Урок по обучению грамоте и развитию речи. Тема: «Гуси-лебеди»
Урок по обучению грамоте и развитию речи.
Тема: «Гуси-лебеди»
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Обучение грамоте и письму.
Цели: -познакомить детей с буквой Х, х , обозначением их одной буквой;
-упражнять детей в звуковом анализе слов;
-закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;
- развивать фонематический слух ,внимание, память, речь;
-воспитывать усидчивость ,интерес и любовь к сказкам.
Вид урока: урок –путешествие в сказку.
Тип урока: сообщение новой темы.
Предметно-развивающая среда: иллюстрации к сказке « Гуси-лебеди» ; цветные квадраты-фишки, звездочки, азбука-тетради .Ход урока.
l. Организационный момент.
- Ребята, встаньте ровно, выпрямите спинки и давайте молча поприветствуем друг друга, улыбнемся. К нам сегодня пришли гости посмотреть ,как вы работаете на уроках. А теперь тихо садитесь и приступим к работе.
1. Объявление темы урока.
- Сегодня мы с вами закрепим знания о гласных и согласных буквах, будем проводить звуко-буквенный анализ слов , познакомимся с новой буквой и звуками ,которые она обозначает.
II. Вступительная беседа.
- Ребята, вы любите сказки ?-А какие виды сказок вы уже знаете?( волшебные, бытовые, о животных).
- Читая или слушая сказки , мы попадаем в мир чудес , волшебства, но в то же время сказка нас многому учит. Мы знаем пословицу: «Сказка-ложь ,да в ней намек, добрым молодцам урок». Вот и сегодня с помощью сказки мы узнаем много нового и интересного, я приглашаю вас в русскую народную сказку « Гуси-лебеди».
III. Работа над темой урока.
« Жили-были муж да жена , и были у них дочка и сыночек маленький. Вот как-то раз уехали родители на работу, а девочке наказали за братцем смотреть. Девочка посадила малыша на травку , дала ему кубики и сказала : « Сиди , играй, да отыскивай буквы- гласные и согласные . Смотри, каких больше, а каких меньше».
– Давайте поможем малышу справиться с этим заданием. Но прежде повторим, что мы знаем о гласных и согласных буквах? (кубики с изображением букв).
-Сколько здесь гласных? Назовите их.
-Сколько согласных? Назовите их.
-Каких больше, каких меньше?
2. « Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли. Прибежала сестра, глянула- нет братца! Побежала за ними, увидела речку : « Речка-матушка, куда гуси-лебеди полетели?
- Выполни мое задание, скажу !»
Отгадывание загадок:
« Отгадать легко и быстро;
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый!» ( Хлеб ).
« В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет». ( Холодильник).
- Отгадали, молодцы !- Какой первый звук в словах-отгадках?
Артикуляция звука [х; х]- согласный, глухой. Почему?
- Петь и тянуть не можем. При произношении голос не участвует.
-А теперь послушайте еще слова с этим звуком: хитрый,хищник,хек.
-Какой здесь первый звук? ( [х] ).
Вывод: согласный, может быть твердым и мягким.
Игра « Зажги звездочку» (художник, хурма , хороший , хор , хруст , хобот , хирург , духи , худой , хлеб , хек.)
«Побежала девочка дальше. На пути у нее –печка.
- Печка-матушка, куда гуси-лебеди полетели?
-Вынь пирожок- скажу!
а). знакомство с буквой Х , х.
- На что похожа? (ассоциации ).
« Рядом два столба стояли,
Друг на друга вдруг упали.»« Х- на ножницы похожа,
Но в работе , а не лежа».
Физминутка.
б ) работа в азбуке-тетради:
выделить элементы печатания букв Х, х;
в) печатание буквы Х , х ( показ на доске , печатание в тетради ).
4. « Побежала девочка дальше и прибежала к избушке на курьих ножках, в которой жила Баба-Яга. Баба-Яга не желает отдавать братца , пока мы с вами , ребята , не прочитаем слова с новой изученной буквой Х .
а ) чтение слов с доски :
муха хор мох хлопок духи
б ) чтение в азбуке- тетради.
IV. Девочка : « Спасибо , ребята , что помогли мне вернуть братца. Вместе с вами я многому научилась».
Итог урока.
- Хорошо, дружно все поработали .- Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке ? С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?