Опорная схема на тему Художественно-изобразительные средства языка
Средства выразительности в тексте.
Художественно-изобразительные средства.
Фонетика.
Звукопись:
Ассонанс – повторение одинаковых или похожих гласных звуков.
О, весна – без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю (А. Блок)
Аллитерация – повторение одинаковых или похожих согласных звуков.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)
Лексика.
Тропы – специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.
Эпитет – художественное определение.
Седой туман.
Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим.
Сравнение или сравнительный оборот
Творит. падеж сущ. – Соловьём залётным юность пролетала.
Форма сравнительной степени прилагательного или наречия – глаза зеленее моря.
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Олицетворение – разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы или понятия.
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности:
Между содержанием и содержащим:
Я три тарелки съел;
Между автором и произведением:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита.
Между действием и орудием действия:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.
Между предметом и материалом, из которого сделан предмет:
Не то на серебре, - на золоте едал.
Между местом и людьми, находящимися в этом месте:
Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц.
Синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественных отношений между ними:
С меньшего на большее:
К нему и птица не летит
И зверь нейдёт.
С части на целое:
Борода, что ты всё молчишь.
Перифраз – оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Лев – царь зверей.
Гипербола преувеличение. Редкая птица долетит до середины Днепра.
Литота – преуменьшение. а сам с ноготок.
Ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Сарказм – разновидность иронии и её высшее проявление, злая ирония, язвительная насмешка.
Синтаксис.
Фигуры – стилистические приёмы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного «практического» употребления и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, так как ответ содержится в вопросе. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.
Анафора – повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений.
Эпифора - повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
Параллелизм – тождественное или сходное построение смежных частей текста: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской
Эллипсис – намеренный пропуск какого-либо члена (чаще - сказуемого) или части предложения.
Инверсия – непрямой порядок слов.
Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры на несколько интонационно-смысловых единиц – фраз.
Градация – последовательное расположение слов, выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Антитеза – стилистический приём, основанный на использовании антонимов.
Оксюморон – стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, противоречащие друг другу. Сладостные мучения.
Именительный темы – фигура, представляющая собой разделённое на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего понятие («тему» сообщения), а вторая часть содержит какое –либо высказывание по поводу данного понятия
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось
13PAGE 14115
13PAGE 14315
15