Обобщение опыта работы Формирование позитивного социального опыта младших школьников через вовлечение учащихся в проектную деятельность






Тема: «Формирование позитивного социального опыта младших школьников через вовлечение учащихся в проектную деятельность»

Автор опыта: Попова Ольга Алексеевна
учитель начальных классов, высшая категория
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Красное»

























п. Красное 2014



Тема опыта: Формирование позитивного социального опыта младших школьников через вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Автор опыта: Попова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Красное.»

Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
На современном этапе перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности, способной к осмыслению жизни, преобразованию общества, обладающей положительным и толерантным отношением к людям любой национальности.
Переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, явился одним из важнейших условий возникновения данного опыта. Индивидуально-личностный принцип определяет положение ребенка в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Высшим показателем эффективности образования является саморазвитие личности ребенка, формирование его субъективных свойств, развитие метапредметных универсальных учебных действий, социализация в данном обществе.
Ни для кого не секрет, что учащиеся, проживающие в сёлах и в тундре, имеют небольшой опыт общения со взрослыми и с детьми своего возраста. У детей формируется своеобразное представление об окружающем мире. Недостаточность социального опыта приводит к психологическим трудностям, особенно в то время, когда ученики должны вступать в межличностные отношения, при поступлении в школу.
В 2011 году я приняла 1 класс. Большая часть первоклассников пришла в класс с речевыми проблемами и с маленьким словарным запасом, не могли выразить простые мысли. Дети боялись отвечать у доски, возникли сложности в общении между детьми. Медико-педагогической комиссией в 2011 году шести ученикам были даны рекомендации занятий с логопедом и психологом, , 3 с задержкой психического развития.
В ходе работы с классом, где основной состав учащихся – ненцы, выяснилось, что перед учителем стоит непростая задача, от решения которой зависит не только успешность обучения и общения с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье учеников.
Обучение в начальной школе обладает уникальными возможностями, используя которые учитель актуализирует в младшем школьнике процесс социализации. Именно поиск разнообразных методов и приёмов успешной социализации учащихся определил тему данной работы.



Актуальность опыта.
В настоящее время школьная успешность в практике образования связывается, главным образом, с интеллектуальным развитием ребёнка, со способностями школьников к изучению учебных предметов. Этому подчинена и система проверки школьных знаний, принятая в массовой практике.
Социальный статус ребёнка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оценивается.
Вместе с тем всё чаще психологи и педагоги сталкиваются с проблемой межличностных отношений у младшего школьника. Проблема социализации школьников, особенно детей, прибывших из тундры, проживающих без родителей в интернате, остается одной из самых актуальных проблем.
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда успешная социализация учащихся школы, востребованность их как будущих специалистов на рынке труда, их конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения, от умения работать с информацией разных видов.
Формирование позитивного социального опыта не должно ограничиваться рамками отдельного урока, необходимо проводить последовательную внеурочную деятельность, направленную на повышение уровня развития учащегося.
Всё сказанное определяет актуальность настоящего опыта на уровне учебно-потребностной сферы учащегося.
Мною были выявлены следующие противоречия:
Между необходимостью эффективного использования урочной и внеурочной деятельности для формирования успешного социального опыта у учащихся и недостаточной разработанностью теоретических и организационных основ решения данной задачи;
Между собственным опытом учащихся и способностью самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.
Ведущей педагогической идеей опыта является разработка проектов, позволяющих создать на их основе систему развития позитивного социального опыта учащегося:
-повышение мотивации, которое происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора;
-развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому, которое происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
-формирование чувства ответственности, которое происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
-стремление самоутвердиться, которое является главным фактором эффективности проектной деятельности.
А также использование в учебном процессе современных педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.

Степень новизны опыта
Новизна опыта заключается в том, что проблема формирования успешной социализации учащихся в процессе образовательного процесса решается посредством создания целостной системы проектов, используемых как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Данная новизна является условной, то есть заключается в необычном сочетании ранее известных элементов, с опорой на культуру и национальные традиции ненцев.

Длительность работы над опытом
Педагогический проект предполагает работу над темой в течение 4 лет. Работа над опытом включала три этапа.

Диапазон опыта
Диапазон предоставленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

Теоретическая база опыта
Теоретической основой воплощения педагогической идеи опыта является комплекс понятий, сформулированных по педагогической проблеме опыта «Формирование позитивного социального опыта младших школьников через вовлечение учащихся в проектную деятельность ».
Что же такое «Социализация»?
Социализация - это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Согласно этой концепции человек должен адаптироваться к человеческому обществу, чтобы жить в нём. И в итоге человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, хотя процесс адаптации происходит у всех по-разному. Но социализация младшего школьника во многом зависит от его собственной активности. Недостаточно лишь приспособиться к окружающему миру и усвоить определённые правила и нормы. Важно научиться взаимодействовать с окружающим миром и уметь преобразовать его.
С.А. Козлова считает, что социализация личности происходит более успешно, если ребёнок активен, включён в процесс собственного «социального строительства». Она указывает на потребность познания самого себя как одного из стимулов включения ребёнка в процесс социализации. При этом важно, чтобы у него сложилось представление о себе как о человеке, чтобы он нашёл своё место среди других людей, мог мыслить, чувствовать, оценивать свои поступки и действия.
Но порой информация бывает неточной в результате своеобразного понимания увиденного или услышанного одним ребёнком и передачи её в таком виде другим детям. В этих случаях дети прибегают к помощи взрослых, переспрашивая у них те или иные факты. В такие моменты важна роль взрослого, который является носителем знаний об окружающем мире, носителем социального опыта, норм и правил поведения. Он организует процесс обучения и воспитания детей.
Основным методом реализации успешности социализации, является проектная деятельность.
Проектная деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнок не только объект, но и субъект воспитания, который способен активно принимать участие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании. В деятельности ребёнок самостоятелен в познании социального мира, у него формируются многие личностные качества, характеризующие ребёнка как высшее, социальное существо. Он учится сопереживанию, переживанию, развивает умение проявлять своё отношение и выражать его в различных видах деятельности.

Проектная деятельность.
В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Метод проектов возник ещё в начале 20-го века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, ориентируясь на личный интерес ребёнка именно в этом знании. Для этого нужна проблема, взятая из жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо применить уже полученные знания и новые знания, которые ещё предстоит приобрести.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий формирование умения адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. В основе метода проектов лежит развитие когнитивных (познавательных) и  творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, что опять же соответствует понятию «социализация».
Основные условия применения проектной деятельности сводится к следующему:
Существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
Применение исследовательских методов при проектировании;
Структурирование этапов выполнения проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора;
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
Возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
Содержание в нём новых проблем , которые могут послужить основой для нового проекта;
Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
Заинтересованностью ученика в работе.
В проектной деятельности обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющих ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Для успешной социализации учащихся в проектной деятельности особое внимание уделяется развитию коммуникативных компетенций младших школьников в совместной деятельности.
При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обеих сторон задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо помнить, что результат будет зависеть от того, какую роль в нем сыграет учитель, а какую ученик. Участие педагога и ученика, можно представить в виде зон ближайшего развития по Л.С. Выготскому:
Если обучающийся самостоятельно выполняет доступную, понятную для него работу, а сложное и не понятное выполняет совместно с учителем, то в другой раз эту работу он выполнит сам.
Если обучающийся самостоятельно выполняет всю работу и доступную и не доступную, то завтра он не сможет выполнить такую же работу, потому что, совершая ошибки, он ни чему не научится.
Если обучающийся самостоятельно выполняет доступную, понятную для него работу, а сложное и не понятное выполняет учитель вместо ученика, то завтра он не сможет повторить эту деятельность, так как, не научился выполнять сложные задания
Таким образом, перед учителем, помимо основных целей, всегда стоит сверхцель – организуя учебную проектную деятельность, нужно научить детей самой этой деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы, рефлексии, подготовке и проведению презентации и прочее) для этого следует:
-создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, видеотеку и т.д.);
-вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
-обеспечить руководство проектом со стороны педагогов обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
-в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
-обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Раздел II. Технология опыта
Постановка цели и задач педагогической деятельности
Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ФГОС, задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся: «...приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; ... защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Цель данного опыта: воспитание у обучающихся позитивного социального опыта через проектную деятельность.
Тема и цель определили задачи:
Изучение теоретического материала о социализации учащихся;
Изучение технологии проектной деятельности;
Использование метода проектов на уроках и внеурочной деятельности;
Разработка системы проектов по успешной социализации учащихся 1-4 классов;
Осуществление процесса социального становления личности ребёнка через развитие навыков взаимодействия с окружающим миром;
Формирование активной нравственной позиции у младшего школьника.
Поставленные цель и задачи предполагают не только восприятие тех ценностей и социального опыта ребёнком, которые предлагает ему общество, но и его собственное воздействие на само общество набором тех качеств и убеждений, которые стали бы его сущностью в процессе взросления. А значит, мы, воспитывая социализированную личность, должны позаботиться о его мироощущении и мировоззрении, должны сделать его успешным в любых жизненных ситуациях, помочь ему создать свой духовно-богатый внутренний мир, основанный на достижениях человечества с точки зрения гуманизма.
Последовательность педагогических шагов по реализации программы выстраивается с учетом уровня развития школьников и социально-психологических обстоятельств.
Планируемые результаты.
Результаты организуемой системы проектной деятельности должны удовлетворять следующим условиям:
-уровень компетентности обучающихся должен быть выше первоначального;
-уровень социализированности должен быть выше первоначального уровня;
-сохранность здоровья и степень комфортности.
Проектная деятельность позволит достичь следующих положительных результатов:
- за счет обучения детей проектной деятельности процесс вхождения школьников в новую социальную среду пройдет с наименьшими затратами для психики детей, что будет способствовать повышению качества обученности;
- через использование в урочное и внеурочное время проектной деятельности обучения, способствующих накоплению позитивного социального опыта, удастся повысить мотивацию учения, а также уровень сформированности ученических компетенций;
- за счёт использования возможностей проектной деятельности у учащихся сформируются универсальные учебные действия, что, несомненно, будет способствовать успешной социализации.
Контрольными результатами являлись:
-уровень сохранности здоровья обучающихся;
-уровень социализированности и сформированности ключевых компетенций у обучающихся;
-степень удовлетворённости родителей условиями обучения в школе.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
Современные принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали от нас новых методов обучения, которые реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью и формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, в общественной жизни. Такими методами в нашем классе стали метод проектов, практические и творческие работы. Проектная деятельность неразрывно связана с использованием исследовательских методов: определение проблемы, выдвижения гипотезы решения проблемы, оформление конечных результатов, метод «мозговая атака». При исследовательском методе, наряду с объяснительно-иллюстративным методом значительное место занимает работа с краеведческим материалом и семейными архивами, частично-поисковый метод, основанный на умении работать с информацией.
В ходе педагогического эксперимента по формированию успешной социализации учащихся младших классов через проектную деятельность я использую следующие группы методов:
Теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования, прогнозирование результатов, проектирование процессов достижения результатов на различных этапах;
Эмпирические: опросно-диагностические (беседы, анкетирование), анализ творческих работ, наблюдения, опытные работы;
Статистические: оценка результатов.
Принципы проектной деятельности: активность, самостоятельность и добровольность, учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, социальной значимости деятельности, приоритет общечеловеческих ценностей, целенаправленность, взаимодействия с социальной средой.
Методологические подходы: системный, аксиологический, компетентностный, активно-деятельностный, социально-ролевой.
Структурные направления: когнитивный, аксиологический и деятельностный компоненты целостной системы.

Содержание образования:
Работая над темой, я определила следующие этапы:
I этап (2010-2011 учебный год. 1 класс) - диагностика и осмысление проблемы, поиск путей ее преодоления, изучение научно-теоретической, методической литературы; первичное апробирование подобранных форм, средств и методов формирования коммуникативной культуры и социализации учащихся, выяснение причин педагогических «неудач»; разработка технологии контрольно-диагностического сопровождения, наблюдение за психологическим состоянием учащихся; создание условий для осознания собственной значимости учащимися 1 класса, знакомство с особенностями жизни и воспитания детей в семьях, изучение семей учащихся и составление социальных карт учащихся; организация бесед, КТД, праздников для выявления проблем общения «ученик-ученик», «ученик-учитель»; изучение проблемы успешной социализации при помощи проектной деятельности; применение метода проектов в воспитательной работе в группе продлённого дня; диагностика уровня тревожности и отношения к школе.
II этап (2011-2013 учебный год. 1-3 классы) - проведение констатирующего эксперимента, создание программы формирующего эксперимента; анализ содержания учебников 1-2 класса УМК «Школа России», выявление проектов, значимых для успешной социализации учащихся; создание проектов, подчинённых единой теме, как в урочной деятельности, так и во внеурочной; диагностика мотиваций и отношения к школе у учащихся 1-2 класса; создание социальной карты класса; анкетирование родителей по адаптации первоклассников, уровня тревожности у второклассников; организация проектной деятельности для успешной социализации учащихся на уроках обучения грамоте, окружающего мира, литературного чтения, технологии и изобразительного искусства.
III этап (сентябрь-декабрь 2014 учебного года. 4 класс) - обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования, на основании которых были сформулированы выводы; контрольная диагностика уровня сохранности здоровья обучающихся, уровня социализированности и сформированности ключевых компетенций у обучающихся, степень активности учащихся в школьной жизни, степень удовлетворенности родителей условиями обучения в школе.
Содержание образовательной области «Социализация» в моём воспитательном плане направлено на освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение школьников в систему социальных отношений через проектную деятельность, и строится по следующим разделам:
Я и моя семья.
Цели проектов этого раздела: развить творческие и коммуникативные способности ребёнка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; воспитывать чувство гордости за свой род, сохранять историческую память поколений, прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проектов.
Я и природа.
Цели и задачи проектов этого раздела: расширить представления обучающихся об окружающем мире, воспитание наблюдательности, любознательности, желания защищать и облагораживать окружающий мир, формировать экологическое сознание и экологическую культуру, ценностное отношение к природе и всем формам жизни, развить творческие и коммуникативные способности ребёнка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проектов.
Наш класс.
Цели и задачи проектов этого раздела: развить творческие и коммуникативные способности ребёнка, активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации, развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в классе и в группе при решении общих задач, организация праздников и внеклассных мероприятий.
Люби и знай свой край.
Цели проектов этого раздела: воспитание у обучающихся любви к родному краю, чувство гордости за свой народ, изучение истории родного края, воспитание позиции «Я - гражданин России», развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, прививать перво
·начальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проектов.
Все профессии важны, все профессии нужны.
Цели и задачи проектов данного раздела: творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, эстетическое и этическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Через все виды разделов сквозной линией проходит направление - работа с информацией (умение слушать, оценивать важность и достоверность, умение искать и презентовать, умение переводить словесный вид в информации в схематическую и наоборот)
Проекты выполнялись в разных временных рамках: от недели до 3 месяцев, с обязательным подведением итогов.
Вначале проектная деятельность в моей практике носила фрагментарный характер. Но постепенно сложилась система, которую я намерена развивать и в последующие годы. Все проекты объединяет одно – приобретение детьми позитивного социального опыта, воспитание уверенности и самодостаточности в каждом ребёнке. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует оптимальному восприятию образовательного и воспитательного компонента проектной деятельности.
Наиболее удачной работой по приобретению у детей позитивного социального опыта считаю следующие проекты:

раздел
Название проектов по классам




1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

1
«Я и моя семья»


Проект
«Мой дом – моя крепость»

Мини-проект «Моя родословная»
Проект
«Моя мама лучшая на свете»
Создание семейного альбома
«Моя семья -моё богатство»

2
«Я и природа»

Проект
«Что растёт на подоконнике»
Проект «Как выращивают огурцы»
Проект
«Птицы – наши друзья!»

Проект
«Красная книга НАО»;
Проект «Времена года»

Проект «Экологическая тропа»

3
«Люби и знай свой край родной»


Проект «Красное –моя малая родина»

Проект
«Столица ненецкого округа»

Проект «Ненецкие писатели» Проект «Одежда оленеводов»

Проект
«Край, в котором я живу»



4
«Все профессии важны, все профессии нужны»


Проект
«Как хлеб на стол пришёл.»

Проект
«Кто нас защищает»

Проект
«Хлеб -всему голова»

Проект «Оленеводы в военные годы»


Как уже отмечалось, все составляющие тесным образом связаны между собой и региональным компонентом. Работа над проектами проводится как в урочное время, так и во внеурочное (в группе продлённого дня) и включает в себя следующие этапы:
Первый этап включает в себя организационный момент. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учётом возрастных особенностей малышей это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Состав группы следует продумать заранее с учётом дифференцированного подхода.
Второй этап направлен на формулирование темы и целеполагание. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап является подготовительным. На первом уроке подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших занятиях план лишь корректируется.
Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Работа проводится в группах. На этом этапе очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.
Пятый этап - это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям»
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом, организации презентации и защите проекта.
Специфической особенностью работы над проектами является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности как со сверстниками, так и с представителями разных возрастных групп. В связи с этим проекты составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Приступая к работе над проектом, педагог должен помнить, что успех реализации проекта или результат исследовательской работы, зависит от качества выполненной работы на каждом этапе. В первую очередь, определяясь с формой проектной или исследовательской деятельности, необходимо помнить об опасностях, которые подстерегают нас на данном этапе работы. При организации работы над групповым проектом, нужно учитывать особенности детей. Для успешной работы группы, среди ее участников должны быть: «генератор идей» (тот, кто придумывает); «эрудит» ( тот, кто много знает); «критик» (тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет).
Все участники группы должны сотрудничать, в нужный момент проявлять гибкость или принципиальность, видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромиссы ради достижения общей цели. Очень часто, при организации такой формы работы, среди детей возникают конфликтные ситуации, поэтому педагог должен быть готов к этому и на первых этапах работы проводить профилактику конфликтных ситуаций. Как это сделать? Во-первых, замотивировать детей на достижение общей цели. Во-вторых, разделить участников по направлению работы. Например, при создании проекта «Как хлеб на стол пришёл», каждому участнику группы отводилась определенная роль и задание. Таким образом, каждый участник группы, не только нес ответственность за общий результат, но и чувствовал свою значимость и важность.
Самым первым большим проектом по успешному приобретению социального опыта был проект «Моя мама – лучшая на свете», поэтому я предложила детям создать праздник не только для себя, но и для родителей, младших сестёр, тёть, бабушек. Дети были разделены на группы: сценаристы, артисты, мастера цветочных украшений, иллюстраторы и оформители. Группа девочек (сценаристов) работала над сценарием представления, подбирала артистов для исполнения, организовывала репетиции. Самая большая трудность: уговорить многих детей выступить перед родными. «Артисты» не только репетировали сценарий, но и подбирали музыкальное сопровождение. «Мастера цветочных украшений» организовали мастерскую украшений, находили информацию в Интернете об интересных поделках из бумаги и показывали как изготавливать цветочные украшения. «Иллюстраторы» рисовали портреты мам, пригласительные билеты. «Оформители» отвечали за оформление класса к утреннику для мам. Данный проект достиг своих целей. Дети были заинтересованы в качественной подготовке к празднику, и хотя многие не имели опыта публичных выступлений, очень боялись выступать, сумели перебороть свои страхи и выступить перед своими близкими. Класс был оформлен украшениями, сделанными своими руками. Дети вручили подарки не только мамам, но и сестрёнкам и бабушкам.
Раздел «Я и природа» оказался самым притягательным для детей, так как он, во-первых, связан с очень близкой им окружающей средой, во-вторых, им было интересно получить конечный продукт, результат своей работы. Благодаря проекту «Что растёт на подоконнике?» дети познакомились с наиболее популярными комнатными растениями, их пользе, уходом за растениями. Затем дети провели опрос знакомых и родственников и принесли ростки для посадки в классе. Они познакомились с разными способами выращивания комнатных растений (ростками, семенами, черенками, листочками), с подготовкой почвы для цветочных горшков.
В 1 классе дети выполняли проект «Как выращивают огурцы?»
Цели этого проекта:
Познакомить с понятиями «сорт», «рассада», «подкормка»
Научить детей выращивать огурцы на окне, используя знания по уходу за растениями
Вырастить опытные растения на окне и получить урожай;
Расширить представления обучающихся об окружающем мире, формировать экологическое сознание и экологическую культуру, ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание защищать и облагораживать окружающий мир, развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка.
В этом проекте дети использовали уже готовую почвенную смесь для выращивания огурцов. Информацию о сортах и оптимальных условиях выращивания дети искали на пакетиках с семенами. Класс был разделён на три группы. Каждая группа выбрала сорт огурцов и посадила по два опытных растения, во время работы они вели дневник наблюдений. В процессе проекта дети под руководством учителя наблюдали за развитием растения, ухаживали за своими огурцами, учились опылять растения.
Каждый учащийся получил позитивный социальный опыт в том, что они творцы, что они могут преобразовывать наш мир. Защитой этого проекта был Праздник урожая, где дети из выращенных огурцов сделали салаты.
В 3 классе нами была проведена исследовательская работа по теме «Участники локальных войн нашего посёлка». С этим проектом мой ученик принял участие в конференции школьников «На пути к научному исследованию» и занял 2-е место. Эту работу я отправила на всероссийский конкурс «Сказание о родной земле», посвящённый 85-летнему юбилею НАО. В номинации «Мультимедийная презентация» он стал лауреатом 1 степени.
Кроме этого проекта в апреле 2013 года был проведена проектная работа «Домики для наших пернатых друзей». В этом проекте дети не делились на группы, а работали индивидуально, но каждый мог попросить помощи у своих одноклассников.
Цели этого проекта:
Создать план своей работы и технический рисунок скворечника
Выбрать материал, из которого будет изготовлен скворечник, детали для него.
Сделать скворечник и повесить его во дворе на дерево..
Формировать экологическое сознание и экологическую культуру, ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание защищать и облагораживать окружающий мир, развить творческие и коммуникативные способности ребёнка.
Презентацию своих скворечников дети провели у своих домов. Для дальнейшего формирования бережного отношения к природе, был проведён открытый классный час «Птицы – наши друзья», на котором дети рассказали о разновидностях птиц нашего края, какие птицы занесены в Красную книгу, о бережном отношении к нашим друзьям, читали свои сочинения на тему «Моё отношение к птицам», продемонстрировали свои скворечники и показали, как они их развесили. В сентябре 2013 года я предложила детям создать маршрут для экологической тропы с разнообразными природными объектами. Дети с удовольствием рассказали о ближайших интересных местах нашего посёлка, и мы совместно составили маршрут экологической тропы. Цель этого проекта – диагностика коммуникативных умений. Проект показал, что дети класса умеют сотрудничать друг с другом, договариваться, распределять роли и работать в соответствии с ролью. Результатом этого проекта стала создание презентации «Экологическая тропа».
Самым трудным в плане организации работы стал проект, в котором требовалась помощь семьи. Это проект по созданию семейного альбома «Моя семья - моё богатство», над которым мы работаем в этом году. Сложность заключается в организации сбора материала, фотографий, в слабом техническом обеспечении семей, в необязательности некоторых родителей. Приходиться проводить дополнительные встречи с родителями, проводить просветительскую работу о ценности этой работы для детей. Для семейного альбома дети собирают материал о своей семье, оформляют его на ватмане совместно с родителями. Презентацию альбома хотим показать на общешкольном родительском собрании в конце учебного года.
Учебники нового поколения предлагают нам уже разработанные проекты. Заинтересовавшие меня проекты я всегда расширяю для формирования более яркого социального опыта у детей. Ценными проектными работами для меня оказались работы по профориентации, которые предлагает учебник «Технологии» УМК «Перспектива», «Школа России», авторов Н.И.Роговцева, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой. Выходя за рамки уроков, продолжаю работать по теме и на внеклассных мероприятиях.
Во втором классе при изучении темы «Работа с пластичными материалами (тестопластика)» надо изготовить изделия из солёного теста. Мне пришла мысль, изучив эту тему на уроке труда, познакомить детей с работой пекарей нашего посёлка. Так был разработан проект «Хлеб - всему голова». Цель проекта: формировать первоначальные представления о мире профессий, формировать первичные навыки работы над проектом с помощью стандартного алгоритма, умение самостоятельно составлять план работы и работать над изделием в группах; развивать умение проводить презентацию групповой работы по плану и оценивать результат по заданным критериям; воспитывать коммуникативные качества.
На первом уроке дети распределились на группы. Каждая группа изучила материал учебника, сформулировала цели, задачи проекта, распределила роли и ознакомилась с планом проекта «Хлеб - всему голова». Ребята сделали сообщения о профессии пекаря и кондитера, познакомились с инструментами и приспособлениями для работы с текстом, с иллюстрациями изделий из солёного теста.
Далее каждая группа изучила рецепт приготовления солёного теста, заполнила технологическую карту и самостоятельно приготовила по рецепту для своей группы солёное тесто разных цветов. Из теста ребята слепили разные изделия.
На внеурочном занятии каждой группе было предложено приготовить сообщения по следующим темам: «Путь зёрнышка на пекарню», «Слава тем, кто хлеб растил», «Что можно приготовить из муки?», «Какие мучные изделия полезны для человека, а какие вредны?».
Свои работы группы представили и защитили на следующем занятии.
На этом же занятии провели инструктаж по технике безопасности и по санитарным нормам во время экскурсии на пекарню.
Завершающий этап проекта – экскурсия на пекарню, где дети познакомились с технологией изготовления хлеба, попробовали себя в роли пекарей, детям разрешили замешивать тесто, попробовали горячий хлебушек. Дети получили позитивный социальный опыт. Они часто просят организовать на творческих занятиях работу с солёным тестом, рассказывают, как помогают дома маме печь. Формирование первоначальных представлений о мире профессий продолжается на уроках технологии в третьем классе. Дети знакомятся с профессиями, связанных с темами «Архитектура», «Ателье мод». На основе этих тем был разработан проект «Одежда оленеводов».
Обобщение опыта по теме «Формирование позитивного социального опыта младших школьников через вовлечение учащихся в проектную деятельность» был представлен на методическом объединении учителей начальных классов.

Результативность опыта
Можно с уверенностью сказать, что в результате применения проектной деятельности в учебном процессе формируется положительный социальный опыт, что способствует успешной социализации младших школьников, и дало следующие результаты:
высокий уровень познавательной активности (ребята задают вопросы, активно участвуют в поисковой деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность, участвуют в предметных неделях и в общешкольных мероприятиях) (Приложение № 1);
состояние здоровья обучающихся не ухудшилось, психологический климат класса на высоком уровне, дети с удовольствием ходят в школу, не боятся обращаться с проблемами к педагогу и одноклассникам;
качество знаний за период проведения эксперимента возросло (увеличилось количество отличников, повысилась мотивация учения, дети признают свои проблемы и стараются решить их, подавляющее большинство родителей удовлетворены уровнем образования и воспитания детей) (Приложение № 2);
повысился уровень общей культуры личности (навыки общения, соблюдений правил этикета, приема пищи, сервировки стола и т.д.).
Мои ученики – активные участники общешкольных мероприятий, призёры и победители конкурсов на муниципальном, межмуниципальном, всероссийском и международном уровнях:
год
Фамилия, имя
Название конкурса
Уровень
Результат

2011
Сятишева Антонина
Конкурсно-игровая программа
«Дело было вечером», посвящённая году Семьи в НАО
Муниципальный
Победитель

2011
Сятишева Антонина, Вокуева Анастасия, Соболева Анастасия, Эрбаева Александра
Творческий потенциал в декоративно-прикладном искусстве
Муниципальный
Участники

2012
Сятишева Антонина
Прыжки в длину с разбега в рамках Дня здоровья, посвящённого олимпийским играм
Школьный
Победитель

2012
Вокуева Анастасия
Легкоатлетический кросс «Золотая осень 2012»
Школьный
Призёр

2012
Вокуева Анастасия
Лыжные гонки, посвящённые Всемирному Дню здоровья
Школьный
Призёр

2012
Вокуева Анастасия
Метание диска на дальность в рамках Дня здоровья, посвящённого Олимпийским играм
Школьный
Победитель

2012
Эрбаева Александра
Конкурс
патриотического стиха
«Память о подвиге вечна»
Муниципальный
Победитель

2012
Соболева Анастасия
Конкурс
патриотического стиха
«Память о подвиге вечна»
Муниципальный
Призёр

2013
Учащиеся 3А класса
Конкурс мини-плакатов по мотивам пословиц о семье в рамках Недели психологии
Школьный
Победители

2013
Телков Иван

Познавательная викторина «Этот город сердцу дорог»
Муниципальный
Победитель

2013
Сятишева Антонина
Познавательная викторина «Этот город сердцу дорог»
Муниципальный
Участник

2013
Сятишева Антонина
Конкурс
патриотического стиха
«Памяти отцов и дедов»
Муниципальный
Призёр

2013
Соболева Анастасия
Соревнования по велогонкам, посвящённым Дню защиты детей
Муниципальный
Призёр

2013
Вокуева Анастасия
Познавательная викторина «Этот город сердцу дорог»
Муниципальный
Призёр

2013
Эрбаева Александра
Конкурс
патриотического стиха «Памяти отцов и дедов»
Муниципальный
Победитель

2013
Эрбаева Александра
Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Единственной маме на свете»
Региональный
Призёр

2013
Соболева Анастасия, Эрбаева Александра, Сергеева Гликерия, Вокуева Анастасия, Выучейский Евгений, Холохон Максим

Конкурс
«Битва школьных хоров»

Региональный

Призеры

2013
Соболева Анастасия, Сятишева Антонина, Воротенькина Надежда
Конкурс
«Экология глазами детей»
Межрегиональ-ный
Участники

2013
Пудкова Юлия, Воротенькина Надежда, Соболева Анастасия, Вокуева Анастасия
Предметные олимпиады для младших школьников «Окружающий мир»
Всероссийский
Призёр Призёр Победители













2013
Соболева Анастасия, Эрбаева Александра, Сергеева Гликерия
Предметные олимпиады для младших школьников по русскому языку
Всероссийский
Победитель Призёр
Призёр

2013
Телков Иван, Эрбаева Александра
Предметные олимпиады для младших школьников по математике
Всероссийский
Призёр
Призёр

2013
Телков Иван
Предметные олимпиады для младших школьников по литературному чтению
Всероссийский
Победитель

2013
Соболева Анастасия
Игровой конкурс
по естествознанию
«Человек и природа»
Всероссийский
Участник

2013
Телков Иван
Игровой конкурс «Британский Бульдог»
Международный
Участник

2013
Телков Иван, Соболева Анастасия
Игровой конкурс
«Золотое Руно»
Международный
Участники

2013-14
Соболева Анастасия, Эрбаева Александра, Телков Иван, Сергеева Гликерия
Математический конкурс-игра «Кенгуру»
Международный
Участники

2014
Вокуева Анастасия
Соревнования по скиппингу среди девочек по итогам Всемирного дня здоровья
Школьный
Победитель

2014
Сятишева Антонина
Соревнования по скиппингу среди девочек по итогам Всемирного дня здоровья
Школьный
Призёр

2014
Соболева Анастасия
Олимпиада по русскому языку
Школьный
Победитель

2014
Вокуева Анастасия, Сергеева Гликерия
Олимпиада по русскому языку
Школьный
Призёры

2014
Сергеева Гликерия
Олимпиада по математике
Школьный
Победитель

2014
Эрбаева Александра, Соболева Анастасия
Олимпиада по математике
Школьный
Призёры

2014
Сятишева Антонина
Конкурс чтецов «Любимый уголок родной земли». Посвящённый 85-летию НАО
Муниципальный
Призёр

2014
Сятишева Антонина
Конкурс чтецов «Любимый уголок родной земли». Посвящённый 85-летию НАО
Муниципальный
Участник

2014
Сятишева Антонина
Создание буктрейлера о книге А.И.Пичкова «За синим камнем»
Муниципальный
Участник

2014
Эрбаева Александра
Конкурс
«Любимый уголок родной земли»
Муниципальный
Победитель

2014
Сергеева Гликерия
Олимпиада по русскому языку
Муниципальный
Призёр

2014
Соболева Анастасия
Районный конкурс «Ученик года»
Региональный
Участник

2014
Сятишева Тоня, Соболева Настя, Скрябин Александр
Игра «Найди человека», проводимой в рамках деятельности педагогического отряда на территории НАО
Региональный
Участники

2014
Телков Иван
Конкурс «Сказание о родной земле»
Всероссийский
Победитель

2014
Соболева Анастасия, Устинкин Руслан
Конкурс «Сказание о родной земле»
Всероссийский
Участники

2014
Телков Иван, Вокуева Анастасия, Соболева Анастасия, Эрбаева Александра, Сергеева Гликерия, Воротенькина Надежда, Сятишева Антонина
Дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»
Всероссийский
Победители


призёры

2014
Сергеева Гликерия, Соболева Анастасия, Телков Иван, Вокуева Анастасия
Дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»

Всероссийский
Победители

Призёры

2014
Сятишева Антонина, Соболева Анастасия, Вокуева Анастасия, Сергеева Гликерия Телков Иван, Воротенькина Надежда

Дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

Международный

Победители

2014
Пудкова Юлия, Эрбаева Александра
Дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»
Международный
Призёры

2014
Пудкова Юлия, Соболева Анастасия, Сергеева Гликерия, Телков Иван
Дистанционный конкурс по математике проекта
«Новый урок»

Международный

Призёры

2014
Пудкова Юлия
Конкурс
«Человек и природа»
Международный
Победитель

2014
Сергеева Гликерия
Математический конкурс «Ребус»
Всероссийский
Призёр

2014
Пудкова Юлия, Воротенькина Надежда, Соболева Анастасия, Вокуева Анастасия

Предметные олимпиады для младших школьников «Окружающий мир»

Всероссийский
Призёр Призёр
Победители

Считаю, что работу по формированию позитивного социального опыта через проектную деятельность, надо продолжать в работе с классом, чтобы процесс вхождения младших школьников в новую социальную среду прошёл с наименьшими затратами для психики детей, что будет способствовать повышению качества обученности.
Литература:
1. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997.
2.Кучкуда Е.Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению // журнал Начальная школа 2013, №1, стр. 38-39
3. Проектная деятельность в начальной школе/ автор-составитель М.К. Господникова (и др.).- 2 –е изд.- Волгоград: Учитель, 2011. -131с.
4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2002.
5. Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// журнал Управление начальной школой №6, июнь 2013, с.14-25
6.Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю.: Метод проектов в начальной школе: система реализации – Волгоград: Учитель, 2013. – с.135

























Приложение № 1
Для оценки уровней познавательной активности у младших школьников были использованы вопросы из модифицированного опросника А.Д. Андреевой, основанного на диагностике мотивации учения и эмоционального отношения к учению, а также опросника Ч. Детелберга, направленного на изучение уровней познавательной активности.
Мониторинг повышения познавательной активности обучающихся
Сроки
Проведения
(класс)
Уровни развития познавательной активности


низкий
средний
высокий

Сентябрь 2011год
2 класс
40%
30%
30%

Апрель 2014 год
4 класс
5%
15%
80%


Приложение № 2

Результаты качества и успешности знаний учащихся за 2011/2014 гг.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415