Практические работы по географии 6 класс
География 6 класс.
Практические работы
Подготовила: учитель 1 категории Кучма Татьяна Николаевна сш№6
Практическая работа №1: "Съёмка плана местности"
Цель: 1.сформировать приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений, расстояний , абсолютных высот отдельных точек и форм рельефа на плане местности.2. Сформировать элементарный приём проведения глазомерной съёмки на местности (один из видов).
1. Тренировочная работа.
Заполните таблицы 1,2 указав направления и расстояния на схемах (рис.1,2).
Таблица 1.
Основные пункты маршрута Направление движения Азимут (А) Расстояние (Р) в метрах
Рис.1. Схема маршрута
Таблица 2.
Наблюдаемый объект Расположение объекта по отношению к месту наблюдения Азимут движения к объекту Расстояние до объекта
Рис. 2. Схема расположения географических объектов относительно места наблюдения.
2.Итоговая работа.
Построение простейшего плана местности небольшого участка
(проведения глазомерной съёмки на местности (один из видов)).
Рекомендация
Заключительной частью темы "План и карта" является практическая работа по проведению глазомерной съёмки. Ребята с удовольствием выполняют эту работу, но при условии, что все они по-настоящему готовы к выполнению съёмки местности , т. е. знают, ч т о им предстоит делать. Таким образом , проведение практической работы за пределами школы требует тщательной подготовки и учителя, и учащихся.
Прежде всего учитель должен выбрать местность для будущей съёмки -определить её размеры ,учесть, насколько она "насыщена" объектами (не будет ли будущий план пуст или, наоборот, перегружен информацией). Исходя из этого, решить, какой вид съёмки (полярная или маршрутная) предпочтительнее. Если подобная практическая работа организуется учителем впервые , то желательно, чтобы он выполнил работу сам, перед тем как предлагать её ребятам. Это позволит ему избежать многих просчётов и неожиданностей.
Затем предстоит подготовить к съёмке учащихся. Ребятам следует знать цель выполняемой работы , которая может быть учебной, а может носить прикладной характер, например составить план местности для организации спортивной площадки, проведения соревнований и т.д. Каждый учащийся должен заранее подготовить необходимое оборудование (стр.32 учебника) и научится им пользоваться. Ещё до выхода на местность учащихся надо научить держать планшет , ориентировать его по сторонам горизонта. Следует поупражняться и в определении направлений на объекты с помощью визирной линейки т.д.
Можно также провести своего рода "репетицию" глазомерной съёмки. для чего перенести урок , например , в актовый зал или спортивный зал. В зале учитель заранее "готовит местность" предстоящей съёмки: расставляет макеты отдельных объектов - деревьев , строений ,колодца и т.д. Раскрасив и расстелив на полу куски бумажных обоев , можно "сделать" речку или дорогу. На такой условной местности можно провести репетицию полярной глазомерной съёмки, поупражняться в определении направлений на объекты и в изображении их на плане , в измерении расстояний шагами или рулеткой.
По условной местности в коридоре можно проиграть маршрутную съёмку.
Если на местности предстоит групповая работа, то следует заранее разбить учащихся на группы, выбрать ответственных, объяснить обязанности всех её членов. Необходимо организовать работу так, чтобы каждый учащийся прошёл через все виды работ, а не ограничился только одной обязанностью , например только измерением расстояний. Важно также заранее выбрать способ определения расстояний и в зависимости от этого либо подготовить оборудование (рулетку, полевой циркуль), либо научить учащихся рассчитывать среднюю длину шага (лучше пары шагов), либо дать ориентиры для определения расстояний на глаз.
Окончательное оформление планов, как правило, учащиеся делают дома, поэтому следует заранее сообщить им срок окончательной сдачи работ.
Практическая работа №2.
"Определение направлений, географических координат."
Цель: 1.определение направлений и географических координат на глобусе и карте полушарий ,обозначение их на контурной карте. 2. Закрепление теоретических знаний в определении географических координат . 3.формирование умения в определении географических координат на глобусе и карте. 4.Формирование умения оформления контурной карты.
Оборудование: глобус, карта полушарий, атлас, контурные карты, простой карандаш , линейка, ластик, правила оформления контурной карты.
Тренировочная работа.
1. Показать на глобусе экватор, северное полушарие, южное полушарие.
2. Показать на карте экватор, северное полушарие, южное полушарие.
3. Показать на глобусе начальный меридиан, западное полушарие, восточное полушарие.
4. Подписать на контурной карте экватор, северное полушарие, южное полушарие, начальный меридиан, западное полушарие, восточное полушарие.
5. Решение задач на определение координат.
Задача №1. На небольшом острове центральная часть которого расположена на 20̊ ю.ш. и 47̊ в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12см.). По карте или глобусу определить какой это остров? На контурной карте полушарий написать название этого острова.
Для этого необходимо:
а) найти на глобусе и на карте полушарий экватор.
б) найти параллель 20̊ ю.ш.
в) найти на глобусе и на карте полушарий начальный меридиан.
г) найти меридиан 40̊ в.д. и 50̊ в.д. между ними мысленно провести меридиан 47̊ в.д.
д) найти точку пересечения параллели 20̊ ю.ш. и 47̊ в.д.. Прочти название острова.
е) на контурной карте найти экватор - подписать его.
ж)на контурной карте найти параллель 20̊ ю.ш .- подписать её.
з) на контурной карте найти меридиан 40̊ в.д. и 50 в.д. - между ними мысленно провести меридиан 47̊ в.д. (можно провести простым карандашом)
и) найти точку пересечения параллели 20̊ ю.ш. и 47̊ в.д. поставить простым карандашом точку.
к) справа от острова на контурной карте простым карандашом печатными буквами, вдоль параллели подписать название острова.
Итоговая работа
Задача №2. В районе, который расположен на 33̊ с.ш. и 13̊ в.д. однажды была отмечена температура +58̊ С, обозначить это место на контурной карте квадратиком.
Задача №3. Моряки русского торгового судна в Атлантическом океане 0̊ ш. и 0̊ д. встретились с туристами, которые возвращались на теплоходе из южной Африки в Одессу. Обозначьте на контурной карте место встречи кораблей тоской и обведите квадратиком.
Задача №4. Моряки нашли в океане бутылку , в которой была записка. потерпевшие просили о помощи. Вода проникла в бутылку и уничтожила некоторые буквы и цифры и в место точного указания места сохранились лишь обрывки 42...ш. и 173з... у остр... Нов... ... Как называются острова, у которых корабль потерпел крушение. На контурной карте подписать название этих островов.
Практическая работа №3.
"Определение по карте географического положения и высоты крупнейших гор и равнин , географических координат и высот отдельных объектов."
Цель:1. научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и географические координаты отдельных вершин. 2. научиться обозначать на контурной карте объекты литосферы (горы, равнины, их отдельные высоты, вулканы).
.
1. Определите географическое положение гор, равнин названных учителем.
План описания равнины:
1) Название...................................................................................................................
2) Находится на материке............................................................................................
3) Расположена в ................................................................................части материка
4) Протяжённость:
а) распложена между ..................................................параллелями и ............................................меридианами.
б) протяжённость с севера на юг...................с запада на восток................................
5) Находится ( по сторонам горизонта) между географическими объектами (горы, моря, океаны и т.д.)...........................................................................................
6) Преобладающие высоты (по шкале высот)-....................максимальная высота......
7) Вид (по высоте)...........................................................................................................
8) По способу образования относится к .......................................................................
План описания гор.
1) Название ......................................................................................................................
2) Находится на материке............................................................................................
3) Расположена в ................................................................................части материка
4) Протянулись в ......................................................................................направлении.
5) Распложены между ..................................................параллелями и ............................................меридианами.
6) По происхождению относятся к.......................................................................типу.
7) Преобладающие высоты (по шкале высот)..............................................................
8) Высшая точка...........................................её координаты........................................
9) По абсолютной высоте относится к .......................................................................
2. Определить название , высоту и географические координаты высочайших вершин каждого материка. Обозначить эти объекты на контурной карте, заполнить таблицу№3.
Таблица №3
Материк Название гор Название вершины Географические
координаты
3. Определить название , высоту и географические координаты крупнейших вулканов каждого материка. Обозначить эти объекты на контурной карте, заполнить таблицу №4.
Таблица №4.
Материк Название вулкана Географические
координаты
Практическая работа №4.
"Описание одного водного объекта".
Цель: уметь называть и показывать на карте океаны и моря земного шара. Описывать моря и океаны по типовому плану. Закрепить умение работать с контурной картой и знания по номенклатуре по пройденным материалам.
1.1. Нанеси на контурную карту описываемый географический объект (по выбору учителя).
1.2. Опиши данный географический объект.
План описания океана.
1) Название океана...................................................................................................................
2) Географическое положение: а) положение относительно экватора и начального меридиана. ...............................................................................................................................
б) какие материки и где омывает...........................................................................................
в) с какими океанами и где связан.........................................................................................
3) Размер океана (площадь)...................................................................................................
4) Средняя ............................................и максимальная глубина.........................................
5) Название океанических котловин и желобов...................................................................
6) Свойства воды: а) распределение температур. В каком направлении температура уменьшается и почему?..........................................................................................................
б) солёность воды...................................................................................................................
7) Течения:
а) тёплые...................................................................................................................................
б) холодные..............................................................................................................................
8) Использование океана человеком......................................................................................
План описания моря:
1) Название моря......................................................................................................................
2) К какому океану относится...............................................................................................
3) Географическое положение: а) положение моря относительно океана.......................
б) омывает берега...................................................................................................................
4) По географическому положению относится к...............................................................
5) Размеры моря (площадь)..................................................................................................
6) Средняя ............................................и максимальная глубина.........................................
7) Свойства воды: а) температура.........................................................................................
б) солёность воды...................................................................................................................
8) Возможность хозяйственного использования................................................................
2. Географический диктант (по контурной карте):
1 вариант 2 вариант
Евразия 1. Африка
Антарктида 2. Австралия
ос. Гренландия 3. ос. Мадагаскар
Апеннинский полуостров 4. пол-ов Лабрадор
Северный Ледовитый океан 5.Тихий океан
Саргассово море 6. море Фиджи
Чёрное море 7.Средиземное море
Баренцево море 8. Карское море
Восточно -Китайское море 9. Охотское море
Гудзонов залив 10. Бенгальский залив
пролив Дрейка 11. Мозамбикский пролив
р. Волга 12. р.Амазонка
р. Тигр 13. р.Нил
р. Янцзы 14. р.Хуанхэ
оз. Байкал 15.оз. Арал
оз. Балкаш 16. Каспийское море
3 вариант
1. Северная Америка
2. Южная Америка
3. ос. Исландия
4. Атлантический океан
5. Саргассово море
6. Аравийский пол-ов.
7. море Лаптевых
8. Мексиканский залив
9. Жёлтое море
10. Японское море
11. Персидский залив
12. Северное море
13. р. Конго
14. р. Амазонка
15. оз. Иссык-Куль
16. оз. Верхнее
17. р.Евфрат
Практическая работа №5.
" Анализ и обработка материалов о погоде своего края"
Цель: формирование умений наблюдения и обработки собранных материалов
(составление графика температур, диаграмм , "розы ветров"); делать выводы о состоянии погоды, давать её описание.
Предварительна работа
Составление календаря погоды (приложение учебника 5,6 стр. 178(учебник за 2011г.)).
Итоговая работа (по данным календаря погоды).
1. Объяснение учителем важности умения обрабатывать материалы метеорологических наблюдений.
2. Составление графика температуры по выбору учителя (за сутки, неделю, месяц) рис.3 График изменений средних температур с 13по 19 марта в Атбасаре (образец).
Рис.3. График изменений средних температур с 13по 19 марта в Атбасаре (образец).
3.Составление графика температуры за год (данные можно взять в местной метеостанции).
4.Вычерчивание диаграммы " Среднегодовое количество осадков города Атбасара" (можно взять данные по Астане в учеб. географии за 8 класс).рис.4(образец)
Рис.4. Диаграмма распределения осадков по сезонам года на территории Атбасара (образец)
5.1) Заполните таблицу №5. и постройте "Розу ветров" Таблица №5
Направление ветра и количество дней с таким направлением С С-В В Ю-В Ю Ю-З З С-З
Показатели облачности:
*Ясно
*Пасмурно
*Переменная облачность Итого дней: а) По каждому направлению (румбу) отметь направление ветра согласно данным таблицы №4. (1день=1деление). рис.5
Рис. 5.1 "Роза ветров" и диаграмма облачности (образец) Рис. 5.2 "Роза ветров" и диаграмма
облачности.
б) Соедини концы векторов красной линией.
2) Укажи на схеме , где целесообразнее построить город и тепловую электростанцию. Почему?
3) Опишите погоду своей местности по плану.
а) За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) даётся описание.
б) Наибольшая, наименьшая (определить амплитуду температур) и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.
в) Осадки , их общее количество, вид осадков и время их наибольшего выпадения (с чем это связано).
г) Облачность, распределение облачности по дням.
д) Атмосферное давление. Изменение давления.
е) Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
Рекомендация
Считают, что одно из свойств погоды - изменчивость. Действительно, погода изменяется в течении суток . Например, летом рано утром восходит Солнце, безветренно, ни облачка. Чем выше поднимается Солнце, тем становится теплее, исчезает росса, появляются облака, изменяется атмосферное давление, усиливается ветерок и т.д. В два - три часа дня иногда проходит кратковременный дождь. Все элементы и явления погоды взаимосвязаны. На следующий день повторяется примерно то же самое, только температура на 1 -2̊С выше, дождь прошёл грозовой. Если бы вы летом вели дневник погоды, то погоду за эти дни в графе "Вывод о погоде" обозначили одинаковыми значками. В погоде за эти два дня было много общего и некоторые различия, но они незначительны. Можно сказать , что в эти два дня была устойчивая погода одного и того же типа: тёплая, малооблачная, с кратковременными осадками.
Здесь следует предложить учащимся в дневниках погоды за какой - либо месяц найти устойчивую погоду одного и тог же типа.
- На территории нашей страны в одних её частях устойчивая погода одного и того же типа может сохранятся сравнительного длительное время, в других - часто изменятся.
Иногда вместо ожидаемого потепления днём погода вдруг резко изменяется, наступает похолодание. Или же вместо холода к вечеру становится неожиданно тепло. Главная причина таких изменений в любое время суток в погоде - перемещение воздушных масс (ВМ).
Учащиеся должны в своих дневниках погоды найти дни , в которые произошло значительное изменение погоды; по записям выявить , как изменилось по сравнению по сравнению с предыдущим днём атмосферное давление и направление ветра. Вспомогательную роль в объяснении причины изменения погоды должен сыграть материал о тех воздушных массах ,которые влияют на погоду в своей местности в тёплое и холодное время года. В элементарном изложении о воздушных массах - следует рассказать о том, где они образуются, какие свойства приобретают от подстилающей поверхности, в каком направлении перемещаются ,что с ними происходит (например, летом холодные арктические воздушные массы, приходя на прогретую сушу, быстро нагреваются от земной поверхности, увлажняются от испарений). В этом объяснении следует напомнить учащимся о большой подвижности воздуха; подчеркнуть, что воздушные массы занимают обширные территории - тысячи квадратных километров.
Знакомство с воздушными массами поможет учителю элементарно объяснить способы предсказания погоды синоптиками, а также по местным признакам всеми, кого интересует погода. Им надо предложить рассказать о признаках предсказания погоды , характерных для своей местности. Но при этом объяснить, какие из них научно обоснованы, а какие - ошибочны.
Практическая работа №6.
"Составление плана описания и творческая характеристика природной зоны своего края"
Цель: формирование умений находить взаимосвязь между природными копонентами конкретной природной зоны, составлять описание изучаемой природной зоны.
1. Беседа:"Географические пояса и зоны"( обратить внимание на то, что названия природных зон происходят от преобладающей растительности, проследить взаимосвязь между рельефом, климатом, водами, почвами, растительностью и животным миром)
2. Составление плана описания природной зоны.
Примерный план описания.
1) название природной зоны
2) характеристика природных компонентов:
а) рельефа ;
б) климата;
в) воды;
г) почвы;
д) растительного и животного мира;
е) хозяйственная деятельность человека;
ё) экологические проблемы окружающей территории.
Выводы_________________________________________________________________________________________________________________________________________
(выводы должны отражать взаимосвязь между рельефом, климатом, водами, почвами, растительностью и животным миром)
Творческая характеристика природной зоны своего края
*Изучение природной зоны своей местности можно организовать в форме конференции, в которой главными вопросами содержания могут быть экологические проблемы окружающей территории.
*Проводиться как игра - состязание "Кто всех главнее". Целесообразно пригласить на игровое занятие членов жюри- учащихся старших классов и, возможно учителей химии и биологии.
ХОД ИГРЫ
По условиям игры присутствующие объявляются участниками научного диспута. Представители команд полуают карточки с названием природных компонентов (возможны варианты: карточки могут даваться командам по жребию или же распределятся что именно их компонент природы является самым главным , определяющим развитие остальных компонентов природной зоны.
Команда можтет выступить в удобной ей форме: коллективно или поручив изложение общей позиции своему представителю.
ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ
Жюри оценивает обоснованность доводов команды. Учитель подводит итог всех выступлений, делая вывод о значимости каждого компонента и приводя соответствующие примеры.
В соответствии с вердиктом жюри по усмотрению учителя выступления команд победительниц могут быть оценены текущими отличными и хорошими отметками.
Желаю творческих успехов!
Практическая работа №7
"Нанесение на контурную карту государств и их столиц по заданым координатам"
Цель: формирование умений работать с политической картой мира, опреднлять положение государства; развитие умений определять географические координаты.
Задание 1. Используя политическую карту мира, определите географическое положение Казахстана.
1. На каком материке находится.
2. С какими странами граничит.
3. Какими океанами и морями омывается.
4. Столица государства и её географические координаты.
Задание 2. На контурную карту полушарий нанесите 10 (кол-во по усмотрению учителя) государств мира , подпишите их столицы с географическими координатами, заполните таблицу № 6.
Таблица № 6.
№ п/п Название государства Название столицы Координаты столицы
Широта Долгота
Пояснительная записка.
Настоящее методическое пособие состоит из 7 практических работ по курсу «Физическая география 6 класс" под редакцией Бирмагамбетова А.Б., Мамыровой К. Н. 2011 год.
Целью данного методического пособия является:
обеспечение первого этапа физико - географического образования учащихся , при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география.
Перед курсом стоит ответственна задача:
сформировать определённую систему топографо-картографических знаний , которая должна обеспечить "географичность" содержания ,т.е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений ,в том числе положения в пространстве
Усвоение знаний неразрывно связано с процессом формирования приёмов учебной работы. Поскольку Большая часть географических приёмов включает в себя интеллектуальные и практические действия, то правомерно говорить ,что учащиеся одновременно усваивают и приёмы умственной деятельности.
Целенаправленная работа по формированию специфических географических приёмов учебной работы осуществляется по следующим основным этапам.
1-й этап - введение приёма. Учащиеся должны осознать состав приёма (т.е. систему действий , выполняемых в определённой последовательности ), рассказать о нём, первоначально усвоить его в тесной связи с соответствующими понятием и представлением. При этом необходимо добиться чёткого понимания его значения. Контроль за усвоением приёма осуществляется по заданиям, требующим рассказа о составляющих приём действиях по ходу выполнения заданий по образцу. 2-й этап - закрепление приёма в процессе упражнений. Его можно провести на примере заданий по образцу или в заданиях сходных с обучающими, которые требуют элементарного переноса, т.е. некоторого изменения в действиях. Некоторые приёмы формируются на протяжении изучения всех основных тем курса (например, определение географического положения объекта). Перенос в усвоении обобщённого приёма - ответственный этап, так как он предупреждает формальное заучивание действий , заставляет учащихся активизировать внимание, поскольку в каждом задании может быть что-то новое, требующее не механического применения , а его перестройки( исключение некоторых действий и включение новых) либо поиска на его основе новой системы действий. На основе знания состава приёма и упражнений у школьников формируются умения. 3-й этап - подведение учащихся к итоговому обобщению и систематизации Он реализуется при обобщающем повторении как отдельных тем, так и курса в целом. В большинстве случаев учащимся бывает посильно предложение учителя придумать задание на применение приёма. 4-й этап - самостоятельное использование приёма на протяжении изучения всего школьного курса географии.
Использованная литература:
1."Методическое пособие по географии 6 класс", Т.П. Герасимова и О.В. Крылова, Москва "ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1991г.
2."Практические работы по геграфии. Начальный курс." , Кругликова С.В., Алматы ТОО "8&8" 2009г.
3.Рабочая тетрадь "Физическая география. Начальный курс.", В.И. Сиротин, Москва "Дрофа" и "Издательство ДИК", 2000г.
4."Практические работы 6 класс", Скоба Л.Н.