итогов занятия.
Обязательно отметим активно работающих детей и еще раз подчеркнем, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена.
6. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащиеся получают новый текст для самостоятельной подготовки.