Практические работы по географии для 6 класс по теме «План и карта»


Практическая работа №1
Тема:«План и карта»
Цель: сформировать приемы измерения расстояний, выработать умения определять географические координаты точек, научить чертить план по заданному расстоянию и азимуту в масштабе.
Оборудование: физическая карта.
Ход работы:
1.Используя условные знаки начертите схему прогулки двух друзей. Масштаб 1:5000 (1см-50м). От дома (точка 1) по азимуту 300 мальчики прошли 100м до хвойного дерева (точка 2). Дальше по азимуту 3300 они прошли 200 м до моста (точка 3). После этого друзья направились к мельнице по азимуту 90 0 100м (точка 4).
2. Переведите именованный масштаб в численный:
1см-100м 1см-35м 1см-5км 1см-45км
3. Найдите с помощью физической карты Казахстана расстояние от города Астаны до Павлодара.
4. Определите координаты городов: Берлин, Лондон.
5. По заданным координатам определите географические объекты:
1. 63 с.ш. 151 з.д. 2. 18 ю.ш. 26 в.д.
Практическая работа № 2.
Тема: “Литосфера”.
Цель: изучить основные формы земной поверхности; развить практические умения работать с картой.

Оборудование: атлас, учебник.
ХОД РАБОТЫ:
1. По картам атласа определите высоту горных систем: Уральские, Кавказские, Гималаи, Кордильеры, Памир.

2. Нарисуйте схему внутреннего строения Земли.
3. Пользуясь физической картой полушарий, приведите примеры:
низких, средневысотных и высоких гор (по 3 примера).
4. Какие стихийные явления природы вызывает вулканизм и землетрясение?
5. Сделайте схематический рисунок горста, грабена.
6. Заполните таблицу: “Различие равнин по высоте” (приведите примеры).
Низменности
Возвышенная равнина
Плоскогорье


7. На каком материке расположены горы: Гималаи, Кордильеры, Уральские, Памир, Альпы, Анды, Атласские?
Практическая работа №3.
Тема: “Климат”.
Цели работы: закрепление знаний о климате и умений вычислять среднюю температуру, амплитуду, чертить графики изменения температуры, составление розы ветров. Формировать умение анализировать карты и обосновывать принципы размещения климатических поясов.
Оборудование: учебник, атлас.
ХОД РАБОТЫ:
Назовите климатические пояса земного шара, дайте сравнительную характеристику 2 поясам:
Отличительные особенности: Экваториальный пояс Умеренный пояс
температура Кол-во осадков Воздушные массы Географическое положение:
Материки
океаны Пример стран расположенных в данном поясе Вывод: какой климатический пояс занимает большую площадь, какой более жаркий, более влажный, более благоприятный для населения.
Объясните, от чего зависит скорость (сила) ветра.
В каких климатических поясах расположены острова: Мадагаскар, Новая Гвинея?
4. В какое время наблюдается max и min температура воздуха, найдите амплитуду:
Время 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
Температура -1 -3 -5 -7 -2 +3 +5 +10 +8 +3 0 -3 -5
5. Составь схему розы ветров:
День 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Ветер С СЗ СЗ С СВ С СВ СВ С СЗ СЗ Ш С ЮЗ Ю ЮЗ СЗ С
Вывод: преобладающий ветер, отсутствующий ветер, штиль.
Практическая работа № 4.
Тема: “Гидросфера”.
Цели работы: изучить строение гидросферы и ее частей; развивать практические умения работать с картой, атласом, контурной картой.
Оборудование: атлас, учебник.
ХОД РАБОТЫ:
1. На контурной карте океанов подпишите:
а) Материки: Евразия, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка.
б) Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Тихий.
в) Моря: Черное Средиземное, Берингово, Карское, Балтийское, Красное, Карибское.
г) Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский, Гудзонов, Большой Австралийский.
д) Проливы: Бернигов, Гибралтарский, Дрейка, Мозамбикский.
е) Острова: Гренландия, Гавайские, Мадагаскар, Сахалин, Исландия, Куба, Калимантан, Новая Зеландия.
ж) Полуострова: Камчатка, Индостан, Аравийский, Скандинавский.
2. Пользуясь физической картой полушарий, заполните таблицу:
Название океана Какие материки омывает Наибольшая глубина
(название, глубина в м.)
1. Тихий 2.Атлантический 3.Индийский 4.Северный Ледовитый 3. Распределите приведенные ниже моря по тем океанам, к которым они относятся. Результат оформите в таблицу:
Название моря
Океан, к которому относится
Какие материки омывает
Окраинное или внутреннее
Моря: Баренцево, Красное, Черное, Японское, Аравийское, Средиземное, Карибское.
4. Выпишите в таблицу, в каких океанах расположены следующие острова и полуострова:
Острова: Новая Земля, Великобритания, Исландия, Сахалин, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Гавайские.
Полуострова: Скандинавский, Сомали, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор.
Океаны Острова Полуострова
Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый 5. Вставьте пропущенные слова. Озаглавьте текст. _____________________________.
С поверхности суши и Мирового океана непрерывно ______________ вода. В атмосфере водяные пары _______________ и образуют облака, которые ветром ______________ на тысячи километров. Из облаков осадки выпадают на сушу и в океан. Со временем осадки, выпавшие на сушу, _______________ в океан по рекам или с подземными водами.
Практическая работа №5.
Тема: “ Географическая оболочка ”.
Цели работы: закрепить знания о климате материков. Научить работать с климатическими диаграммами и делать вывод о типе климата, которому они соответствуют. Развивать способности логически рассуждать и делать выводы.
Оборудование: учебник, атлас.
ХОД РАБОТЫ:
t 0C Кол-во осадков Январь -22 10 Февраль -15 30 Март -5 35 Апрель -2 50 Май +3 65 Июнь +12 65 Июль +16 70 Август +15 60 Сентябрь +6 45 Октябрь 0 35 Ноябрь -10 20 Декабрь -13 15 1. По данным, приведенным в таблице, постройте климатограмму, определите климатический пояс:
2. Определите тип климата и климатический пояс
(с указанием полушария), для которого характерны, обоснуйте свой выбор:
1.четкая сезонность режима температур и осадков, причем январские температуры около -20 градусов по Цельсию, июльские около +18; 2.максимум осадков наблюдается в июле – сентябре, минимум в декабре – феврале; 3.годовая сумма осадков – около 400 мм.
3 Определите тип климата и климатический пояс (с указанием полушария), для которого характерны:
1. четкая сезонность температурного режима влажная, прохладная зима, сухое лето; январские температуры около +20 градусов по Цельсию, июльские около +4; 2.осадки выпадают зимой, годовая сумма осадков около 500 мм.
4. Ниже приведены данные по температуре воздуха в городах: Каир, Берлин, Владивосток, Буэнос-Айрес. Определите к какому городу относится каждый из рядов данных? К какому климатическому поясу каждый город?
№ Город Температура по месяцам, 0С
январь май июль октябрь
1 -16 +5 +16 -8
2 -1 +10 +16 +5
3 +24 +12 +8 +15
4 +10 +17 +30 +15
Практическая работа №6
Тема:«Политическая карта мира»
Цель: ознакомить учащихся с положением государств на политической карте. Обозначение крупнейших стран мира по площади и численности населения.
Оборудование: политическая карта мира.
ХОД РАБОТЫ:
1.Сравнительная характеристика физической и политической карты:
Тип карты Что изображается Каким способом Для каких целей используется
Физическая карта Политическая карта 2. Классификация по географическому положению: Страны делятся на: островные, полуостровные, материковые, не имеющие выхода к морю. Приведите примеры трех стран и их столицы (заполните таблицу):
Особенности ГП Государство Столица
Островные Полуостровные Материковые (имеющие приморское положение) Материковые (не имеющие выхода к морю) Вопросы на закрепление:
Приведите примеры двух островных государств:
Индийского океана Атлантического океана Тихого океана Приведите примеры двух государств на разных материках, которые находятся на побережье:
Атлантического океана Индийского океана Тихого океана Какие государства Северной Америки омываются тремя океанами? ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
1164590400685Отметьте в контурной карте десятку крупнейших стран по площади, подпишите их столицы: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Казахстан, Судан, Заир