Открытый урок по литературному чтению в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века») Х. К. Андерсен «Дикие лебеди». Знакомство со сказкой.
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Х. К. Андерсен «Дикие лебеди». Знакомство со сказкой.
Составила:
учитель начальных классов
МОУ Большевишенская СОШ
Гутенко Т.А.
Пояснительная записка
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения, чему хорошо помогает и способствует учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Тема урока : Х.К.Андерсен «Дикие лебеди». Знакомство со сказкой. Это шестой урок из раздела «Произведения зарубежных писателей».
Все этапы урока последовательны и логически завершены. Постоянная смена видов учебной деятельности не позволяет скучать на уроке и утомиться.
Тема: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»
Цель:
Познакомить учащихся с биографическими моментами жизни Х.- К. Андерсена. Обобщить знания о сказках Андерсена, начать знакомство со сказкой «Дикие лебеди», заинтересовать детей творчеством Х.-К. Андерсена.
Задачи урока.
Образовательные:
Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.
Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
Обобщить знания о сказках Андерсена, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
Развивающие:
развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Развивать творческое мышление, речь, воображение
Развивать умение пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видами чтения. Развивать навыки самооценки и самоконтроля. Способствовать формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.
Воспитывать любовь к Родине, близким людям. Прививать любовь к чтению художественной литературы.
Приемы: «кластеры», «синквейн», решение кроссворда.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная
Ожидаемые результаты обучения: совершенствование техники чтения, развитие внимания и желания читать другие сказки Х.-К. Андерсена.
Оборудование урока: учебник, иллюстрации к сказке, запись аудиосказки «Дикие лебеди», Аудиозапись песни “Сказки”, мультимедийный проектор, компьютер, портрет Андерсена, загадки, таблички для составления кластера.
Ход урока:
I.Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Я сегодня молодец.На уроке удалец.Спинку ровненько держу.Все я знаю, все скажу.
- Итак, за работу!
– Сегодня на уроке литературного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
Звучит музыка(Аудиозапись «В гостях у сказки»). Чтение стихотворения под музыку (учителем)
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
ll.Проверка домашнего задания.
Вам было задано дома составить синквейн по какому-нибудь сказочному персонажу. Не называя тему (пункт№1),догадайтесь о каком герое идёт речь?
IlI. Актуализация опорных знаний.
1.Повторение изученного.
А вы любите читать и слушать сказки?
- Какие виды сказок вы знаете? На какие группы можно разделить сказки ? (составление кластера) (коллективная работа)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.Проблемная ситуация
Каждому из вас я дала задание выучить стихотворение – загадку о героях сказок .Ваша задача отгадать загадку, а ответ записать в клеточках кроссворда.(коллективная работа)
Ну, а теперь отгадайте загадки:
1.Налетела злая вьюга,Герда потеряла друга.В царство льда умчался Кай!Герда! Герда! Выручай!Вьюга кружит вправо, влевоВ сказке (Снежная королева)
2.Принц влюбился, подарилСоловья и розу.Но капризная принцессаЗнать его не хочет.Чтобы в замок к этой принцессе попасть,Новым работником стал. (Свинопас)
3.Чтоб следы мои найти,Надо медленно идти:До того они малы,С ушко штопальной иглы.Я сама невелика,Чуть побольше ноготка.Где я только не бывала:В норке мыши зимовала,Крот меня в невесты брал,Жук со мною танцевал,Ласточка меня спасла –В страну счастья унесла.И теперь я не тужу:С эльфом крепко я дружу. (Дюймовочка)
4.\Я сказочный гном.
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
Вам сон подарю.
И в сказку любую
Попасть помогу.
( Оле-Лукойе)
5. С голосом нежным
без спору рассталась,
Ради любви потеряла покой,
Но после свадьбы чужой оказалась
Только полоскою пены морской.
(Русалочка)
6.Разыгралась непогода,А на улице темно. В эту злую непогодуДевушка стучит в окно.Не сомневайся, принц, она хорошая,Она несчастная. (Принцесса на горошине)
7. О платье волшебном наслышанСобрался на площадь народ,Король в обновке к ним вышелС вельможей под ручку вперед.На нем ничего кроме шпаги,Короны и старых штиблет.Не каждому хватит отваги,Правдиво закончить портрет.
(Новое платье короля)
8. Бравый солдат домой возвращался,С ведьмою старой в лесу повстречался.В пустое дупло солдат наш спустился,Золото взял и назад воротился...Но кроме деньжонок вещица чуднаяСлуживому парню от ведьмы досталась.Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,Напомните мне, как она называлась. (огниво)
1
с
н
е
ж
н
А
я
к
о
р
о
л
е
в
а
2.
С
в
и
н
о
п
а
с
3.
д
ю
й
м
о
в
о
ч
к
а
4
о
л
е
-
л
у
к
о
й
е
5.
р
у
с
а
л
о
ч
к
а
6
п
р
и
н
ц
е
с
с
а
н
а
г
о
р
о
ш
и
н
е
7
н
о
в
о
е
п
л
а
т
ь
е
к
о
р
о
л
я
8
о
г
н
и
в
о
Кроссворд «Сказки Андерсена»
3.Задание «Собери сказку»
Сейчас вам будет дано задание по группам. У каждой группы конверт с заданием .Вам надо найти название сказки, иллюстрацию к сказке и отрывок из сказки и наклеить в нужные колонки. Задание на скорость, правильность и аккуратность. Проверка задания друг у друга( по шаблону).
За правильность выполнения задания вы все получаете дипломы «Знаток сказок Андерсена»
У меня есть ещё одна табличка, давайте мы попробуем составить её вместе. Чтение отрывка из сказки.
Картинка
Сказка
Отрывок из сказки
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Дикие лебеди»
«Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла с зелёным листочком – других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смо-трела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев .»
.С какой сказкой мы познакомимся сегодня вы должны догадаться по понятиям ,которые я вам прочитаю.
1 слово - неприрученные, неодомашненные.( Дикие)
2 слово - символ чистоты, мужества, любви.( Лебеди)
Название сказки появляется в таблице последнюю очередь . Рядом добавить фамилию автора .
О каком авторе мы говорим сегодня на уроке? Как называется сказка? Если эту сказку написал автор, то эта сказка народная или авторская?
3.Целеполагание.
Давай те попробуем определить тему и цель нашего урока.
(сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Х.К.Андерсена и его сказкой «Дикие лебеди» ( показ портрета Х.К.Андерсена)
(Запись темы написана на доске: Ханс Кристиан Андерсен «Дикие Лебеди»)
... Сказками увенчан, как цветами. Строк его вкушаем благодать. Наши папы, бабушки и мамы Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасныйВ поле, в доме, в школе и в лесу...Сказок его радужные краскиЯ сквозь жизнь, как праздник, пронесу !(стих читает ученик)
lV Изучение нового материала.
1.Знакомство с биографией писателя Х.К. Андерсена
И в первом и во втором классах мы с вами читали увлекательные сказки великого писателя Х.К. Андерсена. Они захватывали вас, увлекали вместе с собой в волшебный мир сказок. А скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь из вас помнит в какой стране жил великий сказочник?
Сейчас я раздам карту с заданием по одной на парту.. Вы должны внимательно прочитать и выполнить задание.( Работа в паре, поисковая работа)
Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о жизни великого писателя Х.К. Андерсена. Будьте внимательны после презентации я вам дам небольшие тесты, и вы должны будете ответить на вопросы теста.
1. Показ презентации. (5 минут)
2. Тест: - Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?
1)Швеция 2)Германия 3)Дания
В каком возрасте мальчик научился читать?
1) в 4 года 2) в 7 лет 3) в 9 лет
Где учился Ханс Кристиан?
1) в лицее 2) в пансионе 3) в школе для бедных
Какое произведение не принадлежит перу Х.К.Андерсена?
1)«Гадкий утёнок» 2)«Золотой гусь» 3)«Снежная королева»
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?
1) Международным женским днём
2) Международным днём детской книги
3) Днём Святого Валентина
Сколько сказок написал Андерсен?
200
150
170
V. Физминутка.
Так как мы с вами сегодня знакомимся со сказкой «Дикие лебеди», то
пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя этими красивыми и благородными птицами .
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).Перед тем, как вылетать,Надо крылышки размять.Вверх крыло, вниз крыло,А теперь наоборот!Крылья в стороны разводим,И лопатки вместе сводим.Вправо – влево наклонились,И вперед назад прогнулись.А теперь на месте ходим,Но от парты не отходим.Снова сесть за парты радыПриступать к работе надо.
VI. . Первичное усвоение новых знаний.
Сейчас вы сядете поудобнее и настроитесь слушать сказку .мы с вами прослушаем часть сказки ,а потом почитаем продолжение в учебнике.
( аудиозапись 6 минут, рассказано 5 частей.) После прослушивания задание:
VII. Закрепление.
-Ответьте на вопросы:
Как звали сестру одиннадцати принцев из сказки “Дикие лебеди”?
В кого превратила мачеха 11 братьев Элизы?
Соком какого растения натёрла Элизу злая королева?
В какое время принцы-дикие лебеди могли летать?
1)Чтение в учебнике 6 главы. ( страницы 166-170)
Какие сюжетные элементы вы знаете?
Ученик: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
На доске схема.
Кульминация
Развитие действия
Завязка
Экспозиция Развязка
Попробуйте определить, какие сюжетные элементы мы уже прочитали? Что вам дома надо будет прочитать?(кульминацию и развязку)
VIII. Моделирование обложки.
Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы уже можете смоделировать обложку. Откройте рабочую тетрадь на странице 70 выполните задание №1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У вас на столе лежат листочки . Я называю вам героя сказки , а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:
Ваня, Аня, Максим – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная). Люба, Андрей , Даня – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
(Заслушивание ответов).
- На этом наша работа с данным произведением еще не закончена, мы продолжим на следующем уроке.
lX.Рефлексия и самооценка учащихся.
- Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам самим подвести итог нашего урока и оценить сами себя.
«Говорящие рисунки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо
На лесенке знаний я себя оцениваю так:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
X. Итог урока.
С каким автором мы познакомились сегодня ?Какую сказку мы начали изучать на уроке? Как зовут главную героиню сказки? - Захотелось ли вам узнать, чем закончится история Элизы и ее братьев?
Xl.Домашнее задание.
С. 171-- 172- ДОЧИТАТЬ СКАЗКУ., С.174 ВОПРОС 4, СДЕЛАТЬ ЗАДАНИЕ №5,8,9 В ТЕТРАДИ.
Резерв: Сделать задания в в тетради №2,4,9.