Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников. Формирование интереса младших школьников к народной музыке, через их участие в фольклорных ансамблях.


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Шуйский Государственный Педагогический Университет»

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРЫ





КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников. Формирование интереса младших школьников к народной музыке, через их участие в фольклорных ансамблях.









Работу выполнила:
Корнева Ольга Валентиновна
студентка 4 курса факультета искусств
заочной формы обучения
культурология



Работу проверил (а):
Кандидат культурологи, старший
Преподаватель кафедры.
Самсонова Ирина Васильевна








Шуя – 2010


Содержание

Введение

1.Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей младших школьников, посредством фольклора.

1.1.Творческие способности (по Б. Теплову)

1.2. Музыкальный фольклор

1.3. Детский фольклорный ансамбль

2. Формирование духовно-нравственной личности через приобщение к истокам русской национальной культуры (программа фольклорного ансамбля).

2.1.Проблемы и противоречия, возникающие в процессе педагогической деятельности.

Заключение.

Список литературы.

Приложение






















Введение
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.
Анализируя детское продуктивное творчество, мы можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др. Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано. Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. В настоящее время многие дети среднего возраста, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, мало существует ансамблей народного пения. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Целью исследовательской работы выступает: создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у учащихся детского объединения по фольклору.
Предметом наблюдения – условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей. Базой исследования являлась гимназия №36 г. Иваново, фольклорный ансамбль «Махоня».



Задачи:
Рассмотреть, как:
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей учащихся.
Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
Освоение народного творчества через овладение учащимися навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Занятия в детском объединении по фольклору способствуют воспитанию эстетических чувств.
Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
Для эффективного разрешения поставленных задач была использована следующая совокупность методов по эстетическому и нравственному воспитанию детей:
Методы
1. Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несет в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2.Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию)
3.Словесный метод - с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен
4.Социо – игровой метод – ведущий вид деятельности, ребенок лучше все воспринимает через игру. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Система знаний детского объединения по фольклору позволяет школьникам становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.
1.Анализ результатов образовательного процесса по развитию творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
1.1. Творческие способности
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:
Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности. Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. Различают общие (умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае – музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.
Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.
Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний – это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
1.2. музыкальный фольклор
Музыкальный фольклор народная музыка, вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);
полевые работы (покосные, жатвенные песни);
рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные. Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей и подростков. Самое главное удержать интерес подростков к народной музыке и народному фольклору. Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру. У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран. Но главная задача, которая стоит перед учителем, научить любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края. И так как мы живем в Ивановском крае, то здесь будут свои традиции, ритуалы и обряды. Очень важно, чтобы учащиеся знали историю своего края, и преподнести это так, чтобы учащиеся полюбили свою малую Родину, природу, и родной край, через знакомство с русскими народными песнями и обрядами.
1.3. Детский фольклорный ансамбль
Работа с детским фольклорным ансамблем – одна из наиболее востребованных тем среди руководителей фольклорных коллективов. Фольклор синкретичен. И специфика работы фольклорных коллективов предполагает, что руководители должны не только обучать участников пению и народной пляске, но и владеть навыками прикладного народного творчества. Эти умения необходимы руководителям для того, чтобы изготовлять вместе с участниками атрибуты народных праздников; делать праздники и занятия более яркими, интересными; иметь возможность представить участникам коллективов народную традиционную культуру целостно, во всем многообразии и, в тоже время, единстве народного творчества. В ансамбли дети попадают разными путями. Кто-то идет целенаправленно, уже зная об их творчестве, а кто-то просто заглянул на огонек да так и остался. В процессе занятий происходит естественный отбор. В итоге остаются те, кому наиболее близка народная песня и кто обладает какими-то особыми душевными качествами. Фольклорный ансамбль не просто развлечение себя и окружающих. Творческая деятельность с самой школы помогает ребенку с раннего возраста понять важную вещь кем он хочет стать в будущем. Участие детей и подростков в общественной работе, будь то фольклорный кружок или спортивная секция, помогает им укреплять знания родного языка и истории, традиций и обычаев своего народа.
2. Формирование духовно-нравственной личности через приобщение к истокам русской национальной культуры.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор. Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Существенную роль в этом играет работа детского объединения по фольклору, где проходят теоретические и практические занятия.
Работа объединения «фольклорный ансамбль» на базе школы №36 ведется по программе «Формирование духовно-нравственной личности через приобщение к истокам русской национальной культуры».
Данная программа рассчитана в первую очередь на личность ребенка. Правильное сочетание и применение единства требований к процессу обучения даст результат, который будет характеризоваться высоким профессиональным мастерством всего коллектива детей и индивидуально каждого ребенка. Программа вписывается в общешкольную концепцию эстетического воспитания, являясь её органичной и неотъемлемой частью.
Программа решает следующие задачи:
Создание условий для становления гражданских позиций личности.
Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт.
Существенную роль в реализации этой программы играет работа детского объединения по фольклору, где проходят теоретические и практические занятия. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса, добиваясь «проживания» детьми фольклора, его «прорастания» в жизнь.
На занятиях фольклора проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.
В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:
Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, этического совершенствования.
Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.
Цель программы: Формирование духовно-нравственной личности ребенка.
Возрождение и развитие детской певческой культуры на основе русского фольклора.
Важнейшей задачей курса является развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев. Участие в городских, областных, всероссийских фестивалях, концертах.
Обучение строится по 3 направлениям:
Знакомство с народно-обрядовой культурой России.
Вокально-хоровое обучение.
Хореография, обучение основам народного танца.
Учебно-творческая программа рассчитана на 3 года обучения.
В организации педагогического процесса, используются следующие принципы:
Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, также ориентироваться на высшие общественные понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации, т.е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, селе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. С целью реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками организовывается педагогический процесс на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические.
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум понятиям прошлого (давным-давно) и настоящего (в наши дни). Это обусловлено информированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, бесед, экскурсий, игр, объединенных общей целью, проблемой.
Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.
Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
При организации педагогической работы с детьми по развитию познавательной активности в процессе ознакомления с социальной действительностью обращается особое внимание на следующие направления:
Воспитание любви к родному краю, городу, селу, к дому, к семье;
Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира;
Обращенность на других людей, через самоутверждение развития самосознания и самооценки.
Педагогическая концепция программы.
В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию. Фольклорные игры выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической культуры. Почему они так необходимы на моих занятиях? Народные игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются мои учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
Развитие творческой индивидуальности.
Эмоциональное развитие.
Воспитание эстетических, патриотических чувств.
Развитие музыкальных способностей.
Развитие духовной сферы.
Развитие самостоятельности, физическое развитие.
Традиционные игры типа «зайчик», «козлик» и другие не содержат в себе особых трудностей для восприятия и усвоения. Они и стали начальным этапом народно-песенной культуры в работе ансамбля. Каждой возрастной группе соответствует близкий ей круг образов, эмоций, представлений, привычек, а также уклад жизни ребенка и окружающая его среда. Для ребят постарше вводятся игры-песни: «Махоня», «Кострома», гадальные «Перстень», «Чье кольцо?» Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, танцами, находясь с ними в самых разнообразных связях, народная песня воспринимается как синтез искусств. На занятиях, посвященных устному народному творчеству, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам: «Труд», «Дружба» подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Эта творческая деятельность нашла свое отражение в фольклорных праздниках: «Круглый год», «Деревенские посиделки» и т.д. Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. («Осенние посиделки»)
После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением изготавливали «козу», которую потом «водили» с собой во время колядования, разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике («Пришла Коляда - отворяй ворота»).
Готовясь к Масленице, дети изготовили чучело масленицы, затем сжигали его на костре.
Знакомясь с обрядами летнего цикла, традиционно празднуется «Троица», увлекая этим праздником детей. Ребята плетут венки, украшают разноцветными ленточками дерево березку, знакомятся с обрядом «кумления». Готовясь к «Деревенским посиделкам»,ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчики показали свое мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии. Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Деятельность детей была продуктивной, т.к. были определены ближние и дальние цели, на занятиях была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явилось своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобы интерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречило желанию, только тогда учащиеся понимают необходимость и важность, желательность творческой деятельности (зачем и для чего это делаю?). Переводя внешнюю мотивацию на внутреннюю, нужно делать акцент на разъяснении важности, необходимости деятельности, распределить функции в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, каждый выполняет то, что может.
К идее фольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
Создать зону психологического комфорта.
Развить творческие способности детей.
Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
На занятиях по фольклору наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Ивановского края проводится вокально-хоровая работа.
Знакомство с певческой установкой пения сидя, стоя, выработка, навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, выработка мягкой атаки звука.
Для развития народной манеры пения используются:
1) скороговорки на звуках примарной зоны с движениями, притопами и прихлопами. «В хороводе были мы», «Андрей-воробей»;
2) постепенное движение в диапазоне г.4. по полутонам.
Проводится артикуляционная гимнастика по системе Емельянова:
Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
Дикционные упражнения для мягкого нёба «Бегемот».
Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.
Благодаря этим упражнениям у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация.
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого. С этой целью после каждого концертного выступления делается анализ ошибок, почему они были допущены и как их избежать в будущем.
Условия активизации певческих навыков:
учащийся должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание
знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение
повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся.
Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.
2.1. Анализ внешних условий протекания педагогического процесса.

Занятия детского объединения «Фольклорный ансамбль» проходят на базе школы № 36 от Дома детского творчества г. Иваново, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования.
Приобщение к устному народному творчеству идет через все сферы деятельности Дома детского творчества:
детские объединения эстетического цикла
концертные программы
семейные праздники
фестивали искусств, через программы Дома детского творчества.
Благотворно влияют на работу детского объединения конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов.
Стимулирующим фактором развития творческих способностей в объединении является участие в городских, областных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
Принимая участие в них, дети познакомились с разнообразным песенным репертуаром, почувствовали, что они занимаются значимым делом. В них укрепилось чувство гордости за свое творчество.
1.3. Проблемы и противоречия, возникающие в процессе педагогической деятельности.
Проводя работу по развитию творческих способностей учащихся младшего школьного возраста посредством фольклора, сталкиваешься с рядом проблем:
Проблема с набором в детское объединение мальчиков.
Неохотно идут в детское объединение учащиеся старших классов.
Незаинтересованность некоторых родителей.
Слабая материальная база.
Проблема сохранения устойчивого контингента учащихся 5-6 классов.
У этих ребят снижается интерес к занятиям фольклором. Это объясняется возрастными особенностями детей.
На подростка оказывает влияние массовая молодежная культура. Занятия по фольклору не являются показателем признания в среде одноклассников. Это усложняет межличностные отношения.
В дальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся фольклором.
Необходима целенаправленная пропаганда. Для этого нужны активные формы работы с учащимися:
Сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, обряды).
Выступления с сообщениями.
Обсуждение репертуара.




3. Заключение.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.
Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?
Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Деятельность по развитию творческих способностей посредством музыкального фольклора считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:
Целенаправленность деятельности.
Учет возрастных особенностей учащихся.
Разнообразие форм и методов.
Творческий характер деятельности.
К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего школьного возраста.
Уже к 7-му классу падает интерес к занятиям, это объясняется возрастными особенностями детей. На подростка большое влияние оказывает массовая молодежная культура. Занятия по фольклору не являются показателем уважения и признания в среде одноклассников. Необходимо поднимать престиж детей, занимающихся фольклором.
Фольклорные ансамбли совершенно необходимы современной школе. Они помогают ребятам раскрыть свои творческие способности, воспитывают в них доброту, честность, любовь к своей земле, людям. Ансамбль дает возможность для неформального общения, предполагает развитие инициативы и творчества всем - родителей, учителей, учеников, объединяет всех на основе искусства, дает уроки нравственности.
Слагаемые педагогического успеха

Во все времена человечество решало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В двадцать первом веке решение этой задачи приобретает всё большее значение, так как в современной культуре и педагогике появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается влияние других мировых культур, которое за последнее десятилетие возросло; происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, которые не свойственны белорусской традиционной культуре.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство очень близко по своей природе творчеству ребенка, легко им воспринимается и, следовательно, ему понятно.

4.Список литературы:
1. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. – Оса: Росстанина-Каме, 1994. – 78 с.
2.    Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры.  – М., Советский композитор, 1988.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 – 415 с.
4. Лопатина Е.Е. Методика музыкального воспитания || Задачи и содержание внеклассной музыкальной работы || Под ред. А.Н. Крюкова.: Москва, 1965 С. 160-173.
Нелюбина А.А. От урока к празднику || Воспитание музыкой.1991.
Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников || Народные песни.: Минск, 1969 С. 73-74, 84-87.
Никитина Г.М. Радость совместного творчества || Воспитание музыкой, 1991 С. 58-80.
Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе || Воспитание музыкой, 1991. С. 148-160.
Яковлев Н.Д. Об эстетическом воспитании школьников.: Москва, 1965. С. 3-16.
Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 1990.
Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000
Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
Журналы «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Народное творчество» 1999, 2000.
Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков» 9-11 кл. 1991
Шамина Л. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка 1983
17.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 920.
18.М.: Педагогика, 1991, 160 стр. / Под ред. А. М. Матюшкина
19. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -- Л., 1985.
20.Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 1967.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета.
Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях объединения «Фольклорный ансамбль» я проводила анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятии?». Анкета для детей 2 года обучения (приложение № 4). Нужно было выбрать один или два варианта ответов:
Беседы о народных традициях, обрядах.
Народные игры.
Принимать участие в концертной деятельности
Петь.
5.Танцевать
1. Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка:
с желанием;
без желания;
затрудняюсь ответить?

2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:
беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;
народные игры;
принимать участие в школьной деятельности;
петь;
танцевать?

3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?

4. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?

5. Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?

6. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке в дальнейшей жизни?

7. Поете ли вы песни, разученные в кружке своим родителям?

8. Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях в кружке, что нового узнали?

Начало 2009-2010 учебного года
Конец 2009-2010 учебного года

18% - 1 вариант
22% - 2 вариант
25% - 3 вариант
15% - 4 вариант
10% - 5 вариант
20% - 1 вариант
20% - 2 вариант
40% - 3 вариант
15% - 4 вариант
10% - 5 вариант

Результаты ответов на вопросы анкеты в приложении
Из ответов видно, что интерес сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдают концертной деятельности. Дети рассказывают о народных обрядах дома. Но, вместе с тем, отмечается слабая заинтересованность родителей занятиями в объединении, поэтому планируется проведение семейных праздников.Учащимся 3-4 классов на вопрос анкеты «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного объединения» нужно было выбрать один из трех вариантов ответов:
1. с желанием
2. без желания
3.затрудняюсь ответить.

Начало 2009-2010 учебного года
Конец 2009-2010 учебного года

80% - 1 вариант
8% - 2 вариант
12% - 3 вариант
76% - 1 вариант
10% - 2 вариант
14% - 3 вариант


Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что:
у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;
развивается понимание народной этики и ее роли;
сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Сценарий русского народного праздника "Масленица"
Цель:
познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,
вовлечь детей принять в участие в празднике;
знакомить с различными жанрами устного народного творчества.





Ход праздника.
Зал украшен в русском стиле. На центральной стене изображение самовара. Под самоваром стоит стол, на столе разносы с блинами. Дети сидят в зале на стульчиках.
Входят Девица и Скоморох.
Скоморох.
Здравствуйте, ребята дорогие, Маленькие и большие!
Девица.
Здравствуйте, гости! Милости просим!
Скоморох.
Собирайтесь, гости! Встречать Масленицу годовую, Нашу гостьюшку дорогую!

Девица.
Душа ль ты моя, Масленица! Приезжай к нам в гости на широк двор! На горках кататься, в блинах поваляться. Сердцем потешиться!
Скоморох.
Масленица – самый веселый праздник! Длится неделю, а ждем Масленицу целый год! Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Девица. Встречайте, едет Масленица!
Два ребенка в костюмах лошадок ввозят чучело Масленицы.
Фольклорный ансамбль «Махоня» исполняет попевку «Едет Масленица».
Устанавливается чучело в зале.
Девица и Скоморох
Здравствуй, сударыня Масленица (кланяются).
Дети (хором).
Уж ты, Зимушка-зима, Все дороги замела, Все дороги, все пути Не проехать, не пройти. Мы по кругу все пойдем, Дружно спляшем и споем!
Исполняется песня «Мы думали Масленке семь недель».
Скоморох.
Будем Масленицу величать Да блинами угощать! Будем Масленицу хвалить Да на саночках возить!
Девица.
Сударыня наша масленица! Протянись до велика дня!
Дети (хором).
От велика дня, до Петрова дня! ансамбль «Махоня» поёт «Широкая Масленица».
Скоморох. Раньше с такими словами обращались к Масленице, чтобы она подольше продлилась.
Дети, обращаясь к Масленице, поют «Маслена, Маслена»
Ребенок. Дай лапоть для Масленицы!
Девица (выносит лапоток).
Вот лапоток для Масленицы.
Носи, Масленица, не снашивай.
(отдает его ребенку).
С этой песенкой деревенские ребятишки ходили от одного двора к другому. Хозяева выносили им старые, большие лапти. Дети надевали их на валенки и катались с гор.
Скоморох. Ну и весело было!
Девица. Вот и у нас сейчас будет очень весело, потому что пришло время поиграть, веселой игрой Масленицу потешить.
Скоморох. Давайте играть в игру «Дударь», «Марома»
Проводится игра.
Девица. Дети, а вы знаете, что раньше люди всегда закликали птиц: куликов, жаворонков, ласточек, чтобы они прилетели и принесли весну?
Скоморох. Давайте и мы птиц покликаем.
Дети поют «Ай, кулики»
Девица. Жаворонушки! Унесите от нас зиму холодную!
Нам холодная зима надоскучила!
Руки, ноги отморозила!
Дети (хором).
Уходи, зима! Приходи, весна! Уходи, зима ко дну, Присылай весну!
Дети исполняют песню «Веснянка».
(Под пение птиц входит «Весна»).
Весна.
Здравствуйте! Вот и я, Весна, к вам пришла! Тепло принесла. Услыхала я ваши заклички, да поспешила скорее сюда.
Скоморох.
Вот и гостья Весна к нам на праздник пришла! Что ты нам, Весна, гостинцев принесла?
Весна.
Короб житушка, два пшеничушка, Малым детушкам по яичку, Красным девушкам по перстенечку, Молодым молодушкам по детенышку, Старым старушкам по рублевику!
Скоморох. Разгуляй широкий!!!
(Дети встают врассыпную по всему залу, поют, приплясывая).
Песня «Ай, тари, тари, тари»
(В конце песни мальчики – корабейники ходят между детьми, предлагают товар. Дети изображают, что они угощаются).
Коробейники.
Вот сбитень, вот горячий! Кто сбитню моего?! Все кушают его! И воины, и подьячий, и лакей, и скороход, И весь честной народ! Честные господа, пожалуйте сюда!
Оладьи, оладушки! Для деда, для бабушки! Для малых ребяток: На гривну – десяток!
Вот так квас! В самый раз! Пробки рвет, дым идет! В нос шибает, в рот икает!
Ай да, шар – летун! Вот он как взвивается! Во как подымается! Весь честной народ удивляется! Выше лесу-то стоячего! Выше облака ходячего!
(Входит ребенок в костюме медведя и ребенок – поводырь).
Поводырь.
Расступись, народ честной! Идет медведюшка со мной! Много знает он потех, Будут шутки, будет смех!
Ну-ка, Мишенька, поклонись честным господам, да покажи свою науку!
(Медведь раскланивается).
Как красные девицы-молодицы белеются, румянятся, да в зеркальце смотрятся?
(Медведь охорашивается).
А как малые детки лазят горох воровать?
(Медведь ползает на животе).
А как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, да от дров угорела?
(Медведь мотает головой, да лижет лапы).
А покажи-ка нам, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет?
(Медведь под музыку пляшет).
Девица. А давайте-ка мы с Мишкой поиграем в игру «У медведя во бору».
(После игры выходит мальчик).
Мальчик.
Эй, девчонки – хохотушки! Запевайте-ка частушки! Начинайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!
(Девочки поют частушки, в конце приглашают мальчиков на танец «Кадриль»).
Скоморох.
Наша Масленица, ты широкая, В детский сад к нам пришла И веселье принесла! А кого на масленой неделе Не катал на карусели? Все сюда ко мне сбегайтесь И бесплатно покатайтесь!
Игра «Карусель».
Девица. А какая же Масленица без блинов, горячих да румяных?
Дети.
Ах вы, матушки – красны солнышки! Вставайте с печи – глядите в печь! Не пора ли блины печь?
Тин – тинка, подавай блинка! Оладышка прибавышка Масляный кусочек!
Мы давно блинов не ели! Мы блинчиков захотели! На поднос блины кладите – Да с порогу поднесите!
Скоморох. Русская Масленица издавна славилась своими блинами.
Весна.
Напекли мы вам поесть – Сотен пять, а может шесть! Угощение на славу, а ребятам на забаву!
(Девица, Весна, Скоморох выносят разносы с блинами и конфетами. Угощают детей и гостей).
Девица.
Ты прощай, прощай наша Масленица. Ты прощай, прощай наша широкая.
Весна.
Ты пришла с добром, Сыром, маслом и яйцом, Со блинами, пирогами Да с оладьями.
Скоморох.
Блины масленые, Шаньги мазаные, Мы катаемся с горы От зари и до зари. А сегодня, к сожаленью, Наше кончится веселье.
Все вместе. Ты прощай, прощай наша Масленица!
Скоморох. А теперь пойдем гулять – Масленицу провожать!
(Ребята и гости одеваются и выходят на улицу. Ведущие выносят чучело Масленицы и устанавливают его на участке).
Скоморох. В старину на Руси ни один праздник Масленицы не обходился без игр и забав. Давайте и мы вспомним игры и забавы.
Проводятся аттракционы:
Бег в мешках.
Перетягивание каната.
Петушиный бой.
Скоморох.
Эй, веселый наш народ, Ловкий, быстрый хоровод! Если дружно взять канат, Потянуть вперед – назад И сказать три раза – «Эх!» - Победит, наверно, смех.
Девица. Давайте, ребята, в горелки играть, чтобы Масленица, с которой мы прощаемся, лучше
Горела.
Проводится игра «Горелки».
Скоморох.
А Масленица нас обманула, Обманула, провела – Годика не дожила. Говорила: «Семь недель», А остался один день.
Девица. Пора нам прощаться с масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!
(Дети заводят хоровод вокруг чучела с песенкой «Гори, гори ясно». Затем чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг».
Все хором.
Уходи, зима! Приходи, Весна! Прощай, зима! Прощай, Масленица!
Литература:
Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: - Владимир, 1995.
Журнал дошкольное воспитание: №12/95 с.109, №2/98 с.126.







13 EMBED Word.Document.8 \s 1415



















































13PAGE 15


13PAGE 141915