Конспект урока русского языка в 9 классе по теме СПП с несколькими придаточными
Конспект урока русского языка в 9 классе
по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учитель Григорян Кристина Саркисовна
Предмет – русский язык
Класс – 9
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Мотивируют школьников на активную учебную деятельность в течение всего урока.
Цели урока.
Закрепить знания теоретических положений по изучаемому материалу, проверить знания и умения, необходимые для решения тестовых заданий при подготовке к ГИА.
Развивать умения постановки знаков препинания СПП с несколькими придаточными.
Формировать положительную мотивацию к обучению.
Оборудование урока.
Записи на доске
Распечатка текста для анализа (на каждого ученика).
Приложение. Игра «Веришь - не веришь ».
№
Этапы урока
Содержание урока
II
III
IV
Организационный момент, мотивация.
Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.
Отработка учебного материала.
2 .Индивидуальный устный опрос.
Цель. Развитие монологической речи, умение создавать высказывание на лингвистическую тему. Совершенствовать умение соотносить теоретические положения с примерами.
3.Закрепление изученного.
Цель. Повторить основные теоретические сведения, развивать умение на слух определять вид связи. Развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки.
4.Фронтальный письменный опрос.
Цель. Развивать умения на слух определять вид связи в СПП с несколькими придаточными, определять зависимость придаточных в СПП.
5.Фронтальная письменная проверка знаний.
Запись предложений под диктовку.
Цель. Проверить умения постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, работать над особенностями предложения с однородным подчинением. Проверить орфографическую зоркость, повторить основные орфограммы. Проверить умение соотносить текст со схемой. Закреплять умение выделять грамматическую основу предложения.
Самопроверка.
На интерактивной доске записаны предложения с подчеркнутой грамматической основой. Ребята проверяют написанное.
Индивидуальный ответ. Первый ученик устанавливает соответствие схем и написанных предложений, комментируя свой выбор, а также особенности постановки запятой в предложении с однородным подчинением. Получает оценку.
Второй ученик комментирует выделенные орфограммы. Тоже получает оценку.
5.Анализ текста.
Цель. Развивать умение анализировать текст при выполнении заданий, ориентированных на тестовую часть ГИА по русскому языку. Активизировать знания основных понятий синтаксиса и пунктуации. Умение соотносить слово с описанной орфограммой, определять морфологическую принадлежность слова.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель. Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
5баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
2 балла – «2»
Домашнее задание.
Цель. Мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.
Итог урока.
В течение урока все ребята проводили контроль-проверку своих знаний, поэтому каждый получил оценку, а также оценку получили ребята за индивидуальные ответы.
На уроке присутствовали 5 учеников. За работу в тетрадях получены следующие оценки:
«5» –
«4»
«3» –
«2»–
За индивидуальные ответы получены следующие оценки:
«5» – теория
«5» – комментарий к игре «Веришь – не веришь»
«5» – за установление соответствия схем и предложений с комментарием
«4» – комментарий к орфографии.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на урока мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания.
Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на каждом этапе урока. Сумма полученных в течение урока баллов – оценка вашего труда, ваших знаний, которая будет выставлена в конце урока.
2. Рассказ ученика о видах связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Во время ответа ученик чертить на доске основные схемы, приводит примеры, а ученики на местах иллюстрируют ответ примерами из домашнего задания (упражнение 131(I), учебник «Русский язык» для 9 класса С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.).
3.Для закрепления теоретического материала проводится игра «Веришь – не веришь» (текст игры в приложении). Ребята в тетрадях ставят номер вопроса и ответ «да» или «нет».
Итоговая запись в тетрадях:
1.да 2.нет 3.да 4.да 5.да 6.да 7.нет 8.да 9.да 10.нет.
После записи один ученик комментирует ответы после повторного прочтения каждого вопроса. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.
Ученики, правильно ответившие на все вопросы, получают 1 балл.
4.Проводится цифровой диктант.(на доске предложения написаны)
На доске записаны названия основных видов связи, которые ребята переносят в тетрадь. Прослушав предложения, ребята ставят номер предложения к соответствующему виду связи.
1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.
Запись в тетрадях:
последовательное – 1,3
параллельное – 5
однородное – 2,4.
Ученики, не допустившие ни одной ошибки, выставляют себе 1 балл.
5. На доске начерчены схемы предложений, которые ребята будут записывать под диктовку.
Задания: расставить запятые, подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, отыскать соответствующую схему.
[ ___ ===, (с. ===), (с.с. ===), и ===].
[ ___ === ], (с.с. === ____ ) и (с.с. === ____).
[ ___ ===], (с. === ____ и === ____).
[ ===], (с. ____ ===), (с. === ____).
1.Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.
2.Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте, и бросил его.
3.В этот раз я уже обрадовался, когда раздался звонок и ко мне ввалился Юрка.
4. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
После проверки ребята, правильно установившие соответствие и верно подчеркнувшие грамматическую основу в предложениях, выставляют себе 1 балл.
Ребята получают карточки с текстом для анализа.
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.
2.Выписать грамматические основы.
3. Определить вид подчинения.
4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.
5.Выписать цифры, соответствующие выделению вводного слова.
6.Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству, выраженному деепричастным оборотом.
7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
10.Выписать подчинительные союзы.
Ответы.
1.3
2.И. И. Пущин покинул и поступил
доказать
можно приносить
3.Последовательное
4.Товарищ по Лицею
5.3, 4
6.7
7.Блестящую
8.Чувства
9.Приносить
10.Чтобы, что
После анализа текста ребята проверяют фронтально ответы и выставляют баллы: задание с 1-6 – 1 балл, 7-10 – 1 балл. Всего 2балла.
Спасибо за работу. Все вы постарались максимально проявит себя, проверить свои знания. Теперь подсчитайте баллы, полученные во время урока, их количество соответствует вашей оценке за урок.
Вы оценили себя, обратили внимание на то, что не удалось, над чем надо поработать на следующих уроках и дома.
На следующем уроке мы продолжим работу над данной темой. Особое внимание уделим постановке знаков препинания в предложениях с последовательным подчинением, особенно тех случаев, когда рядом находятся два подчинительных союза. На это обратите особое внимание при подготовке дома, выполняя упражнение 134 учебник «Русский язык» для 9 класса С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.). Отметьте те предложения, в которых есть союзы, стоящие рядом.
Приложение к уроку игра «Веришь – не веришь».
Верите ли вы, что в СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, параллельное и однородное? (да).
Верите ли вы, что при последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному? (нет).
Верите ли вы, что при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного? (да).
Верите ли вы, что при последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза? (да).
Верите ли вы, что параллельное подчинение еще называют неоднородным? (да).
Верите ли вы, что при параллельном подчинении придаточные предложения по-разному относятся к одному и тому же главному? (да).
Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы? (нет).
Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения могут быть соединены сочинительным союзом «и» и тогда запятая между ними не ставится? (да).
Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения, связанные союзом «и» могут иметь общий подчинительный союз? (да).
Верите ли вы, что в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными может быть только один вид подчинения? (нет).