Практические работы по географии. 8 класс.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 8 КЛАСС
Введение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 1.
Ознакомление с картами атласа и решение простейших задач.
Ход работы:
Используя физическую карту России заполните таблицу:
Вариант 1.
Географический объект
Географические координаты
Направление от Москвы
Расстояние от Москвы ( км )
Высота над уровнем моря ( м )
Санкт-Петербург
г. Народная
Астрахань
Смоленск
влк. Ключевская Сопка
Вариант 2.
Географический объект
Географические координаты
Направление от Москвы
Расстояние от Москвы ( км )
Высота над уровнем моря ( м )
Калининград
г. Эльбрус
Воркута
Челябинск
Волгоград
Будьте внимательны!
Наиболее часто встречаемые ошибки:
При определении географических координат учащиеся путают широту и долготу;
При определении направлений не забудьте, что направление на север и юг указывают меридианы, а на запад и восток - параллели;
При определении абсолютной высоты объекта необходимо указать конкретную высоту, а не интервал между горизонталями. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 2. Географическое положение России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нанесение на контурную карту характерных черт географического положения России.
Ход работы:
На контурной карте России:
Красным цветом обозначьте государственную границу России;
Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
Подпишите названия приграничных с Россией государств;
Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 3.
Решение задач по определению местного и поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
меридиан Самары - 51є в.д.;
меридиан Магадана - 151є в.д.;
расстояние в градусах: 151є - 51є = 100є
разница во времени: 100є Ч4ґ = 400ґ = 6 часов 40 минут;
местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут .[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 4.
Нанесение на контурную карту важнейших форм рельефа России.
Ход работы:
Используя физическую карту атласа ( стр. 16 - 17 ), подпишите на контурной карте России следующие объекты:
равнины: Восточно-Европейскую ( Русскую ), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;
горы - Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;
вершины - г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );
красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России - г. Эльбрус и низшую точку - урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 5.
Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте, нанесение важнейших месторождений полезных ископаемых России на контурную карту.
Ход работы:
На контурной карте России:
Обозначьте древние платформы (розовым цветом), щиты (красным) и молодые платформы (серым);
Области древней (коричневым), средней (зелёным) и молодой складчатости (жёлтым);
Условными знаками обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых:
нефти - Альметьевск (Ромашкинское), Грозный, Нижневартовск (Самотлор), Оха, Самара (Мухановское), Сургут, Туймазы, Усинск;
природного газа - Астрахань, Войвож, Оренбург, Саратов, Ставрополь, Уренгой, Ямбург;
каменного угля - Новокузнецк и Кемерово (Кузбасс), Воркута (Печорский бассейн), Шахты (Донбасс);
бурого угля - Назарово и Ирша-Бородинское (Канско-Ачинский бассейн), Тула (Подмосковный бассейн);
железных руд - КМА, Качканар, Магнитогорск, Костомукша, Приангарье (Коршуновское);
алюминиевых руд - Бокситогорск, Сулея, Хибины;
медных руд - Гай, Красноуральск, Кыштым, Норильск, Ревда, Сибай, Удокан;
никелевых руд - Норильск, Никель, Верхний Уфалей;
полиметаллических руд - Дальнегорск, Забайкалье, Алтай (Орловское), Садон, Салаир;
оловянных руд - Верхоянск, Депутатский, Кавалерово, Певек, Шерловая Гора;
золота - Бодайбо, Дукат, Золотая Гора;
поваренной соли - Баскунчак;
калийных солей - Соликамск и Березники;
фосфоритов - Егорьевск, Брянск, Кингисепп;
апатитов - Хибины;
серы - Астрахань, Оренбург, Самара;
асбеста - Асбест, Ак-Довурак;
янтаря - Янтарный;
алмазов - Мирный.
Сделайте вывод о размещении топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых в зависимости от тектонического строения территории. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 6.
Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
Ход работы:
Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:
Географический объект
Тектоническая структура
Форма рельефа
Полезные ископаемые
Вывод
Русская равнина
Хибины
Западно-Сибирская равнина
Урал
Сихотэ-Алинь
Большой Кавказ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Климат и климатические ресурсы России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 7.
Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.
Ход работы:
Используя карты атласа, текст и карты учебника (рис. 36 на стр. 81, рис. 39 на стр. 89, рис. 40 на стр. 90, рис. 41 на стр. 91 и рис. 43 на стр. 93), заполните таблицу:
Город
Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год)
Средняя температура января
( °С )
Средняя температура июля
( °С )
Годовое количество осадков
( мм )
Испаряемость
( мм )
Коэффициент увлажнения
2. Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения.
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 9.
Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:
1. В какой части России находится описываемый регион?
2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?
3. Основные климатические показатели данной территории:
- средняя температура января и июля;
- годовое количество осадков и их сезонность;
- коэффициент увлажнения.
4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Вариант 1. Полуостров Таймыр. Вариант 2. Прикубанская низменность. Вариант 3. Подмосковье.
Вариант 4. Калмыкия. Вариант 5. Эвенкия. Вариант 6. Сахалин
Внутренние воды и водные ресурсы России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 10.
Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую (стр. 14–15), климатическую карты (стр. 17), карту водных ресурсов (стр. 21) и климатограммы атласа (стр. 17), карту экологических проблем (стр. 26–27), справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
Местонахождение истока реки;
Местонахождение устья реки и его вид;
К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
Площадь бассейна;
Длина реки;
Падение и уклон реки;
Величина годового стока;
Питание и режим реки;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Крупнейшие города на берегах реки;
Использование реки человеком в настоящее время;
Возможности использования реки в будущем;
Проблемы реки и пути их решения.
Вариант 1. Енисей. Вариант 2. Лена. Вариант 3. Обь. Вариант 4. Амур. Вариант 5. Волга. Вариант 6. Дон.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 11.
Обозначение на контурной карте крупнейших рек, озёр России и бассейнов океанов.
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте России
1) обозначьте государственную границу России;
2) подпишите названия крупнейших рек России:
1. Амур; 2. Шилку; 3. Аргунь; 4. Зею; 5. Уссури; 6. Волгу; 7. Оку; 8. Каму; 9. Днепр; 10. Дон; 11. Енисей; 12. Ангару;
13. Нижнюю Тунгуску; 14. Подкаменную Тунгуску; 15. Индигирку; 16. Камчатку; 17. Колыму; 18. Кубань; 19. Лену;
20. Вилюй; 21. Алдан; 22. Неву; 23. Обь; 24. Иртыш; 25. Печору; 26. Северную Двину; 27. Терек; 28. Урал; 29. Хатангу; 30. Яну.
3) подпишите названия крупнейших озёр России:
1. Байкал; 2. Братское вдхр.; 3. Вилюйское вдхр.; 4. Красноярское вдхр.; 5. Ладожское; 6. Онежское; 7. Рыбинское вдхр.;
8. Таймыр; 9. Ханка; 10. Цимлянское вдхр.; 11. Чаны; 12. Чудское.
4) Обозначьте границы бассейнов океанов и внутреннего стока и подпишите их названия.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.
Почва и почвенные ресурсы России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 14.
Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия.
Ход работы:
Используя текст учебника (§ 23), составьте схему, показывающую влияние важнейших природных почвообразующих факторов на плодородие почвы и использование её человеком. Дайте краткую характеристику каждого названного фактора и назовите его влияние на образование почвы. Сделайте вывод о плодородии почвы.
Вариант 1. Тундрово-глеевые почвы.
Вариант 2. Подзолистые почвы.
Вариант 3. Мерзлотно-таёжные почвы.
Вариант 4. Дерново-подзолистые почвы.
Вариант 5. Чернозёмы ( типичные ).
Вариант 6. Бурые полупустынные почвы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа № 15.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.
Ход работы:
Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
Глобальное потепление
климата
Опустынивание
Изменение годового
количества осадков:
_________________
_________________
Изменение внутренних вод:
_________________
_________________
Изменение почв:
_________________
_________________
Изменение растительности:
_________________
_________________
Изменение животного мира:
_________________
_________________
Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонентами природы причинно-следственные связи;
Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависимости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
Природные комплексы России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практическая работа
Составление и заполнение классификационной таблицы ”Природные зоны России”.
Ход работы: 1. Используя, текст учебника и карты атласа, заполните таблицу:
Природные зоны
ГП
КП
средняя tоС января
средняя tоС июля
Годовое количество осадков
Кувл..
Почвы
Типичные растения
Типичные животные
Охраняемые территории
Деятельность человека
Арктические пустыни
Тундра
Тайга
Смешанные леса
Широколиственные леса
Степи
Полупустыни
Субтропики
2. Назовите самую большую и самую малую по площади территории природные зоны России.