Вводный урок по литературе 5 класс О чем говорят книги
Тема. «О чем говорят книги».Цель урока. Формирование представления учащихся об истории создания книги.
Формирование компетенций:
Личностные – принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Коммуникативные – формировать умение организовывать и осуществлять сотрудничество.
Регулятивные УУД- определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД
- находить нужную информацию.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- проявлять интерес к изучаемому предмету.
Метапредметные результаты:
- ориентироваться в учебнике по чтению;
- понимать и применять систему условных обозначений при выполнении задания;
- самостоятельно контролировать и оценивать свой ответ или ответ товарища в соответствии с образцом.
Предметные результаты:
- понимать значение книги как источника знаний; говорить громко, внятно.
- читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого.
Коррекционные: способствовать коррекции речи.
Тип урока: урок – исследование.
Ход урока
І. Организационный этап.
1. Беседа.
-Я рада вас видеть в 5 классе. Вас ждут в 5 классе новые открытия, интересные события. Сегодня у нас праздник вдвойне: день Знаний и день чтения.
- У всех бывают праздники. И у книг тоже.
2. Речевой момент.
- Давайте проверим готовность нашей слуховой аппаратуры к работе. Как вы слышите?
ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вхождение в тему
Ассоциативный куст.
Открывается часть темы (Рождение) . Звучит песня : Песенка крокодила Гены «День рожденья…..»
- Как вы понимаете смысл этого слова?
-Перечислите, что может появляться на свет.
Загадка о книге. Слайд 2
Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине Открывают тайны мне. ( книги)
Открывается вторая часть темы. ( Рождение книги)
ІІІ. Актуализация знаний
- Чему будет посвящён наш урок?
Пантомима «ученик идет на урок с книгой»: один из учеников показывает, а другие должны отгадать, что он несет в руках.
Тренинг «Книжкины жмурки»- по вопросам отгадать, какая книга в руках у учителя.
ІV. Первичное усвоение новых знаний
- Всегда ли книга была такой, какой мы привыкли её видеть?
- Мы отправляемся в путешествие, в далёкое прошлое, чтобы узнать какими были первые книги.
1. Работа по ленте времени:
- Посмотрите на ленту времени и найдите на ней себя (картинка изображает человечество от древнего мира до современного мира)
- Чтобы узнать об истории создания книги, куда мы отправимся по ленте времени? ( Найдите подсказку на ленте времени.)
- Долгий ли путь нам предстоит?
2. Тренинг «Своя подпись»
На столах лежат листы с текстом, прочитать и найти картинку к тексту
Карточка № 1.
Когда ещё не было книг, человек хотел передать свой опыт и знания, он рисовал на скалах. Карточка № 2.
Древние греки писали на глиняных или восковых табличках острыми палочками.
Карточка № 3.
В Древнем Египте делали записи на листах, изготовленных из растения папирус.
Карточка № 4.
Многие древние народы использовали для письма пергамент – обработанные овечьи и козьи шкуры
3. Исследовательская работа «Поисковый бой»
-Кто первый придумал книгу?
Выбрать из 5 картинок 2 с изображением первопечатников.
Чтение высказываний на слайдах
Учитель показывает слайды о первопечатниках и высказывания мудрецов о чтении.
V. Практическая работа
«Собиралочка»
- Из каких частей состоит книга?
Задание: собрать из отдельных частей книгу и склеить ее. (Групповая работа).
На презентации показаны части книги и как их склеивать.
2. «Оживите книгу»
Дети получают задание, выполняют его.- Какие рисунки можно нарисовать к сказке «Колобок», чтобы дети, которые её не читали, поняли о чем?- Выберите среди картинок наименьшее количество, по которым можно создать книжку-сказку.- Выберите из произведения или придумайте подписи к иллюстрациям.В результате выполнения задания должна получиться книга.
VI.Обобщение.- Что узнали об истории создания книги ?- Из каких частей состоит книга? Для чего нужна вам эта информация?
- Теперь мы можем подарить эти книжки-малышки ученикам младших классов.
VII. Подведение итогов урока.
Наш урок подошёл к концу.
- Сможете ли вы рассказать своим родителям о том, как появились первые книги?
- Сумеете теперь самостоятельно выбрать себе книгу для чтения?