Рабочая программа по химии для 10 класса профильный уровень ( 3 часа в неделю), к учебнику Химия 10 под редакцией проф. Н. Е. Кузнецовой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
руководитель ШМО
Небылица Н.В.
(Ф.И.О.)
Протокол № 1
от 29.08.2014
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________ Л.А.Працко
29.08.2014
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кулундинская СОШ №1
__________ В.Н. Хлебова
Приказ № 82от 01.09.2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 10 класса среднего образования, профильного уровня
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Бабичева
Валентина
Николаевна,
учитель химии
с. Кулунда
2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Учебного плана МБОУ «Кулундинская СОШ №1», приказ №82 от 01.09.2014г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденного Приказом Министерства Образования РФ № 253 от31.03.2014 г.
Авторской программы Н.Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара, А. Ю. Жегин соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М: Вентана-Граф. 2006. – 128с.)
Образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Кулундинская СОШ №1»
Программа профильного курса 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием школы. Профильный курс в 10 классе рассчитан на 3 часа в неделю.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Важнейшие принципы изучения химии на профильном уровне:
Преемственность раскрытия знаний и умений по химии на основном и профильном уровне;
Повышение системности, структурной организации и функциональности теоретических знаний, превращение их в средство добывания новых знаний;
Развитие основных систем знаний (о веществе, о химической реакции, о технологиях и прикладной химии и др.) по спирали;
Обеспечение внутри- и межпредметной интеграции знаний;
Усиление методологической, мировоззренческой, экологической и практической направленности содержания курса;
Организация уровневой дифференциации содержания текстов и заданий учебников для самостоятельной работы, повышение уровня обучения с учётом типологических, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
Наращивание развивающего и воспитательного потенциала содержания программ и учебников по химии.
Первая ступень курса химии профильного уровня для 10-11 классов по авторской версии начинается с органической химии из соображений психологического и содержательно-целевого характера. Поскольку профильные классы формируются из выпускников разных школ, имеющих разный уровень подготовки, которая заканчивается изучением неорганической химии, целесообразно начать обучение именно с органической химии, представляющей относительно самостоятельный раздел науки. Также существенной причиной избранной последовательности изучения курса является возможность перенесения многих теоретических положений, понятий и методов органической химии в курс неорганической химии, реализации их тесных взаимосвязей и комплексного использования всех знаний по химии для понимания её огромной роли в жизни человека.
Особенности структуры и логики построения курсов химии для профильного уровня.
В каждом из курсов изучение материала начинается с блока теоретических основ, что обеспечивает применение дедуктивного подхода к дальнейшему его раскрытию и обеспечивает теоретическое объяснение изучаемых явлений. Усилено внимание к методологии познания химических объектов и х закономерностей, к установлению причинно-следственных связей, к проблемному изучению материала, к обобщению и систематизации учебного материала курсов неорганической и органической химии, к раскрытию взаимосвязей теоретических и прикладных знаний, к их пониманию и применению.
При изучении материала идёт постоянное обращение к химическому эксперименту и решению химических задач. Это способствует превращению теоретических знаний в убеждения, в средство дальнейшего познания химии и формирования, необходимых обще учебных и предметных умений.
Программа курса химии для 10 класса профильного уровня отражает учебный материал четырёх крупных разделов: «теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».
Цели и задачи обучения химии в старшей школе на профильном уровне.
Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного добывания, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.
Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышения уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.
Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.
Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.
Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
Выработка умений и навыков решать различных типов химические задачи, выполнять лабораторные опыты и проводить простые экспериментальные исследования, интерпретировать химические формулы и уравнения и оперировать ими
Внесение значимого вклада и формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, воспитание на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненных позиций.
Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
Использование возможностей учебного предмета как средства социализации и индивидуального развития личности
Развитие стремления учащихся к продолжению естественно-научного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Для изучения химии на профильном уровне в 10 классе по авторской программе отводится 102 часа, из них 8 часов резервное время. О 3-х часовом резерве до 105 часов, в пояснительной записке автор не говорит, поэтому эти часы оставляю в качестве резерва в конце учебного года.
Согласно действующему плану рабочая программа предусматривает изучение химии в объеме 3-х часов в неделю. Для учащихся в 2014-2015 учебном году 35 учебных недель, поэтому в авторскую программу внесены следующие изменения: добавлено 3 часа в резерв. Резервное время отводится на обобщение и систематизацию знаний по темам, так как автор разрешает учителю изменять последовательность изучения вопросов. В авторской программе не предусмотрены контрольные работы, в рабочую программу добавлены пять уроков контрольных работ по всем разделам. Два часа взяты из резерва для итогового контроля знаний курса органической химии.
Тематическое планирование 10 класс:
№№
п\п
Наименование темы
Количество часов
Контрольные работы
Практические
работы
Авторская программа
Рабочая программа
Раздел 1. Теоретические основы органической химии.
15
15
1
0
1
Тема 1. Введение в органическую химию.
4
4
0
0
2
Тема 2. Теория строения органических соединений .
4
4
0
0
3
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация.
4
4
0
0
4
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений.
3
3
1
0
Раздел 2. Классы органических соединений.
44
44
2
4
5
Тема 5. Углеводороды.
21
21
1
1
6
Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры.
7
7
0
0
7
Тема 7. Альдегиды и кетоны.
4
4
0
0
8
Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.
6
6
1
1
9
Тема 9. Азотсодержащие соединения.
6
6
0
2
Раздел 3. Вещества живых клеток.
17
17
1
2
10
Тема 10. Жиры.
2
7
0
0
11
Тема 11. Углеводы.
6
5
0
0
12
Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки.
6
6
0
2
13
Тема 13. Нуклеиновые кислоты.
3
3
1
0
Раздел 4. Органическая химия в жизни человека.
17
17
1
2
14
Тема 14. Природные источники углеводородов.
5
5
0
0
15
Тема 15. Промышленное производство органических соединений.
3
3
0
0
16
Тема 16. Полимеры и полимерные материалы.
7
7
0
2
17
Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ.
2
2
0
0
18
Резерв
9
10+2
1
0
Итого
102
105
5
8
Практическая часть программы:
Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств»
Практическая работа №2. «Получение уксусной кислоты и изучение её свойств»
Практическая работа № 3 «Исследование свойств анилина».
Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Химические свойства органических веществ».
Практическая работа № 5. «Приготовление растворов белков и изучение их свойств».
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».
Практическая работа № 7 по теме «Распознавание пластмасс».
Практическая работа № 8 по теме «Распознавание химических волокон».
Календарно – тематический
план учебного предмета химия 10 класс
(количество часов в неделю - 3, количество учебных недель – 35)
№ п/п
Тема урока.
Виды деятельности обучающихся (практические, контрольные работы, экскурсии и др.)
Методы, формы проведения урока
Используемое оборудование
Химический эксперимент (расчётные задачи)
Коли-чество часов
Дата проведения
план
Факт
Раздел 1. Теоретические основы органической химии. – 15 часов.
Тема 1. Введение в органическую химию.
4
1
1
Органические вещества. Органическая химия.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Введение в органическую химию»
1
01.-06.
09.14
2
2
Предмет органической химии.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Л.О. Определение углерода и водорода в составе органического вещества
1
01.-06.
09.14
3
3
Отличительные признаки органических веществ и их реакций.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Комбинированный.
1
01.-06.
09.14
4
4
История зарождения и развития химии.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «История зарождения и развития химии»
1
08.-13.
09.14
Тема 2. Теория строения органических соединений.
4
5
1
Теория химического строения А.М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Теория химического строения А.М. Бутлерова»
1
08.-13.
09.14
6
2
Современные представления о строении органических соединений
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Д. Образцы органических веществ и материалов и изделий из них. Модели молекул органических веществ.
1
08.-13.
09.14
7
3
Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы.
Беседа, рассказ, составление формул изомеров. Комбинированный.
Д. Модели молекул органических веществ.
1
15.-20.
09.14
8
4
Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова»
1
15.-20.
09.14
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация.
4
9
1
Электронное и пространственное строение органических соединений.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Таблицы «Электронное и пространственное строение органических соединений»
15.-20.
09.14
10
2
Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Таблицы «Типы гибридизации»
1
22.-27.
09.14
11
3
Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи.
Объяснительно – иллюстративный. Лекция – диалог.
Таблицы «Виды химической связи»
1
22.-27.
09.14
12
4
Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Комбинированный.
1
22.-27.
09.14
Тема 4. Закономерности протекания реакций органических соединений.
3
13
1
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Д. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой
1
29.09.-04.02.14
14
2
Механизмы протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Комбинированный.
Расчётные задачи. Нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии.
1
29.09.-04.02.14
15
3
Контрольная работа по разделу «Теоретические основы органической химии»
Урок – проверка знаний и их оценка.
1
29.09.-04.02.14
Раздел II Классы органических соединений.
44
Тема 5. Углеводороды.
21
16
1
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Л.О. Сборка шаростержневых моделей алканов.
Презентация «Алканы»
06.-11.
10.14
17
2
Изомерия и номенклатура.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Таблица « Структурная изомерия»
1
06.-11.
10.14
18
3
Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Взрыв смеси метана с воздухом, отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
Презентация «Физические и химические свойства алканов»
1
06.-11.
10.14
19
4
Химические свойства: термическое разложение, изомеризация. Получение и применение алканов и их производных.
Урок – практикум по составлению уравнений реакций.
Презентация «Физические и химические свойства алканов»
1
13.-18.
10.14
20
5
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Циклоалканы»
1
13.-18.
10.14
21
6
Алкены. Строение молекул. Физические свойства.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Алкены»
1
13.-18.
10.14
22
7
Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, тран-изомерия. Номенклатура.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Комбинированный.
Таблица « Структурная и пространственная изомерия»
20.-25.
10.14
23
8
Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Комбинированный
Д. Получение этилена, его взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение этилена. Презентация «Физические и химические свойства алкенов»
1
20.-25.
10.14
24
9
Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств»
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
20.-25.
10.14
25
10
Алкадиены. Природный каучук. Резина.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Образцы природного и синтетического каучуков. Л.О. Изучение свойств каучука. Презентация «Алкадиены»
1
27.-31.
10.14
26
11
Алкины. Строение молекул.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Алкины»
1
27.-31.
10.14
27
12
Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Получение ацетилена карбидным способом, горение ацетилена. Презентация «Физические и химические свойства алкинов»
1
27.-31.
10.14
28
13
Получение. Применение
Видеоопыты.
1
10.-15.
11.14
29
14
Ароматические углеводороды. Бензол и его гомологи. Строение.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Бензол как растворитель.
Презентация «Арены»
1
10.-15.
11.14
30
15
Физические свойства, изомерия, номенклатура.
Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративный. Комбинированный
1
10.-15.
11.14
31
16
Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования, присоединения, окисления.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ. Урок сообщения новых знаний
Д. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.
1
17.-22.
11.14
32
17
Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ. Комбинированный.
Д. Окисление толуола.
1
17.-22.
11.14
33
18
Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
1
17.-22.
11.14
34
19
Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов.
Беседа, рассказ, работа с учебником. Комбинированный.
1
24.-29.
11.14
35
20
Генетическая связь углеводородов
Беседа, рассказ, работа с учебником. Урок закрепления изученного материала.
1
24.-29.
11.14
36
21
Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».
Урок – проверка знаний и их оценка.
1
24.-29.
11.14
Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры.
7
37
1
Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Предельные одноатомные спирты»
1
01.-05.
12.14
38
2
Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь.
Объяснительно – иллюстративный, программирование. Комбинированный.
Д. Сравнение свойств спиртов (растворимость в воде) в гомологическом ряду.
1
01.-05.
12.14
39
3
Химические свойства. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Сравнение свойств спиртов (горение, взаимодействие с натрием) в гомологическом ряду.
Л. О. Реакции окисления этилового спирта оксидом меди (II). Видеоопыты.
1
01.-05.
12.14
40
4
Простые эфиры. Состав, физические свойства.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
1
08.-13.
12.14
41
5
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Л.О. Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II) Д. Взаимодействие глицерина с натрием, гидроксидом меди(II). Горение глицерина.
1
08.-13.
12.14
42
6
Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Фенол»
1
08.-13.
12.14
43
7
Физико-химические свойства. Применение фенола и его соединений.
Объяснительно – иллюстративный, программирование. Комбинированный.
Л. О. Растворение фенола в воде. Качественные реакции на фенол. Презентация «Физические и химические свойства фенола», видеопыты.
1
15.-20.
12.14
Тема 7. Альдегиды и кетоны. ( 4 часа)
4
44
1
Понятие об альдегидах. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Альдегиды»
1
15.-20.
12.14
45
2
Получение и физико-химические свойства альдегидов
Объяснительно – иллюстративный, программирование. Комбинированный.
Д. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди(II). Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта. Л.О. Окисление формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра. Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди(II). Окисление спирта в альдегид. Взаимодействие формальдегида с фуксинсернистой кислотой.
1
15.-20.
12.14
46
3
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Физические свойства ацетона.
Растворение в ацетоне пенопласта и использование полученного раствора в качестве клея.
1
22.-27.
12.14
47
4
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Беседа, рассказ, работа с учебником. Урок закрепления изученного материала.
1
22.-27.
12.14
Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.
6
48
1
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот, гомологический ряд, номенклатура, строение. Физические свойства. Химические свойства.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия.
Презентация «Карбоновые кислоты»
1
22.-27.
12.14
49
2
Практическая работа №2. «Получение уксусной кислоты и изучение её свойств»
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
12.-17.
01.15
50
3
Высшие жирные кислоты. Пальмитиновая и стеариновая
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия.
1
12.-17.
01.15
51
4
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия. Возгонка бензойной кислоты.
1
12.-17.
01.15
52
5
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Сложные эфиры»
1
19.-24.
01.15
53
6
Контрольная работа №3 по темам «Спирты. Фенолы. Простые эфиры», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты и сложные эфиры».
Урок – проверка знаний и их оценка.
1
19.-24.
01.15
Тема 9. Азотсодержащие органические соединения.
6
54
1
Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Амины»
1
19.-24.
01.15
55
2
Реакция окисления аминов. Применение.
Объяснительно – иллюстративный, программирование. Комбинированный.
Д. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей.
1
26.-31.
01.15
56
3
Анилин – представитель ароматических аминов.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Анилин»
«Виртуальная химическая лаборатория».
1
26.-31.
01.15
57
4
Ароматические гетероциклические соединения. Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
Презентация «Курению скажем, нет!»
1
26.-31.
01.15
58
5
Практическая работа № 3 «Исследование свойств анилина».
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
02.-07.
02.15
59
6
Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Химические свойства органических веществ».
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
02.-07.
02.15
Раздел III. Вещества живых клеток.
17
Тема 10. Жиры.
2
60
1
Жиры: состав, физические и химические свойства. Классификация жиров.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа, исследовательский метод. Урок
сообщения новых знаний
Д. Растворимость жиров в растворителях различной природы. Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот. Презентация «Жиры»
1
02.-07.
02.15
61
2
Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
Презентация «Жиры в жизни человека»
1
09.-14.
02.15
Тема 11. Углеводы.
6
62
1
Классификация углеводов. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Углеводы»
1
09.-14.
02.15
63
2
Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклическая формы
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Глюкоза»
1
09.-14.
02.15
64
3
Химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа, исследовательский. Урок сообщения новых знаний
Л.О. Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы
1
16.-21.
02.15
65
4
Дисахариды. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа, исследовательский. Урок сообщения новых знаний
Д. Опыты, подтверждающие химические свойства сахарозы.
Л.О.
Гидролиз сахарозы.
Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов.
1
16.-21.
02.15
66
5
Полисахариды. Крахмал. Строение: амилоза и амилопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа, исследовательский. Урок сообщения новых знаний
Л.О. Взаимодействие крахмала с иодом. Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди(II). Гидролиз крахмала.
1
16.-21.
02.15
67
6
Полисахариды. Целлюлоза – природный полимер.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Комбинированный.
Презентация «Целлюлоза»
1
24.-28.
02.15
Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки.
6
68
1
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Аминокислоты»
1
24.-28.
02.15
69
2
Аминокислоты. Физические свойства. Химические свойства.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
1
02.-07.
03.15
70
3
Пептиды и полипептиды.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
1
02.-07.
03.15
71
4
Белки.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
Д. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, при нагревании.
Презентация «Белки»
1
02.-07.
03.15
72
5
Практическая работа № 5. «Приготовление растворов белков и изучение их свойств».
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
10.-14.
03.15
73
6
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
10.-14.
03.15
Тема 13. Нуклеиновые кислоты. – 3 часа.
3
74
1
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах»
1
16.-20.
03.15
75
2
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, беседа. Комбинированный.
1
16.-20.
03.15
76
3
Контрольная работа № 4. По темам «Азотсодержащие органические соединения», «Жиры», «Углеводы», «Аминокислоты. Пептиды. Белки».
Урок – проверка знаний и их оценка.
1
16.-20.
03.15
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека.
17
Тема 14. Природные источники углеводородов.
5
77
1
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Л.О. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки
Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
1
30.03-04.04.
15
78
2
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, проблемное изложение. Комбинированный.
Л.О. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки
Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
1
30.03-04.04.
15
79
3
Коксохимическое производство.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Л.О. Ознакомление с образцами каменного угля и продуктами его переработки.
1
30.03-04.04.
15
80
4
Природный и попутный нефтяные газы.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Видеофильм «Секреты природного газа», Презентация «Природный и попутный нефтяные газы»
1
06.-11.
04.15
81
5
Природный и попутный нефтяные газы.
Урок закрепления изученного материала.
1
06.-11.
04.15
Тема 15. Промышленное производство органических соединений.
3
82
1
Химическая технология. Материалы. Продукты.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
1
06.-11.
04.15
83
2
Промышленный органический синтез.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
Презентация «Производство метанола»
1
13.-18.
04.15
84
3
Научные принципы химического производства.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
Презентации « Производство аммиака», «Производство серной кислоты»
1
13.-18.
04.15
Тема 16. Полимеры и полимерные материалы.
7
85
1
Общее понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул.
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
1
13.-18.
04.15
86
2
Физические и химические свойства полимеров.
Исследовательский метод. Комбинированный.
Д. Образцы пластмасс (коллекции) .Л. О. Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).
1
20.-25.
04.15
87
3
Инструктаж по Т.Б. Практическая работа № 7 по теме «Распознавание пластмасс».
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
20.-25.
04.15
88
4
Синтетические каучуки
Объяснительно – иллюстративный, программирование, рассказ, беседа. Урок
сообщения новых знаний
Д. Образцы синтетических каучуков (коллекции).
1
20.-25.
04.15
89
5
Синтетические волокна.
Лекция составление спорного конспекта, исследовательский метод.
Д. Образцы синтетических волокон
(коллекции). Получение нитей из капроновой смолы или смолы лавсана.
Л. О. Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.
1
27.-30.
04.15
90
6
Практическая работа № 8 по теме «Распознавание химических волокон».
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
27.-30.
04.15
91
7
Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
04.-08.
05.15
Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ.
2
92
1
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека.
Проблемное изложение изучаемого материала. Комбинированный.
04.-08.
05.15
93
2
Обобщающее послесловие.
Урок закрепления изученного материала.
1
04.-08.
05.15
94
Резерв
Урок закрепления изученного материала.
1
11.-16.
05.15
95
Резерв
Урок закрепления изученного материала.
1
11.-16.
05.15
96
Резерв
Урок закрепления изученного материала.
1
11.-16.
05.15
97
Резерв
Урок закрепления изученного материала.
1
18.-23.
05.15
98
Резерв
Урок закрепления изученного материала.
1
18.-23.
05.15
99
Резерв
Урок закрепления изученного материала.
1
18.-23.
05.15
100
Итоговая контрольная работа за курс «Органическая химия»
Урок – проверка знаний и их оценка.
1
25.-30.
05.15
101
Итоговая контрольная работа за курс «Органическая химия»
Урок – проверка знаний и их оценка.
1
25.-30.
05.15
102
Резерв
Урок закрепления изученного материала.
1
25.-30.
05.15
103
Резерв
104
Резерв
105
Резерв
Три урока выпали на праздничные дни: 23 февраля, 9 марта, 1 мая.
Формы обучения
Основная форма обучения химии – урок (комбинированный, урок сообщения новых знаний, урок закрепления изученного материала, практическая работа, урок- проверка знаний и их оценка, урок-лекция и др.)
Методы и приемы обучения
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация таблиц, слайдов и др.;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод;
развивающее обучение;
компьютерные технологии.
Виды деятельности учащихся на уроке:
работа с учебником и другой литературой;
решение задач;
наблюдений за ходом реакций;
заполнение таблиц;
проведение эксперимента;
сообщение дополнительного материала по теме урока и др.
Контроль за результатами обучения:
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает устный и письменный опрос, проведение лабораторных, практических, самостоятельных, срезовых работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать:
важнейшие химические понятия: изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения;
основные теории химии: структурного строения органических соединений.
вещества и материалы, широко используемые на практике: уксусная кислоты, метан, этилен, ацетилен, бензолбензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
характеризовать: химическое строение и свойства изученных органических соединений ;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,;
выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших органических веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
«Уметь» подразумевает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
«Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни» подразумевают требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Критерии оценки учащихся
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 1015 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 2030 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
нет ошибок оценка «5»;
одна ошибка - оценка «4»;
две ошибки оценка «3»;
три ошибки оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
2530 правильных ответов оценка «5»;
1924 правильных ответов оценка «4»;
1318 правильных ответов оценка «3»;
меньше 12 правильных ответов оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Используемый учебно-методический комплект
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) Под ред. Проф. Н.Е. Кузнецовой. – 2-е изд., перераб., - М: Вентана – Граф. 2007.
Шаталов М.А. Уроки химии: 10 класс: методическое пособие. – М.: Вентана – Граф. 2007.
Программа к учебнику Химия (профильный уровень) Кузнецова В.Н., Титова И.М. М.: Вентана – Граф. 2007.
А.М. Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова. Дидактический материал по химии: пособие для учителя. 8-е издание. М: Просвещение 2005.
Мультимедийные и интернетресурсы
Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru (единой коллекции образовательных ресурсов)
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
Лист внесения изменений в основную образовательную программу среднего общего образования.
№ п/п
Тип (вид изменения)
Реквизиты документа (дата, № приказа)
Подпись лица, внесшего изменения
13PAGE 142515
ЂђЗаголовок 1ЂђЗаголовок 2ЂђЗаголовок 3ЂђЗаголовок 4ЂђЗаголовок 515